Интеллектуальная краеведческая игра

Разделы: Внеклассная работа


Интеллектуальная краеведческая игра проводится с целью приобщения учащихся к краеведению; пробуждает интерес и воспитывает уважение к истокам, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. У учащихся расширяются знания по истории и географии, этнографии и археологии, искусству и литературе, а также по многим другим отраслям краеведения. В процессе подготовки и проведения игры участники совершенствуют практические навыки работы с картами различного содержания и источниками дополнительной литературы.

Мероприятие организуется для учащихся средней школы. Количество участников определяется временем и местом проведения. Игру можно провести в одном классном коллективе во время учебного процесса, для этого потребуется спаренный урок. Также игру можно включить в неделю географии-биологии, тогда она проводится во внеурочное время.

Цель игры. Приобщение учащихся к краеведению.

Задачи игры.

  • Активизация эмоциональной сферы личности школьников.
  • Расширение краеведческого кругозора учащихся.
  • Формирование ценностных ориентаций и убеждений, стремления активно изучать природу и историю родного края.

Схема игры.

  1. Подготовительный этап: вводная беседа руководителя игры с участниками о цели и задачах, разъяснение правил.
  2. Проведение раундов: 60-70 минут.
  3. Подведение итогов игры, награждение победителей: 10-15 минут.

Итого: 1 час 10 мин. – 1 час 25 мин.

Краткое описание. Форма проведения игры – командное интеллектуальное соревнование. Могут принять участие одновременно 20-30 человек, разделенных на 4 команды по 5-7 человек. Возраст участников – учащиеся средней школы. Для каждой команды назначается капитан и счетчик-арбитр. В игре могут принимать участие болельщики, причем их активность может оказать положительное влияние на баллы, заработанные командами. Ведущий игры – учитель географии или истории. Количество баллов зависит от количества правильных ответов и затраченного времени.

Педагогические возможности. Интеллектуальная краеведческая игра позволяет участникам расширить свои знания о природе и истории родного края, хозяйственной деятельности населения Волгоградской области.

Набор ролей.

  1. Ведущий игры.
  2. 1-2 его помощника.
  3. Капитаны команд.
  4. Арбитры.
  5. Участники игры

Предварительная подготовка.

  1. Участники заранее знакомятся с обязательной и дополнительной краеведческой литературой, а также с разделами краеведения, которые будут использованы в игре.
  2. Оформление помещения, где проводится игра.
  3. Вопросники и ответы на вопросы для арбитров.
  4. Музыкальные паузы или номера художественной самодеятельности, которые будут использованы между раундами, в начале и в конце игры.
  5. На большом листе бумаги изображены контуры Волгоградской области. Территория разделена на 16 квадратов. Сверху подписаны цифры 1, 2, 3, 4, а с левой стороны – буквы А, Б, В, Г сверху вниз. Каждый квадрат закрыт листками разноцветной бумаги или фотографиями с видами родного края. Каждый квадрат обозначает определенную тему игры:
    • А 1 – географическое положение области;
    • А 2 – геологическое строение;
    • А 3 – рельеф;
    • А 4 – полезные ископаемые;
    • Б 1 – история исследования территории области;
    • Б 2 – археология и этнография;
    • Б 3 – архитектура и памятники Волгограда;
    • Б 4 – внутренние воды;
    • В 1 – животный мир;
    • В 2 – экология;
    • В 3 – известные люди, земляки;
    • В 4 – города;
    • Г 1 – растительность;
    • Г 2 – население;
    • Г 3 – топонимика;
    • Г 4 – географическая номенклатура.

Проведение игры. Игра состоит из 4-х раундов по 4 гейма каждый.

Капитан выбирает любой квадрат. Ведущий объявляет название гейма и передает капитану лист с 10 вопросами по теме. Капитан зачитывает вопросы по очереди, члены команды поднятием руки заявляют о своей готовности отвечать. Капитан спрашивает одного из игроков своей команды, арбитр засчитывает количество правильных ответов за данный гейм. Затем капитан другой команды выбирает квадрат и т.д.

После выбора квадрата ведущий открывает его, убирая фотографию; к концу игры участники смогут прочитать стихотворение, написанное в контуре Волгоградской области.

Ночь все тише и тише,
Даже ветер молчит.
Неужели не слышишь –
Сердце Волги стучит.
Ничего мне не надо,
Лишь бы песню о ней.
А огни Волгограда
В се видней, все родней.
М. Агашина.

После четырех раундов проводится «своя игра», в которой задается наиболее трудный вопрос. Команды перед «своей игрой» делают ставки на определенную сумму баллов, ее капитан пишет на своем листке, но вслух не произносит. Например, за каждый гейм можно назначить сумму баллов от 1 до 10 (по количеству вопросов), команда набрала за всю игру 35 баллов, о чем объявляет арбитр по окончании каждого гейма, раунда и игры перед «своей игрой». Капитан написал 35 баллов, и если команда ответит на последний вопрос правильно, то в итоге будет 70 баллов, а если неправильно, - 0. Если команда не может ответить на один из вопросов гейма, вопрос передается болельщикам данной команды.

Выигравшей считается та команда, которая наберет в итоге наибольшее число баллов.

В Приложении 1 помещены вопросы геймов, в Приложении 2 – ответы.