Урок русского языка во 2-м классе по коррекционной программме обучения школы VIII вида . "Обозначение мягкости и твёрдости согласных гласными ы-и"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формирование умения грамматически правильного обозначения твердости и мягкости на письме «ы – и».
  2. Коррекция мелкой моторики пальцев на основе упражнений в выкладывании букв, мышления на основе специальных упражнений, фонематического слуха.
  3. Воспитание мотивации к учению.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка подготовленности учеников к уроку. На парте обязательно наличие синего и зеленого карандаша.

II. Введение в тему.

а) Вводная беседа, работа со слогами.

- Какую тему мы начали изучать на уроках русского языка?

На доске:   Твердые      Мягкие

- У вас у каждого на парте есть слог с твердой и мягкой согласной.

Выйти к доске, прочитать слог и поставить его на наборное полотно к твердым или мягким согласным. Произнести согласную.

Образец:

Ви – согласная мягкая, [в’]
Та – согласная твердая, [т].

- Проверяем. Читаем хором. Называем согласную.

- Какие же согласные пишутся после мягких согласных?

- Делаем вывод хором.

После мягких согласных пишутся гласные Я, Ё, Ю, Е, И.

б) Придумайте слова, где есть мягкие согласные (мяч, мел, люк…..)

в) Упражнение на фонетико-фонематическое восприятие.

- Поднять зеленый светофор, когда услышите слова с твердыми согласными:

рука, рак, лёд, лук, лепка, лень, лак, ляг, люк.

Подведение итогов. Оценивание.

III. Изучение нового.

а) – Сегодня вы будете писать и читать слова, в которых после твердой и мягкой согласной пишутся буквы, а вот какие вы догадаетесь сами.

- Прочитайте 2 столбика слов и определите, какие гласные, в каждом из столбиков, встречаются чаще:

сыр

 

 

мир

мыло

 

 

лик (лицо)

мышь

 

 

пир

выл

 

 

тир

- Как вы думаете, какая буква должна стоять после мягкой согласной, а какая после твердой?

- Возьмите конверты со словами и разложите в 2 столбика.

1 твердые согласные

 

 

2 мягкие согласные

мыл

 

 

пир

сыр

 

 

мир

тыл

 

 

тир

Вывод: После мягких согласных пишется [ и ], после твердых [ы ].

в) Работа в тетради.

Упражнение по выкладыванию из спичек «ши» - «жи» по образцу, по памяти.

Минутка чистописания.

- После каких твердих согласных всегда пишется [ и ]. Правило жи – ши.

Словарная работа:

Повторение правописания изученных слов. Работа по карточкам.

К…р…ндаш, вет…р, б…рёза, п…нал, р…бята.

- Вставь пропущенную букву.

Знакомство с новым словом.

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Догадайтесь по описанию, что это за предмет.

- Это овощ, круглой формы, чаще красного цвета, растет на кустах, употребляют в пищу в свежем и соленом виде.

Помидор

- Составьте предложение со словом по схеме.

Помидор красный, круглый, вкусный.

- Подчеркните слоги с твердыми согласными одной чертой, слоги с мягкими согласными - двумя чертами.

IV. Физминутка.

Упражнение на развитие мелкой моторики.

V. Закрепление.

а) Работа по карточкам.

Задание:

  1. Прочитать слово с твердой согласной. Составить предложение.
  2. Прочитать слово с мягкой согласной. Составить предложение.

б) Работа над предложением.

Составить предложения, назвав предмет на картинке и самостоятельно записать в тетрадь.

Подчеркните твердые согласные синим карандашом, а мягкие согласные зеленым карандашом.

VI. Итог урока.

Оценивание.