Занятие по развитию речи в подготовительной группе с использованием информационных технологий. Тема: "Деревья Якутии"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Учить детей составлять рассказы-сравнения с опорой на схему.

Задачи.

  • Упражнять детей в составлении сравнительных рассказов о деревьях тайги: о березе и лиственнице, о пихте и кедровой сосне, об осине и рябине.
  • Закреплять, активизировать словарный запас по теме "Деревья" (лиственные, хвойные, осина, рябина, береза, ель, сосна обыкновенная, сосна кедровая, пихта), формировать умение подбирать антонимы (лиственный - хвойный, высокий - низкий, толстый - тонкий, длинный - короткий, маленький - большой, светлый - темный, широкий - узкий, прямой - кривой), правильно употреблять существительные в родительном падеже единственного числа.
  • Закреплять умение менять силу голоса.
  • Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность, развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: презентация "Деревья", мнемосхема к пословице, схема для составления сравнительных рассказов, презентация с проверкой к упражнению "С какого дерева ветка?".

Раздаточный материал: индивидуальные карты к упражнению "С какого дерева ветка?".

Ход занятия

Этапы занятия Деятельность логопеда Деятельность детей
Оргмомент. Педагог предлагает отгадать загадку: "Много рук, а нога одна". Подбор слов-признаков к слову "дерево". Дети отгадывают загадку (дерево), каждый ребенок подбирает к слову "дерево" слово-признак.
Основная часть. Знакомство с темой.

Педагог задает вопрос: "Как называется большая площадь земли, заросшая деревьями?"

Воспитатель приглашает детей отправиться на прогулку в лес.

Дети отвечают на вопрос (лес).
Пальчиковая игра "Наш лесок"

Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы когда учиться стали,
В том лесочке насчитали:
Восемь сосенок густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять елочек-сестричек.
Хорошо в лесу таком -
Каждый кустик нам знаком.
А. Прокофьев

Идут шагом по кругу, взявшись за руки.

Остановившись, показывают руками "деревья" (показать ладони обеих рук, раздвинув пальцы)

На каждый такт делать волнообразные движения указательным пальцем вытянутой вперед руки в сторону, как бы считая "деревья" (читая первую строку двигать рукой вправо, вторую строку - влево).

Показывать на руках столько пальцев, сколько называется деревьев.

Снова идут шагом по кругу, взявшись за руки.

Показывают "деревья".

Беседа с детьми, демонстрация презентации. Называние деревьев на картинках-слайдах, обобщение, образование существительных. (Презентация "Деревья" - приложение 1)

Воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать деревья, растущие в лесу. (Демонстрируются хвойные деревья).

Беседа по вопросам:

В какой лес мы попали? Как называется хвойный лес?

А как называется лес, в котором растут только сосны? (Слайд "Сосновый бор"). А лес, состоящий из одних елей? (Слайд "Ельник").

Педагог сообщает, что в тайге встречаются и лиственные деревья. (Демонстрируются лиственные деревья).

Дети называют деревья: лиственница, ель, сосна обыкновенная, кедровая сосна, пихта, обобщают слова - хвойные деревья. Отвечают на вопросы педагога, называют слова: тайга, сосновый бор, ельник. Далее по картинкам называют лиственные деревья (береза, осина, рябина).
Закрепление названий частей дерева. Игра "Составь из частей". (Презентация "Составь дерево из частей" - приложение 2)

Педагог предлагает составить из частей сосну, назвав ее части (корень, ствол, крона - ветви с листьями).

Один ребенок называет части дерева и, направляя курсор на каждую часть, нажимает на мышку. (Или складывает сосну из частей на фланелеграфе).
Работа над пословицей. (Мнемосхема к пословице - приложение 3)

Воспитатель знакомит детей с пословицей, используя мнемосхему: "Каков корень, таков и лист". Далее проводится работа над смыслом пословицы. Затем педагог предлагает повторить пословицу с разной силой голоса хором и индивидуально.

Ребята объясняют смысл пословицы, повторяют пословицу громко, негромко, шепотом сначала хором, а потом индивидуально.
Подбор антонимов. Игра с мячом "Наоборот".

Педагог кидает детям выборочно мяч, просит закончить фразу, назвав слово в значении "наоборот", и бросить мяч обратно.

  • Рябина - лиственное дерево, ель - : .
  • Сосна высокая, осина - : .
  • Ствол у кедра толстый, у рябины - : .
  • У ели хвоинки короткие, у сосны - : .
  • Шишки у обыкновенной сосны маленькие, а у кедровой сосны - : .
  • Кора березы светлая, а кора лиственницы - : .
  • Листья осины широкие, а листья рябины - : .
  • У одного дерева ствол прямой, а у другого - : .
 

Дети ловят мяч, заканчивают фразу и возвращают мяч воспитателю.

  Составление рассказов-сравнений. (Схема для составления рассказов-сравнений - приложение 4).

Педагог предлагает детям сравнить деревья (березу и лиственницу, пихту и кедровую сосну, осину и рябину) (приложение 7), опираясь на схему: деревья в целом по виду, по высоте, стволы по толщине, кору по цвету, листья по величине и по форме.

Первую пару деревьев сравнивают три ребенка: один ребенок рассказывает о деревьях в целом, другой - стволы и кору, третий - листья.

Другие деревья дети сравнивают, используя картинки схемы, по одному.

Упражнение "С какого дерева ветка?" (Перфокарты "С какого дерева ветка?" - приложение 5).

Предлагается на перфокартах соединить ветку с соответствующим деревом и рассказать, с какого дерева ветка.

Затем работа проверяется на слайде презентации. (Педагог указывает на цифры веток и нажимает на мышку). (Проверка выполнения работ детьми, презентация "С какого дерева ветка?" - приложение 6)

Дети стрелками соединяют ветки с деревьями.

Объясняют выполнение задания по образцу: "Это ветка осины. Это ветка кедровой сосны" и т.д.

Подведение итогов. Беседа по вопросам:
  • Где были на прогулке?
  • Что видели в тайге?
  • Чему учились?
  • Что хотели бы повторить?
Отвечают на вопросы.