Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются с серьезными трудностями. В частности, выясняется, что они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа: не могут выполнить команду отступить вправо, влево, вверх или вниз; не способны определить, что находится справа от... или слева от..., правее или левее. При чтении и письме они совершают такие специфические ошибки, как смешение сходных по написанию букв (б — д, п — т...), перестановка букв в слоге, неправильное изображение элементов букв, зеркальное написание. В математике они испытывают затруднения в освоении числового ряда, делают ошибки в арифметических действиях. Причиной этих и ряда других трудностей является недостаточный уровень развития пространственного восприятия,внимания и мелкой моторики.

Изучив литературу по данной тематике, мною были составлены рекомендации для педагогов, родителей, психологов. Одним из важных пунктов рекомендаций является формирование у детей слухового сосредоточения и координации. Цель данных методических рекомендаций — стимулирование и активизация, развитие слухового и зрительного внимания (необходимое условие успешности в любой деятельности), и мелкой моторики. На занятиях задания должны подбираются таким образом, что подавляющее большинство из них одновременно работает и на развитие пространственного восприятия, и на развитие мелкой моторики, и на развитие внимания.

Формирование у детей уменя ориентироваться на плоскости листа, доски

Прежде всего, педагогу надо объяснить детям, что такое верхний и нижний край тетрадного листа. Ведь тетрадь лежит на столе горизонтально. Никакого верхнего или нижнего края в привычном для ребенка значении слова у нее действительно нет. Взрослые же, давно усвоившие соответствующие условности, часто забывают познакомить с ними детей. Педагогу обязательно надо четко сказать детям, что, когда тетрадь лежит на столе, тот ее край, который дальше от ребенка, будет называться верхним, а тот, который ближе, — нижним.

После объяснения мы просим учеников показать тупой стороной карандаша или ручки верхний и нижний край листа, а также правую и левую его сторону. Как правило, после этого большинство детей без дополнительных пояснений могут показать также все углы тетрадного листа в том порядке, в котором это предлагает сделать учитель. (Это служит для учителя ориентиром того, есть ли в пассивном словаре детей слова, обозначающие диагональные направления.)

Эти знания можно закрепить следующими упражнениями.

Игра «Создай картинку».

Например, можно попросить детей нарисовать в верхнем левом углу листа солнышко, в верхнем правом углу — тучку, в нижнем правом углу — елочку, в нижнем левом углу — будку, справа от будки — косточку. После этого в центре листа дети могут нарисовать собачку и раскрасить картинку. Привлекательность этому заданию придает наличие сюжета, а также то, что сюжет раскрывается постепенно. До последнего момента для детей сохраняется элемент неожиданности.

Игра «Укрась коврик».

Детям раздаются листы бумаги – это ковер. Нам нужно его украсить. У каждого ребёнка набор геометрических фигур – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Перед началом работы нужно продемонстрировать ребенку все фигуры по очереди, попутно вместе вспоминая их названия. Попросить детей расположить в верхнем левом углу листа круг, в верхнем правом углу — треугольник, в нижнем правом углу — квадрат, в нижнем левом углу — прямоугольник. После этого в центре листа дети могут расположить овал. Игру можно усложнить, добавив к геометрическим фигурам такие же, но другого цвета. Детям нужно будет из множества фигур выбрать заданную. Например: попросить детей расположить в верхнем левом углу листа красный круг, в верхнем правом углу — синий треугольник, в нижнем правом углу — зелёный квадрат, в нижнем левом углу — коричневый прямоугольник. В центре листа – желтый овал.

Теперь детей надо научить осуществлять простейшие перемещения на плоскости с учетом направлений: вести линию слева направо или сверху вниз, отсчитывать нужное количество клеточек в указанном направлении. Начинать эту работу можно с простейшего задания: раскрасить определенным цветом те объекты, которые нарисованы движущимися вправо (вверх), и другим цветом объекты, нарисованные движущимися влево (вниз).

(Приложение №1)

После этого стандартные задания — поставить в углу клеточки точку, отсчитать определенное количество клеток в указанном направлении и провести линию соответствующей длины — как правило, выполняются без затруднений и не требуют специальной отработки. Педагог может практически сразу переходить к заданиям на воспроизведение изображений со слуха или по образцу.

Для нормального развития пространственного восприятия детей важно, чтобы они не только понимали слова, обозначающие пространственные отношения, но и чтобы эти слова стали частью их активного словаря. Для усвоения слов послужат игры.

(Приложение №2)

Владение словами, обозначающими диагональные направления, в том числе словом «наискосок», существенно помогает детям при анализе любых изображений и облегчает задачу копирования с образца. Однако для полного успеха детям необходимо усвоить, что угол наклона линий бывает разным и не всегда совпадает с направлением «из угла в угол клеточки» (45 градусов). Также детям нужно научиться обозначать соответствующие углы наклона словами. Не вводя математических понятий «угол наклона» и «градус», можно научить детей анализировать угол наклона линий, отсчитывая клеточки по вертикали и горизонтали. Сделать это можно следующим образом.

На клеточном поле педагог рисует несколько стрелок (обычно три), выходящих из одной точки и идущих в различных направлениях внутри одного и того же квадранта.

