Цели:
- развивать умение работать с книгой;
- обобщать знания о птицах, об их значении в жизни людей, рассматривая разные жанры лит-ры;
- воспитывать бережное отношение к птицам
Вид урока:интегрированный
Форма: урок-путешествие
Ход урока
1. Орг. момент.
- Ребята, послушайте фонограмму. (звучит фонограмма «Голоса птиц».)
- Что за звуки мы сейчас услышали?
- Правильно. Ведь сегодня на уроке чтения мы будем говорить о прекрасных жителях нашей планеты, о пернатых друзьях- о птицах. Мы много о них читаем замечательных произведений на уроках чтения- классного и внеклассного, говорим об их жизни и повадках на уроках природоведения.
- Цель сегодняшнего урока- обобщить свои знания о птицах, рассмотрев разные жанры литературы, в которых можно увидеть жизнь птиц, их значение в природе и в жизни людей.
- Т.к. тема урока «Птицы на страницах», мы и отправимся в путешествие по страницам книги. ( На доске появляется книга- самоделка с этапами урока, каждый этап-новая страница).
Рисунок 1
2. Путешествие по страницам:
1стр. ЗНАКОМСТВО.
Рисунок 2
- Сегодня наш класс поделен на 3 группы, которые будут представлять определённый жанр. Давайте познакомимся:
- Жанр СТИХОТВОРЕНИЯ о птицах.
- Что такое стихотворение?
- Прочитайте, как об этом написано в словаре Ушакова.
- Каких знаете поэтов, пишущих стихотворения?
- Жанр БАСНИ о птицах.
- Что такое басни?
- Что говорится в словаре?
- Кто пишет басни?
- Кто скрывается за образом птиц?
- Жанр РАССКАЗЫ И СКАЗКИ о птицах.
- Что такое рассказы? Сказки?
- Как указано в словаре?
- Какие писатели пишут рассказы о птицах?
2 стр. ЗАЩИТА КОМАНД.
Рисунок 3
-1 группа СТИХОТВОРЕНИЯ:
- О ком пойдёт речь:
- Всех перелётных птиц черней,
Враг личинок и, друг полей,
Взад-вперёд по пашне вскачь.
И зовётся птица… (грач)
Рисунок 4
Один из учеников 1 группы показывает рисунок грача и рассказывает:
- ГРАЧ - похож на ворону, но имеет более тонкий клюв. Селятся грачи в скверах и парках . Их называют «вестники весны», т.к. прилетают самой ранней весной, когда снег едва начинает таять. В народе есть поговорка: «Увидел грача - весну встречай».
ГРАЧИ
Лесок дремал. Приход ничей
Его покуда не тревожил.
Но я пришёл и сон грачей
Взлетел, крича, и весь он ожил.Они, к полудню прилетев
С прогулок утренних по нивам,
Качались на верхах дерев
В расположении сонливом.Я помешал; я их спугнул.
Над рощей долго в шумной свалке
Стоял грачей басистый гул,
И звонко вторили им галки.Иным грачей несносен крик;
А я его люблю, напротив.
Я с детских лет к грачам привык,
Себя их слушать приохотив.
А.Жемчужник
- А сейчас о ком пойдёт речь?
- На шесте- дворец,
Во двоце- певец,
А зовут его -… (скворец)
Рисунок 5
2-й участник группы показывает рисунок и рассказывает:
- СКВОРЕЦ – певчая птица. Для жителей города прилёт скворцов означает наступление весны. Люди делают для них скворечники. Их песни – подражание другим птицам и даже человеческому голосу! Весной и летом скворцы уничтожают множество вредителей полей. Скворцов часто содержат в клетках, они легко приручаются.
СКВОРЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ
Ждёт гостей высокий клён -
Дом на ветке укреплён.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов…
В синем небе щебет слышен -
К нам летит семья скворцов.Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц ещё вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поём:
- Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нём!
(Слушание фонограммы «голос скворца»).
