Образовательная программа творческого объединения "Лидер"

Разделы: Внеклассная работа


I. Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

В программе принимают участие и активно работают ребята от 11 до 17 лет. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.

Как известно ведущей деятельностью в данном возрасте является общение. общение – достаточно трудный процесс, достижение взаимопонимания между людьми – это большое искусство, которое на высоком цивилизованном уровне, как правило, требует приложения значительных сил. Молодой человек очень часто испытывает недостаток в навыках, необходимых для личного и делового общения. Именно в этом возрасте возникают проблемы взаимопонимания с родителями, учителями, сверстниками, следовательно, личные проблемы, такие как одиночество, неуверенность в себе, низкая самооценка, мешающая активной и нормальной жизни. Желание и необходимость, но неумение подтвердиться в молодежной сфере, толкают многих к преступной деятельности, где они находят приложение своих сил и возможность самоутверждения, повышения своего статуса в своих глазах и глазах сверстников. На этом возрастном этапе очень важно, где молодой человек найдет себе применение, где сможет реализовать свои желания и интересы.

Программа дает ребятам знания и умения, необходимые для достижения контактности, решение конфликтов и проблемных ситуаций. В ходе работы проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Ребенок получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации.

Занятия проходят не в лекционной форме, а в форме игры и тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.

Цель и задачи программы

Программа ставит своей целью оказать влияние на формирование характеров, самостоятельности молодых людей. Она способствует развитию личности, формированию навыков цивилизованного общения, лидерства и партнерства, а также активного и ответственного подхода к жизни.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формирование базовых понятий из области психологии общения, конфликтологии.

Развивающие:

  • развитие навыков эффективного общения;
  • развитие индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации подростков в обществе;
  • развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
  • развитие творческих способностей.

Воспитательные:

  • повышение уровня рефлексивности;
  • создание мотивации для дальнейшего саморазвития.

Сроки реализации программы

Образовательная программа рассчитана на 1 год.

Программа составлена таким образом, чтобы подростки не только смогли уяснить и прослушать материал, но и на практике его отработать и закрепить. оптимальная численность в группе: 10 человек, что обеспечивает успешное освоение материала и приобретение необходимых навыков.

Возраст детей: 11–17 лет.

Формы и режим занятий

Различные методы тренинга:

  • ролевая игра,
  • подвижная игра,
  • мозговой штурм,
  • моделирование практических ситуаций,
  • упражнения на отработку различных навыков,
  • работа в малых группах,
  • дискуссия;
  • семинар и т.д.

Структура занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и по 3 часа, всего 180 часов в год. Они строятся по определенной схеме и состоят из теоретической и практической частей. Информационный блок – 5 минут, обсуждение в группах – 10 минут, обучение практикой – 20 минут, обратная связь – 5 минут. И так каждый час.

Предполагаемые результаты

По окончанию курса дети будут знать, как:

  • организовать работу в группе;
  • сплотить коллектив;
  • завоевать доверие;
  • установить контакт;

уметь:

  • проводить игры на знакомство, сплочение и т.д.;
  • организовывать и проводить семинары, мероприятия, дискуссии.

Формы подведения итогов реализации программы

Проведение ребятами семинаров, мероприятий, тренинговых занятий для сверстников по определенным темам.

II. Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов Количество часов
Теорет. Практич. Всего
1 Мы знакомимся   2 2
2 Установление контакта 1 9 10
3 Сплочение детей в группе 1 9 10
4 Степень доверия 1 7 8
5 Степень ответственности 1 6 7
6 Жизненные ценности 1 7 8
7 Цивилизованное общение 1 6 7
8 Самоуправление (саморегуляция) 1 7 8
9 Учимся разрешать конфликты 1 4 5
10 Спасибо – нет! (Вредные привычки) 2 10 12
11 Проведение тренинговых занятий 2 13 15
12 Публичные выступления 3 17 20
13 Школа юного педагога-организатора 3 27 30
14 Оформительская мастерская 2 18 20
15 Очумелые ручки 1 9 10
16 Творческий отчет 1 7 8
  Итого      

III. Содержание программы

Раздел 1. “Мы знакомимся”.

Тема 1: “Мы знакомимся”. Помогает узнать и запомнить имена участников; снять напряжение, особенно в группах, где участники не знакомы или мало знакомы друг с другом; поближе познакомиться.

Раздел 2. “Установление контакта”.

