Цели урока:
образовательная: включить учащихся в деятельность по обобщению и систематизации
знаний по теме урока в форме игры КВН, в ходе которой учащиеся должны
соблюдать нормы времени, точность в выполнении сечений и разрезов;
воспитательная : вызвать заинтересованность в обобщении материала; пробудить
любознательность; сформировать готовность решать задачи самостоя-
тельно; побудить учащихся к активности; пробудить личную ответствен
ность за выполнение коллективной работы;
развивающая : развивать речь учащихся ( усиление коммуникативных свойств речи);
развить мышление, учить сравнивать, анализировать, обобщать и
систематизировать; развитие сенсорной сферы; глазомера и ориентира в
пространстве; развивать творческие способности учащихся;
уметь предъявлять свою работу другим.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Форма проведения урока: урок – игра КВН.
Межпредметные связи: ИЗО, математика, литература.
Оборудование: для учащихся - чертёжные инструменты, пластилин, проволока, форматы А 4. Папки с карточками – заданиями, тестами.
Литература:
1. Ботвинникова А. Д. и др. Учебник «Черчения». Москва «Астрель АСТ».
2006. С. 127-152.
2. Воротникова. И. А. «Занимательное черчение». Москва «Просвещение»
1990г. С. 54-60,67. Титов С. В. «Занимательное черчение». Волгоград.
«Учитель», 2006. С. 133
3. Василенко Е. А. Пособие для учителя «Карточки – задания по черчению
для 7 – 8 класса», Москва «Просвещение», 1990. С. 137. С. 119.
4. Титов С.В. Для преподавателей. Черчение. «Поурочные планы. 9 класс.
С. 108.
Модель урока – игры КВН.
ПЛАН УРОКА.
I . Организационная часть урока (2 мин.).
II. Сообщение темы и цели урока (2мин.).
Ш Игра КВН (39 мин).
1. Представление команд (3 мин.)
2 Повторение пройденного материала. (5мин.).
Самостоятельная работа учащихся. | Работа с учителем. |
Учащиеся работают одновременно. | |
2 А. Тест – (5мин) | 2 Б. Вопросы для команд. (5 мин). |
Физкультминутка - (2 мин).
3 - 9. Задания. (20 мин.)
3 А. Технический рисунок по словесному описанию детали. ( 10 - 15мин.) |
6. Зашифрованные слова (2 мин.). |
3 Б. «Бой капитанов» (20 мин). | 7. «Что тут написано?». (3 мин.). |
4 А. Моделирование деталей из пластилина (7мин). | 8. «Чертёжное лото». (10 мин.) |
4 Б. Моделирование деталей из проволоки (7мин). | 9. Интеллектуальный турнир «Ты мне, я тебе». (5 мин.) |
5. Изометрическая проекция, по карточке – заданию. (5мин). |
10. Работа жюри. | 11. «Занимательное черчение». (7 мин.) |
12. Оглашение результатов. Награждение победителей. (4мин.)
IV. Итог урока. (2 мин.).
- Выставка работ. Оценивание выполненных работ.
- Заключительное слово.
Критерии оценок.
1. Представление команд оценивается в 5 баллов.
2. Команды соперников, кто первый поднимет инструмент, который соответствует названию команды противника, та команда получает в свою копилку - 1 балл.
3. 5 баллов – за правильно выполненную работу по карточке.
4. Каждая ошибка в выполненной работе минус балл.
5. Ответ на один вопрос – один балл.
6. Ответы могут давать и дополнять все члены команды, если команда не может ответить или дала не полный ответ, то другой команде предоставляется возможность заработать себе баллы.
Результаты баллов пишутся на доске.
ХОД УРОКА
1. Столы составлены в виде квадрата, учащиеся при входе выбирают карточку понравившегося цвета Учитель предлагает ученикам сесть за 1-й стол всех, кто выбрал– синий цвет и за 2-й стол – красный цвет. Ученики поделены на группы. В каждой группе на одном из стульев прикреплён чертёж с деталью. Тот, кто займет стул с приклеенным чертежом, тот и будет капитаном команды.
На столе лежат инструменты, пластилин, проволока, папка с чистыми форматами, карточки – задания, план урока с указанием последовательности выполнения заданий.
Даётся дополнительное время для капитана. Он распределяет задания среди членов команды. Готовит представление для команды соперников.
