Цель: Дать представление о слове с нравственно-эстетической точки зрения “Слово как оружие добра и зла”.
Задачи:
- Укрепить интерес у младших школьников к родному и русскому языку, слову;
- Познакомить с благословением якутского народа.
- Формировать бережное отношение к традициям своего народа.
- Воспитывать умение правильно использовать слова в общении с людьми.
Ход занятия
1. Организационный момент
Учитель: Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе.
Начнем мы с отгадывания секрета. Я знаю, вы любите это. Сейчас вы посмотрите видео и услышите ответы на мой вопрос наших первоклассников. Вы должны догадаться какой вопрос я им задала. О чем они говорят – догадайтесь и шепните мне ухо.
Ученики (хором). Слово.
2. Вступительная беседа
– Правильно, вы догадались, о чём пойдёт сегодня речь на нашем часе общения. Чудеснее слова ничего нельзя найти на Земле. Слово – самое точное обозначение любой вещи, любого действия. Именно поэтому оно и только оно позволяет человеку думать – без него не возможна была бы мысль. Слова можно повторять, переводить, петь, ими даже можно играть. Народная мысль гласит: “Слово дано человеку, животным – немота”.
3. Раскрытие темы
(Учитель показывает игрушечный пистолет.)
– Как вы думаете, слово может быть оружием? Им можно ранить или убить?
(Ответы детей.)
– Прочитайте мудрые слова Л.Н. Толстого “Слово великое дело. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова которая разъединяет людей”. Как вы понимаете эти слова?
(Ответы детей.)
– Прочитайте на доске пять слов: Слово, словцо, благословение, словарь, словечко. Какое из них лишнее? (Благословение – сложное слово.)
– Благословение это доброе пожелание, по-якутски будет алгыс. Кырдьа5астан алгыьын ыл, эдэртэн эйэтин ыл. (як. посл.) От старого бери его благословение, от молодого – дружбу. Алгыс- пожелания бывают самых разных тем и заканчиваются словами “дом”, для исполнения вышесказанных слов. Благословляющего называют алгысчыт.
(Учитель показывает фотографии – алгысчыт на ысыахе и на других праздниках.)
(Просмотр отрывка мультфильма “Сказки о царе Салтане”. Фрагмент, когда молодые Гвидон с невестой просят благословения у матери.)
– Если мы говорим что добрые слова пожелания исполняются, то и злые слова тоже могут исполниться. Например, мы с вами читали в русской сказке Жуковского “Спящая царевна” или в немецкой сказке Братьев Гримм есть этому доказательство.
Вы догадались, о чем я говорю?
(Ответы детей.)
– О силе слова написал в своем стихотворении Федор Васильев
Подготовленные дети читают стихотворение “Слово”.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг подумай не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Им можно радости прибавить
И радость ядом отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить
Оно то жаворонком в выси
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.
– Вы поняли, что слова могут быть добрыми и злыми. Давайте поиграем.
* Игра “ + / – ”
– Я буду называть слова, а вы если это доброе слово хлопайте, а если не доброе то топайте ногами. Например: Лес, цветы, доброта, пожар, улыбка, слезы, солнце.
4. Работа в творческих тетрадях
– Послушайте отрывок из стихотворения поэта Д. Кугультинова “Душа слова” и постарайтесь запомнить последние строки.
Оттенков множество в себе тая,
Звучание не больше, чем одежда…
У каждого из слов душа своя;
На душу говорящего похожа.
– Здесь я хочу вспомнить наш разговор о доброте. Тогда вы написали мини сочинение на тему “Обидное слово”. Зачитаю сочинение Серкиной Риты:
“Это было летом, я училась ездить на велосипеде и упала. Очень сильно разбила колено, но никто не помог мне и не подошел даже. Хотя на улице были дети. Когда я упала, они рассмеялись и обозвали меня неумехой. Дойдя до дому, я заплакала не только от боли и за сломанного велосипеда, просто было очень обидно.” (Анализ сочинения)
– Задание всем детям. Написать за две минуты как можно больше добрых, ласковых дорогих слов. Эти слова мы положим в копилку “Самых дорогих слов”
5. Чтение вслух
– Поучительная история , описанная Л.Н. Толстым в его книге “Путь жизни”
“Было большое собрание людей больше тысяча в Большом театре. В середине представленья один человек вздумал пошутить и крикнуть одно слово: “Пожар!” Народ бросился к дверям. Все столпились, давили друг друга, а когда опомнились, было раздавлено насмерть 20 человек и больше пятидесяти поранено. Такое великое зло может сделать одно глупое слово”.
6. Беседа по содержанию истории
– Ребята! Бережно, обдуманно, осторожно обращайтесь со своей речью, своим словом.
7. Рефлексия
– Наше занятие подходит к концу, давайте подведем итоги.
Я предлагаю вам написать мини – сочинение о том, что вы поняли и узнали на этом часе общения. Темы: “В чем сила слова?”, “Слово как оружие добра”
(Выслушиваются сочинения детей.)
8. Домашнее задание
– Найти и выписать пословицы и поговорки о слове и объяснить, почему так говорят.
9. Итог
– Заканчивая занятие, я предлагаю вам послушать наш якутский алгыс с добрыми пожеланиями успехов в учёбе.