3 участник группы показывает рисунок соловья и рассказывает:
Рисунок 6
СОЛОВЕЙ – стройная высоконогая птица. Соловей – лучший певец среди птиц России. А внешний вид его невзрачен. Известно, что рядом живущие самцы не перебивают друг друга во время пения, а соблюдают очередь. Раньше лучшими певцами считались курские соловьи, а теперь – рязанские и тульские.
Не знаю, когда прилетел соловей,
Не знаю, где был он зимой,
Но полночь наполнил он песней своей,
Когда воротился домой.
Весь мир соловьиною песней прошит:
То слышится где-то свирель,
То что-то рокочет, журчит и стучит
И вновь рассыпается в трель.
Ты издали дробь соловья улови –
И долго не сможешь уснуть.
Как будто счастливой тревогой любви
Опять переполнена грудь.
(С.Маршак)
(Фонограмма «голос соловья).
- А теперь защищается 2 группа БАСНИ:
- При чтении басен задумайтесь, почему Крылов предпочёл этих птиц для своих басен.
ОСЁЛ И СОЛОВЕЙ
Осёл увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?»
Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало всё тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:
«Изрядно,-говорит,- сказать неложно,
тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что не знаком
Ты с нашим петухом;
Ещё б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.
Избави, бог, и нас от этаких судей.
КУКУШКА И ПЕТУХ.
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!»-
«А ты, Кукушечка, мой свет,
как тянешь плавно и протяжно:
во всём лесу у нас такой певицы нет!»-
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».-
«А ты, красавица, божусь,
лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова…
Отколь такой берётся голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!»-
«Спасибо, кум; зато по совести моей,
поёшь ты лучше райской птички,
на всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-
Всё ваша музыка плоха!...»За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
- Обсуждение смысла басен, ответы на поставленный ранее вопрос.
- А сейчас защищается 3 группа. Ребята сделают обзор книг с рассказами и сказками о птицах, покажут свою выставку.
- Подведём итог.
3 стр. ВИКТОРИНА (литературная)
- А сейчас я предлагаю вам, ребята ответить на вопросы викторины:
- Назови сказку, в которой лиса пыталась накормит птицу, но из этого ничего не вышло, они только поссорились.
- Сказка, в которой маленькая девочка спасла птицу от мороза, и за это птица унесла её от скупого нелюбимого жениха
- Сказка, в которой рассказывается о дочерях, которые не хотели помогать своей больной матери, и она превратилась в птицу и покинула их навсегда.
- В каком рассказе мы читали, как некоторые птицы по прилёту начинают выселять из своих домиков наглых воробьёв, занявших их жилища без спроса.
- Рассказ о глупом и любопытном птенце, который вывалился из гнезда, за что потом пострадала его мать, она осталась без хвоста.
4 стр. ПТИЧЬИ РЕКОРДЫ
Рисунок 7
- Ребята, предлагаю познакомиться с птичьими рекордами:
По продолжительности жизни:
Ворона -120 лет
Орёл беркут- 104 года
Филин- 71 год
По высоте полёта:
Журавль - до 4500 м
Ворона - до 2500 м
Скворец-меньше всех- 50-100 м
По скорости полёта:
Орёл- 160 км./ч
Стриж- 108 км/ч
Вальдшнеп меньше всех- 26 км/ч
5 стр. ВИКТОРИНА (природоведческая)
Рисунок 8
- У какой птицы есть мешок под клювом?
- Самый быстрый полёт?
- Самая маленькая птица в мире?
- Какие птицы прилетают к нам на лето?
- Какие птицы выводят птенцов зимой?
- Какие ночуют под снегом?
6 стр. ОХРАНЯЙ ПТИЦ!!!(беседа)
- Ребята, а должны ли мы охранять птиц?
- Помогать им?
- В какое время года они особенно ждут помощи?
- Какие птицы Якутии занесены в Красную книгу?
7 стр. ИНСЦЕНИРОВКА
Рисунок 9
Дети инсценируют рассказ Бианки «Чей нос лучше?»
3. Итог урока
- Что узнали нового?
- Какой этап урока больше понравился?