2. Рядом с доской стоят два стола. На первом столе будут демонстрироваться работы, выполненные на уроке учениками. За вторым столом сидит жюри. Жюри состоит из лучших учеников параллели 9-х классов (4 человека).
На доске вывешены плакаты с девизом урока, целями урока, критериями оценок.
На магнитной доске – книжке вывешены модели деталей, под ними написан номер детали, вычерчены оси изометрической проекции.
I . Организация класса (2 мин).
1 Распределение учащихся по командам и выбор капитана команд.
2.Приветствие учителя.
Добрый день и добрый час,
Я приветствую всех вас,
Напрягите здравый ум
Немного больше, чем у Дум!
Порядок на рабочем месте,
В уме порядок уж давно.
Понять и выполнить графическое построенье
Удастся всем Вам всё равно!
Учитель. Ребята, сегодня мы проводим игру - КВН в ней принимают участие две команды учащихся 9 А класса, по списку – ___ человек, присутствует - ___ человек, отсутствует- ___ человек. Судить игру команд будет жюри состоящее из лучших учеников параллели 9-х классов. (фамилии и имена учеников с 9Б; 9В; 9Г классов) _________________________ и председатель жюри ученица 9С класса _______________;
Учитель. Девиз сегодняшнего урока:
« Надо прогнать с уроков бога сна Морфея
и чаще приглашать бога смеха Момуса»
( Ш.А.Амонашвили.)
II. Сообщение темы и цели урока (2мин.).
Учитель. Тема нашего урока: « Обобщение темы Сечение и Разрезы».
Как вы думаете , каких результатов мы можем достичь. В ходе игры КВН ученики совместно с учителем формулируют цели:
- продемонстрировать знания по теме;
- выполнить технический рисунок, чертёж проекций предмета, вычертить аксонометрические проекции детали;
- построить модели из проволоки, пластилина;
- показать различие между сечением и разрезом.
III. Игра КВН. (39 мин).
Учитель. Откройте ваши папки и посмотрите задания.
Капитаны распределите задания между участниками игры.
Познакомились с заданиями?
Ученики. Да.
Учитель. Для того чтобы, решить, кто будет первым отвечать, расшифруйте слово, которое обозначает одну с тем в черчении.
ПSWPLOЕYNЦDИРOGZВNАGDНWИRE .
(Проецирование)
Дети по очереди будут представлять друг друга.
Жюри выставляет баллы за приветствие на доске
Учитель. Первое задание – это представление команд.
Задание № 1. Команда, которая расшифровала слово, начинает своё представление первая.
Команда читает своё представление, не называя названия команды, команда соперников должна поднять тот инструмент, который они считают, соответствует названию команды. Если команда противника поднимет правильно инструмент, то команде засчитывается 1 балл..
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД. (3 мин.) - 5 баллов.
1 команда - «КАРАНДАШ».
Для меня резинка, братцы,
Лютый враг!
Не могу я столковаться
С ней никак.
Сделал я кота и кошку
- Красота!
С ней хорошую картинку
Не создашь!
Так, вовсю, ругал резинку...
(Карандаш).
2команда. Вам слово.
«ЦИРКУЛЬ».Он кружит на одной ноге,
Другая пишет по дуге,
Вертясь то в профиль, то в анфас,
Всё закругляет он для вас.
Проделав полный оборот,
Закончит там же, где начнёт,
К исходной точке подойдёт
И линию свою замкнёт.
Жюри пишет заработанные баллы на доске.
2. ЗАДАНИЕ.
Учитель.
Приглашаю по одному ученику для работы по тестам. Баллы указаны в тесте.
Ребята проходят к специально выделенным столам (в середине класса стоят 2 стола).
С оставшимися членами команды работаю по вопросам.
Повторение пройденного материала. (5мин.)
(Один правильный ответ – 1 балл).
2 А. Тест по теме «Сечение и разрезы». (5мин.)
Фамилия_________ Имя________ Дата ________ Класс_______
Количество полученных баллов ____________
Оценка_______
Перечеркните крестиком клеточку с правильным ответом.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |||||||||||||
а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б | а | б |
1. Контур вынесенного сечения обводят:
А) сплошной основной линией;
Б) сплошной тонкой основной линией.
2. Металлы и их сплавы штрихуют:
А) наклонной тонкой линией под углом 45 °.
Б) сетчатой штриховкой.
