Цель. Учить детей составлять рассказы-сравнения с опорой на схему.
Задачи.
- Упражнять детей в составлении сравнительных рассказов о деревьях тайги: о березе и лиственнице, о пихте и кедровой сосне, об осине и рябине.
- Закреплять, активизировать словарный запас по теме "Деревья" (лиственные, хвойные, осина, рябина, береза, ель, сосна обыкновенная, сосна кедровая, пихта), формировать умение подбирать антонимы (лиственный - хвойный, высокий - низкий, толстый - тонкий, длинный - короткий, маленький - большой, светлый - темный, широкий - узкий, прямой - кривой), правильно употреблять существительные в родительном падеже единственного числа.
- Закреплять умение менять силу голоса.
- Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность, развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал: презентация "Деревья", мнемосхема к пословице, схема для составления сравнительных рассказов, презентация с проверкой к упражнению "С какого дерева ветка?".
Раздаточный материал: индивидуальные карты к упражнению "С какого дерева ветка?".
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Оргмомент. | Педагог предлагает отгадать загадку: "Много рук, а нога одна". Подбор слов-признаков к слову "дерево". | Дети отгадывают загадку (дерево), каждый ребенок подбирает к слову "дерево" слово-признак. |
Основная часть. | Знакомство с темой. Педагог задает вопрос: "Как называется большая площадь земли, заросшая деревьями?" Воспитатель приглашает детей отправиться на прогулку в лес. |
Дети отвечают на вопрос (лес). |
Пальчиковая игра "Наш лесок"
|
Идут шагом по кругу, взявшись за руки. Остановившись, показывают руками "деревья" (показать ладони обеих рук, раздвинув пальцы) На каждый такт делать волнообразные движения указательным пальцем вытянутой вперед руки в сторону, как бы считая "деревья" (читая первую строку двигать рукой вправо, вторую строку - влево). Показывать на руках столько пальцев, сколько называется деревьев. Снова идут шагом по кругу, взявшись за руки. Показывают "деревья". |
|
Беседа с детьми, демонстрация
презентации. Называние деревьев на
картинках-слайдах, обобщение, образование
существительных. (Презентация
"Деревья" - приложение 1) Воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать деревья, растущие в лесу. (Демонстрируются хвойные деревья). Беседа по вопросам: В какой лес мы попали? Как называется хвойный лес? А как называется лес, в котором растут только сосны? (Слайд "Сосновый бор"). А лес, состоящий из одних елей? (Слайд "Ельник"). Педагог сообщает, что в тайге встречаются и лиственные деревья. (Демонстрируются лиственные деревья). |
Дети называют деревья: лиственница, ель, сосна обыкновенная, кедровая сосна, пихта, обобщают слова - хвойные деревья. Отвечают на вопросы педагога, называют слова: тайга, сосновый бор, ельник. Далее по картинкам называют лиственные деревья (береза, осина, рябина). | |
Закрепление названий частей дерева.
Игра "Составь из частей". (Презентация
"Составь дерево из частей" - приложение 2) Педагог предлагает составить из частей сосну, назвав ее части (корень, ствол, крона - ветви с листьями). |
Один ребенок называет части дерева и, направляя курсор на каждую часть, нажимает на мышку. (Или складывает сосну из частей на фланелеграфе). | |
Работа над пословицей. (Мнемосхема
к пословице - приложение 3) Воспитатель знакомит детей с пословицей, используя мнемосхему: "Каков корень, таков и лист". Далее проводится работа над смыслом пословицы. Затем педагог предлагает повторить пословицу с разной силой голоса хором и индивидуально. |
Ребята объясняют смысл пословицы, повторяют пословицу громко, негромко, шепотом сначала хором, а потом индивидуально. | |
Подбор антонимов. Игра с мячом
"Наоборот". Педагог кидает детям выборочно мяч, просит закончить фразу, назвав слово в значении "наоборот", и бросить мяч обратно.
|
Дети ловят мяч, заканчивают фразу и возвращают мяч воспитателю. |
|
Составление рассказов-сравнений. (Схема для составления
рассказов-сравнений - приложение 4). Педагог предлагает детям сравнить деревья (березу и лиственницу, пихту и кедровую сосну, осину и рябину) (приложение 7), опираясь на схему: деревья в целом по виду, по высоте, стволы по толщине, кору по цвету, листья по величине и по форме. |
Первую пару деревьев сравнивают три
ребенка: один ребенок рассказывает о деревьях в
целом, другой - стволы и кору, третий - листья. Другие деревья дети сравнивают, используя картинки схемы, по одному. |
|
Упражнение "С какого дерева ветка?" (Перфокарты "С какого дерева ветка?" -
приложение 5). Предлагается на перфокартах соединить ветку с соответствующим деревом и рассказать, с какого дерева ветка. Затем работа проверяется на слайде презентации. (Педагог указывает на цифры веток и нажимает на мышку). (Проверка выполнения работ детьми, презентация "С какого дерева ветка?" - приложение 6) |
Дети стрелками соединяют ветки с
деревьями. Объясняют выполнение задания по образцу: "Это ветка осины. Это ветка кедровой сосны" и т.д. |
|
Подведение итогов. | Беседа по вопросам:
|
Отвечают на вопросы. |