Тема 2: “Хороший старт – залог успеха”. Установление принципов работы в группе, создание безопасной групповой атмосферы; дисциплинирование участников.

Тема 3: “Распознавание и регуляция своего состояния”. Активизировать каждого члена группы, снять напряженность, создать определенное эмоциональное настроение, умение владеть собой.

Тема 4: “Внимание к партнеру”. Выработка умения слышать и слушать.

Тема 5: “Пираты Карибского моря - 4”. Командообразование, раскрытие и проявление лидерских качеств.

Раздел 3. “Сплочение детей в группе”

Тема 6: “Работа в группе”. Развитие солидарности и понимания, создание атмосферы доверия среди участников.

Тема 7: “Работа в микрогруппе”. Создание группового мнения, предоставление возможности всем участникам высказаться по тем или иным темам.

Тема 8: “Умение взаимодействовать”. Повысить тонус группы и сплотить участников, преодолеть барьеры в общении.

Тема 9: “Вся наша жизнь - игра”. Знакомство с различными ролями в группе, расширение ролевого спектра.

Раздел 4. “Степень доверия”.

Тема 10: “Доверительные отношения”. Сплочение, разрядка, умение работать в команде, иметь свой круг доверия.

Тема 11: “Колокол доверия”. Умение сказать о самом важном, довериться товарищу, попросить совета.

Тема 12: “Слепой - поводырь”. Выработка умения не ошибиться в человеке, найти “надежное” плечо и быть уверенным в нем.

Раздел 5. “Степень ответственности”

Тема 13: “Забота о ближнем”. Научить видеть людей, нуждающихся в помощи, оказывать им необходимую помощь.

Тема 14: “Ответственность”. Приобретение участниками практического опыта ответственного поведения в ситуациях выбора.

Тема 15: “Маска”. Дать представление о людях, которые в своих поступках и поведении бывают неискренними.

Раздел 6 “Жизненные ценности”

Тема 16: “Здоровый образ жизни”. Получение знаний и практических навыков по получению здоровья, выработке воли, характера, внимания.

Тема 17: “Ценности жизни”. Определение того, что в жизни является самым важным и как дороги для нас эти вещи.

Тема 18: “Автопортрет”. Умение увидеть свой внутренний мир, определить положительные и отрицательные стороны, по возможности переоценить их.

Раздел 7 “Цивилизованное общение”

Тема 19: “Искусство общения”. Научить общаться с людьми, с которыми ты незнаком.

Тема 20: “Внимательное обращение друг к другу”. Прислушиваясь друг к другу, можно понять очень многое.

Тема 21: “Невербальное общение”. Умение чествовать друг друга.

Раздел 8 “Самоуправление (саморегуляция)”

Тема 22: “Скажи, что хочешь”. Никогда не бойся внести предложение, высказать свое мнение.

Тема 23: “Скучно - скучно”. Дать понять ребятам, что им интересно будет жить тогда, когда они сами этого захотят.

Тема 24: “Спасибо за приятный день”. Выработать умение благодарить окружающих, если они помогли интересно провести время.

Раздел 9 “Учимся разрешать конфликты”

Тема 25: “Формула конфликта”. Научить предвидеть конфликтные ситуации и пути их разрешения.

Тема 26: “Конфликты в нашей жизни”. Формировать умение преодолевать и разрешать конфликтные ситуации.

Раздел 10. “Спасибо – нет! (Вредные привычки)”

Тема 27: “Вредные привычки”. Повышение значимости жизненных ценностей при формировании антиалкогольных и антинаркотических установок.

Тема 28: “Умей сказать - нет”. Развитие навыков говорить “нет” в рискованных ситуациях. Дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД.

Тема 29: “Принятие решений”. Отработка рефлексивных навыков, навыков отказа.

Тема 30: “Трудная ситуация”. Научить находить выход, путь из трудной ситуации, прислушиваться к мнению окружающих.

Тема 31: “Кто я?”. Пропаганда здорового образа жизни. Умение понять себя. Анализ действий, совершаемых подростком.

Раздел 11. “Проведение тренинговых занятий”

Тема 32: “Этапы занятия”. Дать представление о “пирамиде познания”, последовательности проведения занятия. Использование полученных знаний на практике.

Тема 33: “Раздаточный и наглядный материал”. Знакомство с правилами оформления материалов, с методами набора идей.