3. Секущая плоскость обозначается разомкнутой линией.
При этом длина штриха равна:
А) 5-7 мм.
Б) 8-20 мм
4. Направление взгляда и соответствующее сечение указывают :
А) прописными буквами латинского алфавита;
Б) прописными буквами русского алфавита.
5. Если вынесённое сечение симметрично располагается на продолжении секущей плоскости, то секущую плоскость и соответствующее сечение:
А) обозначают;
Б) не обозначают.
6. Если деталь имеет одну плоскость симметрии, а разрез располагается на месте одного из видов, то плоскость и разрез:
А) обозначают;
Б ) не обозначают.
7. Если деталь имеет две плоскости симметрии, а разрез располагается на месте одного из видов, то в этом случае мы применяем:
А) полный разрез;
Б) соединение ½ вида и ½ разреза.
8. Как называют разрез, образованный секущей плоскостью, параллельной фронтальной плоскости проекций:
А) фронтальный;
Б) профильный.
9. При соединении ½ вида и ½ разреза вид границей вида и разреза является:
А) оси симметрии;
Б) волнистая тонкая линия.
10. При соединении ½ вида и ½ разреза вид располагается:
А) слева;
Б) справа.
11. В случае точёной детали при соединении ½ вида и ½ разреза разрез располагается:
А) снизу;
Б) сверху.
12. Местный разрез на чертеже ограничивают:
А) линией контура;
Б) волнистой тонкой линией.
13. Разрез от сечения отличается тем, что в разрезе показываются:
А) только то, что попадает в секущую плоскость;
Б) то, что попадает секущую плоскость и то, что находится за ней.
2 Б. Вопросы к командам. (5мин.)
1. Приведите пример, где в нашей жизни мы встречаем сечения и разрезы?
Ответ учащихся: Срезанный стебель травы, распиленное дерево, разрезанные
пополам фрукты, овощи.
2. Что такое сечение?
Ответ учащихся: Сечение-это изображение фигуры, получившейся при мыслен
ном разделении предмета плоскостью. На сечении показывают только то, что
находится в секущей плоскости.
3. Какие бывают сечения?
Ответ учащихся: Вынесенные сечения и наложенные.
4. Линией какой толщины обводят вынесённое сечение?
Ответ учащихся: Контур вынесенного сечения обводят сплошной толстой, основной линией, принятая для видимого контура изображения.
5. В каких случаях пишутся надписи?
Ответ учащихся: При вынесённом сечении, проводят разомкнутую линию, два
утолщённых штриха. Стрелками указывают направление взгляда. Их располагают
у внешних концов разомкнутой линии. С внешней стороны стрелок наносят оди
наковые прописные буквы русского алфавита. Над сечением пишут те же буквы,
через тире с тонкой чертой внизу.
6. Какое изображение называют разрезом?
Ответ учащихся: Разрез – это изображение предмета, мысленно рассеченного
плоскостью. На разрезе показывают то, что находится в секущей плоскости и за
ней. Следовательно, разрез включает сечение.
7. Как выделяется фигура сечения, входящая в разрез?
Ответ учащегося: Фигура сечения, входящая в разрез, заштриховывается.
8. Чем отличается сечение от разреза?
Ответ учащегося: Отличается тем, что на нём показывают не только то, что
находится в секущей плоскости, но и то, что находится за ней.
9. Почему при соединении вида и разреза на половине вида не показывают штриховыми линиями внутренние очертания деталей?
Ответ учащегося: Так как вид и разрез – симметричные фигуры, можно предста
вить вторую половину изображения. В таких случаях на чертеже рекомендуется
соединять половину вида и половину соответствующего разреза. По нему можно
судить, как о внешней, так и о внутренней форме детали.
10. На магнитной доске вывешены модели деталей, под ними написан номер. Назовите номера тех деталей, которые соответствуют фронтальному разрезу, …горизонтальному и профильному?
Ответ учащихся: Дети называют номера деталей соответствующих разрезов
Жюри выставляет баллы на доске
(Таня Савчук – учащаяся 9С класса, председатель жюри – проводит с командами физкультминутку).
Физкультминутка - (1 мин.)
1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно. Повторить 8— 10 раз.
2. Исходное положение — сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, стопы параллельны полу. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.
3. Исходное положение — стоя. «Замочек» — вести одну руку за голову, вторую — за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.