Экспериментальная работа в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Под лозунгом обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу по всей стране начат поиск оптимальных форм обучения дошкольников. Приоритет в осуществлении образования детей старшего дошкольного возраста всё-таки остаётся за дошкольным учреждением, где предусматривается чёткое чередование видов деятельности, занятий, игры.

Второй год МДОУ д/с общеразвивающего вида № 56 г. Апатиты Мурманской области участвует в эксперименте по апробации “Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста” авторского коллектива Гризик Т.И., Соловьёвой Е.В., Руновой М.А., Якобсон С.Г., под руководством Дороновой Т.Н. (далее по тексту – Программа).

Бесспорно, главная роль в организации экспериментальной работы в ДОУ принадлежит руководителю, который должен обладать высокими профессиональными качествами и должен быть готов к погружению в эксперимент. Руководитель является нормоносителем, его зрелая (или незрелая) правовая установка обязательно будет влиять на правосознание коллектива. Руководителю необходимо провести самоанализ и решить готов ли он сам работать в режиме эксперимента. Чтобы эксперимент состоялся по всем правилам педагогической науки, у субъектов этого процесса (педагоги, воспитанники, родители) должен быть серьезный мотив заинтересованного участия. Очень важно, чтобы эксперимент стал средством развития и помог привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения поставленной проблемы.

На подготовительном этапе экспериментальной деятельности педагогами МДОУ д/с общеразвивающего вида № 56 была изучена психолого-педагогическая литература и документы по теме эксперимента; проведён мониторинг выявления уровня компетентности педагогов по проблеме эксперимента; подготовлен следующий пакет документов:

  1. Приказ Комитета по образованию Мурманской области об организации экспериментальной работы по апробации вариативной комплексной программы развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет.
  2. Приказ учредителя об организации экспериментальной деятельности на базе МДОУ д/с общеразвивающего вида № 56 по апробации Программы.
  3. Приказ руководителя МДОУ об экспериментальной деятельности по апробации Программы и участии педагогов старшей группы в данном эксперименте.
  4. Положение о временной творческой группе МДОУ д/с общеразвивающего вида № 56.

Необходимые условия для организации образовательного процесса по апробации Программы в МДОУ регламентируется следующими нормативными документами:

  • Закон Российской Федерации “Об образовании”.
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ.
  • Письмо МО РФ “Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования” № 271/23-16 от 31.07.2002 года.
  • Письмо МО РФ “О подготовке детей к школе” № 990/14-15 от 22.07.1997 года.
  • Письмо МО РФ “Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования” № 35-М от 25.03.1994 года.
  • Концепция содержания непрерывного образования, утверждённая Федеральным координационным советом по общему образованию МО РФ от 17.06.2003 года.
  • Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста.
  • Материалы Всероссийского совещания “Деятельность органов управления образованием, руководителей ДОУ по организации, содержанию методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста”.

Эффективность экспериментальной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от качества планирования деятельности. Поэтому важнейшим моментом начала работы по апробации Программы явилось составление плана проведения эксперимента. Планирование гарантирует тщательное продумывание хода экспериментальной деятельности и важно для продуктивной работы и получения ожидаемых результатов (Приложение 1).

К педагогу, работающему на экспериментальной группе, предъявляются большие требования:

  • уметь определять конкретные образовательные и воспитательные задачи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
  • владеть умениями осуществлять перспективное планирование;
  • методически грамотно выстраивать педагогический процесс;
  • осуществлять сотрудничество с родителями (законными представителями) по вопросам образования и воспитания детей;
  • совершенствовать педагогическое мастерство.

Руководителю необходимо хорошо изучить внутренние резервы каждого участника, ведь ни для кого не секрет, что все люди индивидуальны: один с большим желанием включается в эксперимент, другой строит преграды на пути воплощения задуманного в жизнь, а третьему всё просто безразлично. Педагогический коллектив всегда неоднороден, поэтому с помощью специально подобранного инструментария были выявлены:

– теоретическая компетентность педагогов;
– профессиональная компетенция;
– методическая компетенция;
– уровень деловой квалификации;
– творческий потенциал;
– готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.

