Цели:
- Формирование умения грамматически правильного обозначения твердости и мягкости на письме «ы – и».
- Коррекция мелкой моторики пальцев на основе упражнений в выкладывании букв, мышления на основе специальных упражнений, фонематического слуха.
- Воспитание мотивации к учению.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка подготовленности учеников к уроку. На парте обязательно наличие синего и зеленого карандаша.
II. Введение в тему.
а) Вводная беседа, работа со слогами.
- Какую тему мы начали изучать на уроках русского языка?
На доске: Твердые Мягкие
- У вас у каждого на парте есть слог с твердой и мягкой согласной.
Выйти к доске, прочитать слог и поставить его на наборное полотно к твердым или мягким согласным. Произнести согласную.
Образец:
Ви – согласная мягкая, [в’]
Та – согласная твердая, [т].
- Проверяем. Читаем хором. Называем согласную.
- Какие же согласные пишутся после мягких согласных?
- Делаем вывод хором.
После мягких согласных пишутся гласные Я, Ё, Ю, Е, И.
б) Придумайте слова, где есть мягкие согласные (мяч, мел, люк…..)
в) Упражнение на фонетико-фонематическое восприятие.
- Поднять зеленый светофор, когда услышите слова с твердыми согласными:
рука, рак, лёд, лук, лепка, лень, лак, ляг, люк.
Подведение итогов. Оценивание.
III. Изучение нового.
а) – Сегодня вы будете писать и читать слова, в которых после твердой и мягкой согласной пишутся буквы, а вот какие вы догадаетесь сами.
- Прочитайте 2 столбика слов и определите, какие гласные, в каждом из столбиков, встречаются чаще:
сыр |
|
|
мир |
мыло |
|
|
лик (лицо) |
мышь |
|
|
пир |
выл |
|
|
тир |
- Как вы думаете, какая буква должна стоять после мягкой согласной, а какая после твердой?
- Возьмите конверты со словами и разложите в 2 столбика.
1 твердые согласные |
|
|
2 мягкие согласные |
мыл |
|
|
пир |
сыр |
|
|
мир |
тыл |
|
|
тир |
Вывод: После мягких согласных пишется [ и ], после твердых [ы ].
в) Работа в тетради.
Упражнение по выкладыванию из спичек «ши» - «жи» по образцу, по памяти.
Минутка чистописания.
- После каких твердих согласных всегда пишется [ и ]. Правило жи – ши.
Словарная работа:
Повторение правописания изученных слов. Работа по карточкам.
К…р…ндаш, вет…р, б…рёза, п…нал, р…бята.
- Вставь пропущенную букву.
Знакомство с новым словом.
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Догадайтесь по описанию, что это за предмет.
- Это овощ, круглой формы, чаще красного цвета, растет на кустах, употребляют в пищу в свежем и соленом виде.
Помидор
- Составьте предложение со словом по схеме.
Помидор красный, круглый, вкусный.
- Подчеркните слоги с твердыми согласными одной чертой, слоги с мягкими согласными - двумя чертами.
IV. Физминутка.
Упражнение на развитие мелкой моторики.
V. Закрепление.
а) Работа по карточкам.
Задание:
- Прочитать слово с твердой согласной. Составить предложение.
- Прочитать слово с мягкой согласной. Составить предложение.
б) Работа над предложением.
Составить предложения, назвав предмет на картинке и самостоятельно записать в тетрадь.
Подчеркните твердые согласные синим карандашом, а мягкие согласные зеленым карандашом.
VI. Итог урока.
Оценивание.