После этого он обращает внимание детей на тот факт, что все стрелки идут, предположим, «вправо вверх», но, тем не менее, в разных направлениях. Педагог спрашивает детей, как можно описать словами разницу в направлении стрелок. Общими усилиями детей и с помощью наводящих вопросов учителя находится верное решение: надо сказать, сколько клеточек по вертикали и по горизонтали отсчитывать от исходной точки, рисуя стрелки (например, две вверх и три вправо).

Теперь выведенное правило надо научиться применять на практике. Иначе говоря, дети должны освоить рисование наклонных линий. Для этого к доске по очереди вызываются несколько детей, и каждый из них получает соответствующее задание, например: «Провести линию из заданной точки на три клетки влево и одну клетку вниз» и т.д. Выполнение этого задания многим детям дается не сразу. Часть детей пытается рисовать ломаную линию. Эффективен следующий способ преодоления этой трудности: от исходной точки отсчитываются все заданные клетки, и ставится опорная точка, затем исходная точка соединяется с опорной. В тех случаях, когда ребенок пытается рисовать ломаную линию, ведущий берет руку ребенка в свою и детской рукой отсчитывает клетки, ставит опорную точку и проводит линию правильно. После этого линию стирают, и ребенок выполняет то же задание самостоятельно.

Формирование у детей слухового сосредоточения и координации.

Многие дети испытывают трудности в пространственной ориентации при работе со слуха. Например, они не могут правильно выполнить задание: «Отступите три клетки вправо и две клетки вниз, поставьте точку», несмотря на то, что умеют прекрасно копировать с образца, дорисовывать зеркально. Навык слухового сосредоточения, слухомоторную координацию и умение использовать их для ориентации на плоскости и в трехмерном пространстве необходимо вырабатывать специально. Для этих целей прекрасно подходят графические диктанты. Однако просто рисовать линии под диктовку детям скучно, а проверять такие задания трудно. Этот вид работы становится привлекательным для детей и педагогов, если использовать задания, в результате выполнения которых получается осмысленное и забавное изображение. В этом случае дети выполняют задания с большим интересом, внимательно следят за словами учителя, сами проявляют инициативу в том, чтобы проверить свою работу сразу по ее окончании и исправить ошибки. Такие упражнения я провожу в рамках нашей интегративной программы.

(Приложение № 3)

Правила работы. Во всех случаях дети рисуют по клеточкам под диктовку учителя. Предварительно надо договориться с детьми, что рисунки всегда будут начинаться из точки, где пересекаются клеточки (некоторые дети сначала пытаются вести линии из середины клеточки).

Диктовка начинается с того, что учитель предлагает детям отступить определенное количество клеток от предыдущей работы и поставить точку в том месте, где будет начинаться рисунок. (На начальных этапах исходную точку в тетради ставит педагог). Далее дети выполняют рисунок под диктовку, каждый раз продолжая его с той точки, где остановились.

По окончании работы дети сами замечают, выполнили ли они работу правильно, ориентируясь на то, получилось ли у них осмысленное изображение. В этот момент у них очень сильна мотивация - исправить ошибки и получить нужное изображение.

Если ошибки совершили отдельные дети, им можно повторно продиктовать задание. Остальные дети в это время получают задание дорисовать дополнительные детали рисунка: глаза, усики, хвосты и т.п. и раскрасить изображения. Если у педагога нет возможности осуществить повторную диктовку, нужно разрешить ребенку срисовать изображение у товарищей или с образца. Законченное действие позволит создать ситуацию успеха и сохранить у ребенка мотивацию к выполнению графических диктантов на будущее.

Если ошиблись многие, задание выполняется повторно со всей группой. В этом случае, те дети, которые справились с первого раза, получают право не работать с группой, а в освободившееся время сделать копию с образца или зеркальную копию или выполнить
какое-то иное задание.

Подбирая сложность заданий, надо ориентироваться на:

  1. общее количество «шагов» — действий, которые ребенок может выполнить под диктовку;
  2. количество наклонных линий (учитывать одновременно две координаты детям трудно);
  3. длину линий, составляющих «шаги» (детям трудно отсчитывать большое количество клеток, и это повышает риск ошибки).
  4. количество наклонных линий (учитывать одновременно две координаты детям трудно);
  5. длину линий, составляющих «шаги» (детям трудно отсчитывать большое количество клеток, и это повышает риск ошибки).

Список литературы.

  1. Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычёва А.И. и др. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М. Просвещение, 1991.
  2. Волина В.В. Математика. – Екатеринбург, Изд-во АРД ЛТД, 1997.
  3. Давидчук А.Н., Осокина Т.И., Парамонова Л.А. и др. Воспитание и обучение детей пятого года жизни. Кн. Для воспитателя дет. сада. Под ред. Холмовской В.В. – М., Просвещение, 1986.
  4. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду». М., Просвещение, 1970.
  5. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз. Развитие пространственного восприятия у детей: 6-8 лет. – М. ТЦ Сфера,2004.
  6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М., «Баласс», 1998.
  7. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М., «Баласс», 2004.