Анализ кадрового потенциала позволил выявить педагогов-“мастеров”, которые могут справиться с инновациями, имеющих богатый опыт, обладающих инертным педагогическим мышлением.

При работе с кадрами необходимо формировать творческий коллектив единомышленников. Поэтому руководителю необходимо учитывать индивидуальные качества участников образовательного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, психологическую готовность к той или иной деятельности.

Важное условие успеха – готовность коллектива к повышению квалификации, которая достигается:

  • участием педагогов в исследовательской деятельности;
  • совместная деятельность педагогов в рамках временных творческих коллективов;
  • привлечение личностного опыта при решении профессиональных задач.

Развитие профессиональных и личностных качеств педагогов, формирование у них умения организовывать продвижение каждого ребёнка к общим целям по собственному маршруту, является важнейшим условием роста адаптивности ребёнка к условиям школьного обучения.

Создание предметно-пространственной среды, соответствующей особенностям и закономерностям развития ребёнка старшего дошкольного возраста, – это неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности. В ДОУ был проведён анализ предметно-пространственной среды, который указал на необходимость реорганизации среды в соответствии с требованиями Программы. Педагогами были созданы проекты предметно-пространственной среды группы. Данные проекты обсуждались на мини-педсоветах, заседаниях временной творческой группы. Сейчас предметно-пространственная среда групп в ДОУ носит вариативный характер, предполагает возможность преобразования, с лёгкостью моделируется.

Одним из важнейших факторов, по мнению многих специалистов в области дошкольного детства, влияющих на организацию образования детей старшего дошкольного возраста, является состояние здоровья дошкольников. Поэтому совместно с медицинскими работниками МДОУ был проведён мониторинг здоровья детей старшего дошкольного возраста. Результаты показали, что оздоровление детей должно стать составной частью работы педагогов и медицинского персонала, детям необходимо медицинское сопровождение. МДОУ тесно взаимодействует с детской поликлиникой города в течение всего периода пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. Медицинский персонал МДОУ совместно с врачами детской поликлиники проводят:

  • мониторинг здоровья детей с привлечением специалистов поликлиники;
  • выявление детей групп риска;
  • оценку эффективности проводимых в МДОУ мероприятий по оздоровлению детей.
  • прогнозирование течения адаптации ребёнка к школе;
  • разработка рекомендаций на период адаптации.

Проведение экспериментальной работы в ДОУ по Программе потребовало разработки распорядка дня старшего дошкольника (Приложение 2).

Отслеживание результатов развития детей – важный компонент любой экспериментальной работы. В старших дошкольных группах имеется папка, в которой представлены диагностические материалы и результаты по ним. С помощью данных материалов можно отследить динамику индивидуального развития каждого ребёнка и разработать психолого-педагогическое сопровождение детей.

Принятая нами модель будущего ученика была полностью одобрена на совместном заседании педагогов ДОУ и практикующих учителей школы.

Каким мы же видим ребёнка на выходе из детского сада в школу?

  • устойчивое положительное отношение к себе как личности.
  • уверенность в своих силах.
  • проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
  • активное взаимодействие со сверстниками.
  • способность договариваться.
  • доброжелательное отношение к окружающим.
  • уважение достоинств других и обладание чувством собственного достоинства.
  • способность легко выбирать себе занятие.
  • способность к фантазии.
  • развитие волевых качеств, способность ставить и достигать цели.
  • развитие познавательных способностей, большой рост любознательности.

В целях повышения качества экспериментальной работы в ДОУ разработан план работы с семьёй и социумом (Приложение 3).

Таким образом, тщательное планирование экспериментальной деятельности в ДОУ способствует:

  • организации педагогического процесса;
  • организации работы с кадрами;
  • привлечению к деятельности учреждения родителей воспитанников и социума.