Тема 34: “Как планировать занятие”. Получение практических навыков, умений по планированию занятия, основываясь на собственном опыте и характере. определение блоков занятия и наполнение их содержанием.

Тема 35: “Условия проведения занятий”. Дать представление о деятельности ведущего, формах проведения занятий, о моделях развития группы.

Тема 36: “Проведение занятий”. Проведение собственных занятий на участниках группы с последующим выходом на район.

Раздел 12. “Публичные выступления”

Тема 37: “Презентация”. Формирование умения создавать презентации.

Тема 38: “Несколько фокусов публичного выступления”. Показать несколько фокусов привлечения внимания аудитории.

Тема 39: “Построение публичного выступления”. Формирование умения логически строить свое публичное выступление.

Тема 40: “Невербальные факторы публичного выступления”. Получение практических умений и навыков воздействия на аудиторию с помощью невербальных факторов общения.

Тема 41: “Речь – важный элемент презентации”. Формирование умения грамотно строить свою речь.

Тема 42: “Умело построенный ответ – залог успеха”. Дать представление о том, как правильно нужно отвечать на задаваемые вопросы.

Тема 43: “Конференция”. Закрепление полученных знаний и умений при подготовке своего выступления.

Раздел 13. “Школа юного педагога-организатора”

Тема 44: “Организация досуга детей”. Дать представление о различных формах организации и проведении досуга детей.

Тема 45: “Игры на свежем воздухе”. Организация игр на свежем воздухе.

Тема 46: “Эрудит-круиз”. Проведение интеллектуальных игр.

Тема 47: “Академия творчества”. Проведение творческих конкурсов.

Тема 48: “Спортивная тянучка”. Организация и проведение спортивного мероприятия.

Тема 49: “Что такое праздник?”. Дать представление о способах организации праздников и мероприятий.

Тема 50: “КТД”. Подготовка и проведение мероприятия.

Тема 51: “Театр-экспромт”. Способствовать развитию наблюдательности, пластики и воображения.

Тема 52: “Театральные подмостки”. Подготовка и проведение театрализованного представления.

Тема 53: “В нашей школе выпускной!”. Подведение итогов организаторской деятельности каждого “школьника”.

Раздел 14. “Оформительская мастерская”

Тема 54: “Объявление”. Формирование умения писать объявления.

Тема 55: “Выпуск стенгазеты”. Подбор материала и оформление стенгазеты на определенную тему.

Тема 56: “Листовка”. Научить оформлять листовки.

Тема 57: “Декорации”. Формирование умения подбирать декорации к определенному мероприятию.

Тема 58: “Костюмерная мастерская”. Изготовление и подбор костюмов к мероприятию.

Раздел 15. “Очумелые ручки”

Тема 59: “Оригами”. Формирование умения работать с бумагой.

Тема 60: “Работа с природным материалом”. Формирование умения работать с природным материалом.

Тема 61: “Экибаны”. Познакомить с техникой составления букетов.

Раздел. “Творческий отчет”

Тема 62: “Формы проведения творческого отчета”. Дать представление о возможных формах проведения творческого отчета.

Тема 63: “Творческий отчет”. Подготовка и проведение творческого отчета.

IV. Тематическое планирование и методическое обеспечение программы

Раздел № п/п

Тематическое планирование

Методическое обеспечение

Тема занятия

Кол-во часов Форма занятия Формы подведения итогов Техническое оснащение и средства

