Цели:
- Ознакомить учащихся с новым монтажом соединительных муфт.
- Развивать самостоятельность действий учащихся.
- Формировать поисковый стиль мышления.
- Развивать интерес учащихся к предмету и своей профессии.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Межпредметные связи: производственное обучение, физика, электротехника, русский язык, математика.
Внутрипредметные связи: Кабельные и волоконно-оптические линии связи (КЛС и ВОК).
Оборудование: плакат “Структура кабеля”, опорные схемы и таблицы по кабельным линиям связи, муфты различных модификаций, кабель различных марок, волоконно-оптический кабель, термоусадка, турбо зажигалка, типовые карточки и задания, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационная часть (5 минут)
- Рапорт старосты о наличии учащихся.
- Проверка внешнего вида учащихся.
- Сообщение темы и цели урока.
- Ознакомление с правилами оценивания ответов учащихся
Учащиеся рассажены по трем рядам, как и обычно, сидят на уроках в кабинете.
У учащихся крайних рядов на столе имеется комплект карточек (красные треугольники – ответ верный, зеленые треугольники – ответ хороший, но есть небольшие неточности или не достаточно полный, желтые треугольники – ответ удовлетворительный).
Ответы учащихся среднего ряда оцениваются жетонами: Красный – все хорошо и ответ полный; Зеленый – есть небольшие ошибки или краткий ответ. Желтый – ответ слабый, не уверенный.
Система оценивания знаний (закрепляется на доске):
- Оценка пять – из полученных жетонов (красных и зеленых) по окончании урока можно построить дом. (жетоны имеют треугольную форму)
- Оценка четыре – из полученных жетонов (зеленых и желтых) по окончании урока можно построить дом, или квадрат (цвета разные).
- Оценка три – один жетон. Если не хотите оценку три, то можно пролонгировать действие жетона на следующий урок. С последующим накоплением оценки.
2. Актуализация прежних знаний (15 минут)
Перед началом урока на доске обязательно написать слово “Кабель” и поставить правильно ударение!!!
Фронтальный опрос учащихся:
1. Двум учащимся группы предлагается взять по конверту со словами (сердечник, изоляция, экран, оболочка, подушка, броня, наружное покрытие) и на оборотной стороне доски под чертежом “Структура кабеля” (рис. .№1) при помощи магнитов закрепить названия каждого элемента кабеля. После выполнения задания оба учащиеся делают сравнение своих ответов путем закрытия половинок доски и сравнения полученных результатов. Если возникнет необходимость в дополнительных вопросах, то учащиеся на “столе дополнительных вопросов” сами произвольно вытягивают вопрос, зачитывают его и быстро отвечают. В качестве дополнительных вопросов можно использовать отдельные вопросы тестов по ранее изученным вопросам данной темы, вопросы обязательно разложены в перевернутом виде, так, чтобы нельзя их было прочитать.
Рис. 1. Структура кабеля
2. Одному из учащихся предлагается на доске схематически изобразить структуру первичной сети связи.
(Задания у доски оцениваются жетонами, но количество жетонов определяется трудностью и результатом ответа)
3. На двух крайних рядах перед началом урока в перевернутом виде раскладывается задание:
- Тест по теме “Воздушные и кабельные линии связи” (Приложение 1);
- Тест по теме “Волоконно-оптический кабель” (Приложение 2);
- При помощи опорных схем, которые есть у учащихся на рабочем столе дать описание отрезку кабеля, который находится на столе учащегося.
- При помощи опорной таблицы и полученных ранее знаний “Кабельные линии связи” дать полную расшифровку марке кабеля, которая указана у учащегося в карточке. Примеры задания:
– При помощи опорных схем, которые есть Вас на столе дать полное описание отрезку кабеля. (Сердечник, оболочка, экран, броня и т.д.) Приложение 3.
– При помощи опорной таблицы “КЛС” дать полную расшифровку марке кабеля:
ТБГ х 100 х 2 х 1,2
МКПАБ х 10 х 4 х 0,9 + 4 х 0,5
– Соедините по всем правилам два провода между собой с использованием необходимых инструментов.
– Зарисовать типовую схему системы связи с использованием волоконно-оптических линий связи.