Дидактический материал

1 1 Мы знакомимся. 2

Игровой тренинг

    Игры на знакомства: “Снежный ком”, “Автопортрет”, “Мечты”.
2   Установление контакта. 10     Игры: “Странный город”, “Дракон”, “Ураган”, “Палочки-галочки”, “Моя пара”.
2 Хороший старт – залог успеха. 3    
3 Распознавание и регуляция своего состояния. 2    
4 Внимание к партнеру. 3    
5 Пираты Карибского моря – 4. 2    
3   Сплочение детей в группе. 10     Игры: “Скала”, “Порядок на стуле”, “Путаница”, “Полет на луну”, “Монолит”, “Деревня Дэду”, “Ты мне нравишься тем…”, “Комплимент”.
6 Работа в группе. 3    
7 Работа в микрогруппе. 2    
8 Умение взаимодействовать. 3    
9 Вся наша жизнь – игра. 2    
4   Степень доверия. 8     Игры: “Космическая скорость”, “Автодром”; упражнения: “Колокол доверия”, “Слепой - поводырь”.
10 Доверительные отношения. 3    
11 Колокол доверия. 2    
12 Слепой – поводырь. 3    
5   Степень ответственности. 7     Игры: “Чига-бум”, “Что есть что?”, “Ядовитая река”, “Ужасно-прекрасный рисунок”, “Табу”, “Автопортрет”, “ответственное решение”.
13 Забота о ближнем. 2    
14 Ответственность. 3    
15 Маска. 2    
6   Жизненные ценности. 8     Игры: “Индийский вождь”; упражнения: “Идеальный мир”, “Ценности”, “Наводнение”, “Землетрясение”.
16 Здоровый образ жизни. 3    
17 Ценности жизни. 2    
18 Автопортрет. 3    
7   Цивилизованное общение. 7     Игры: “Гиппопотам”, “массаж”, “Найти партнера глазами”, “5 фигур”, “Рассказ со словами”, “Изобрази чувство”.
19 Искусство общения. 2    
20 Внимательное обращение друг к другу. 3    
21 Невербальное общение. 2    
8   Самоуправление

(саморегуляция).

8     Игры: “Змея”, “Снежки”, “Подарки”, “Конверты для добрых пожеланий”, “Групповая поэма”, “Вечеринка”, “Я хочу…”, “Комплимент”.
22 Скажи, что хочешь. 3    
23 Скучно – скучно. 2    
24 Спасибо за приятный день. 3    
9   Учимся разрешать конфликты. 5 Тренинг     Упражнения: “картина двух художников”, “Как разделить яблоко?”.
25 Формула конфликта. 2    
26 Конфликты в нашей жизни. 3    
10   Спасибо – нет!

(Вредные привычки).

12     Упражнение “Джеффа”, “Рассказ про..”, “Отказ”, “Степной огонь”, “Пять добрых слов”, “Спорные утверждения”, “Листок с секретом”, “Степень риска”, “Жизнь с болезнью”.
27 Вредные привычки. 2    
28 Умей сказать – нет. 3    
29 Принятие решений. 2    
30 Трудная ситуация. 3    
31 Кто я? 2    
11   Проведение тренинговых занятий. 15

Проведение тренинговых мероприятий с детьми

    КВНчик; игры на внимание: “Гаражи”, “Кресты-параллели”, “Чужие коленки”, “Летел лебедь”; коммуникативные игры: “Все равно ты молодец, потому что…”, “Лабиринт”, “Постройка моста”.
32 Этапы занятия. 3    
33 Раздаточный и наглядный материал. 2    
34 Как планировать занятие. 3    
35 Условия проведения занятий. 2    
36 Проведение занятий. 5    
12   Публичные выступления. 20        
  37 Презентация. 3

Тренинг

     
38 Несколько фокусов публичного выступления. 2    
39 Построение публичного выступления. 3    
40 Невербальные факторы публичного выступления. 2    
41 Речь – важный элемент презентации. 3    
42 Умело построенный ответ – залог успеха. 2    
43 Конференция. 5 Конференция    
13   Школа юного

педагога-организатора.

30       Игры: “Найди свое место”, “Скажи шестое”, “Мяч за кругом”, “Лесенка”.
44 Организация досуга детей. 2      
45 Игры на свежем воздухе. 3 Игровой тренинг    
46 Эрудит-круиз. 2    
47 Академия творчества. 3    
48 Спортивная тянучка. 2    
49 Что такое праздник? 3    
50 КТД. 5    
51 Театр-экспромт. 2    
52 Театральные подмостки. 5    
53 В нашей школе выпускной. 3    
14   Оформительская

мастерская.

20 Тренинг      
54 Объявление. 3    
55 Выпуск стенгазеты. 5    
56 Листовка. 2    
57 Декорации. 5    
58 Костюмерная мастерская. 5    
15   Очумелые ручки. 10        
59 Оригами. 2      
60 Работа с природным материалом. 3      
61 Экибаны. 5      
16   Творческий отчет. 8        
  62 Формы проведения творческого отчета. 2      
  63 Творческий отчет. 6      

V. Список литературы

  1. Словарь современных форм воспитательной работы: Учеб. – методич. Пособие / Сост. Л.Н. Горбачева. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. – 56с.
  2. Игры на каждый день с тинейджерами. Организаторам развивающего досуга [Текст] / Авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – 3-е изд., доп. и перераб. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. – 232с. – (Сценарии игр и праздников).