По результатам выполнения задания учащимся крайних рядов предлагается сделать самооценку выполненной работе. Для этого им необходимо выбрать жетон, каким они считают должен быть оценен их ответ:
- Красный – “пять”
- Зеленый – “четыре”
- Желтый – “три”
Но, учащиеся обязательно предупреждаются о том, что преподавателем после проверки может быть поставлена их же оценка, но не выше, даже если работа выполнена лучше, чем они себя оценили. И оценка может быть снижена на один балл, по отношению к той работе учащегося, у которой он завысил оценку (Конечно же, с учетом выполненного задания, т.е. – оценка преподавателя минус балл) (на самооценку дается 1 минута)
4. Двум учащимся дается задание найти и устранить неисправность на отрезке кабеля при помощи подручных средств (термоусадка, турбо зажигалка и т.д.). Каждым учащимся рассматривается своя ситуация: как правильно производить ремонт поврежденного кабеля, если: а) в кабель не попала влага; б) внутри кабеля присутствует влага. Обосновать правильность своих действий. (Задание оцениваются жетонами, но количество жетонов определяется трудностью и результатом ответа).
5. Учащимся среднего ряда, пока учащиеся крайних рядов и у доски работают, предлагаются небольшие вопросы, как практические, так и теоретические:
- что такое кабель?
- дальность передачи по КЛС и ВЛС?
- что такое ВОК?
- производство ВОК?
- как работает мультиплексор?
- как правильно проложить кабель в земле (продемонстрируйте)?
- почему нельзя укладывать кабель витками?
- Для чего укладывается кабель “змейкой”?
- ТБ при работе с кабельными линиями связи?
- Для чего необходима свинцовая муфта?
- Какая муфта перед вами и для чего она нужна? (муфта-тройник)
- Перечислите методы сращивания волоконно-оптического кабеля?
- Что вы знаете о механическом сращивании?
- В каком случае необходимо отказаться от ремонта волоконно-оптического кабеля ?
- Для чего нужен гидрофоб?
- Почему вертикально проложенный кабель выходит из строя быстрее чем горизонтальный? И т.д.
3. Формирование новых знаний. (14 минут)
Мы вспомнили почти все, что проходили на предыдущих уроках посвященных кабельным и волоконно-оптическим линиям связи. Вспомнили, как производится монтаж муфты с использование материалов, которые применяются на нашем базовом предприятии – Дистанции сигнализации и связи, а теперь вместе с вами посмотрим фильм о новом методе монтажа муфт. Но необходимо не только смотреть внимательно и слушать, но также во время просмотра заполнить табл. 1 “Новый монтаж соединительных муфт”, которая находится перед вами на основании полученных знаний при просмотре фильма на мультимедийном проекторе. (Продолжительность фильма 12 минут.)
Таблица 1. “Новый монтаж соединительных муфт”
Фирма разработчик | |
Место прокладки кабеля | |
Используемые материалы | |
На каком расстоянии от стыка кабеля и муфты начинаем изоляцию лентой ИЗИ | |
Количество витков ленты ВМ на каждый стык | |
Начало места герметизации | |
Перекрытие витков лентой ВМ относительно друг друга | |
На какое расстояние один слой изоляции должен заходить за другой | |
Как приготовить армакаст | |
Время приготовления армакаста | |
Количество слоев армакаста | |
Перекрытие витков армакаста относительно друг друга | |
Для чего наносим полиэтилен или ленту ИЗИ поверх слоя армакаста | |
Частичный процесс полимеризации (мин) | |
Полная полимеризация (час) | |
Можно ли закапать кабель сразу после монтажа муфты в землю, не дожидаясь полной полимеризации |
4. Формирование полученных навыков (7 мин.)
Проверяем таблицу, полученную по итогам просмотра фильма. Проверка может быть организована устно или у доски при помощи заранее заготовленной таблицы с правильными ответами. Получаем ответы на вопросы, которые может быть возникли в ходе просмотра фильма.
5. Подведение итогов урока (2 мин.)
Отметить хорошую работу учащихся.
Объявить оценки. Оценивание знаний учащихся производится частично самими же учащимися поэтапно во время урока и на основании полученных жетонов в конце урока.
Для сокращения времени на выставление оценок я применяю именные конверты учащихся. Все жетоны, полученные за урок, учащийся складывает в свой конверт и просто сдает его преподавателю. С системой оценивания своих знаний, как говорилось выше, учащиеся знакомы, и прежде чем сдать конверт, они имеют полное право на лицевой стороне конверта поставить себе заработанную за урок оценку, если такую систему оценивания знаний вы применяете часто, то учащийся сначала ставит дату и далее оценку. Например: 20 января 2009 года оценка “5” (отлично).
6. Домашнее задание (2 мин.)
Повторите по опорному конспекту все, что изучили о кабельных и волоконно-оптических линиях связи. Ответьте письменно на вопрос: Зачем электромонтеру нужно знать математику?