I. Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В программе принимают участие и активно работают ребята от 11 до 17 лет. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.
Как известно ведущей деятельностью в данном возрасте является общение. общение – достаточно трудный процесс, достижение взаимопонимания между людьми – это большое искусство, которое на высоком цивилизованном уровне, как правило, требует приложения значительных сил. Молодой человек очень часто испытывает недостаток в навыках, необходимых для личного и делового общения. Именно в этом возрасте возникают проблемы взаимопонимания с родителями, учителями, сверстниками, следовательно, личные проблемы, такие как одиночество, неуверенность в себе, низкая самооценка, мешающая активной и нормальной жизни. Желание и необходимость, но неумение подтвердиться в молодежной сфере, толкают многих к преступной деятельности, где они находят приложение своих сил и возможность самоутверждения, повышения своего статуса в своих глазах и глазах сверстников. На этом возрастном этапе очень важно, где молодой человек найдет себе применение, где сможет реализовать свои желания и интересы.
Программа дает ребятам знания и умения, необходимые для достижения контактности, решение конфликтов и проблемных ситуаций. В ходе работы проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Ребенок получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации.
Занятия проходят не в лекционной форме, а в форме игры и тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.
Цель и задачи программы
Программа ставит своей целью оказать влияние на формирование характеров, самостоятельности молодых людей. Она способствует развитию личности, формированию навыков цивилизованного общения, лидерства и партнерства, а также активного и ответственного подхода к жизни.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование базовых понятий из области психологии общения, конфликтологии.
Развивающие:
- развитие навыков эффективного общения;
- развитие индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации подростков в обществе;
- развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
- развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- повышение уровня рефлексивности;
- создание мотивации для дальнейшего саморазвития.
Сроки реализации программы
Образовательная программа рассчитана на 1 год.
Программа составлена таким образом, чтобы подростки не только смогли уяснить и прослушать материал, но и на практике его отработать и закрепить. оптимальная численность в группе: 10 человек, что обеспечивает успешное освоение материала и приобретение необходимых навыков.
Возраст детей: 11–17 лет.
Формы и режим занятий
Различные методы тренинга:
- ролевая игра,
- подвижная игра,
- мозговой штурм,
- моделирование практических ситуаций,
- упражнения на отработку различных навыков,
- работа в малых группах,
- дискуссия;
- семинар и т.д.
Структура занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и по 3 часа, всего 180 часов в год. Они строятся по определенной схеме и состоят из теоретической и практической частей. Информационный блок – 5 минут, обсуждение в группах – 10 минут, обучение практикой – 20 минут, обратная связь – 5 минут. И так каждый час.
Предполагаемые результаты
По окончанию курса дети будут знать, как:
- организовать работу в группе;
- сплотить коллектив;
- завоевать доверие;
- установить контакт;
уметь:
- проводить игры на знакомство, сплочение и т.д.;
- организовывать и проводить семинары, мероприятия, дискуссии.
Формы подведения итогов реализации программы
Проведение ребятами семинаров, мероприятий, тренинговых занятий для сверстников по определенным темам.
II. Учебно-тематический план№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
Теорет. | Практич. | Всего | ||
1 | Мы знакомимся | 2 | 2 | |
2 | Установление контакта | 1 | 9 | 10 |
3 | Сплочение детей в группе | 1 | 9 | 10 |
4 | Степень доверия | 1 | 7 | 8 |
5 | Степень ответственности | 1 | 6 | 7 |
6 | Жизненные ценности | 1 | 7 | 8 |
7 | Цивилизованное общение | 1 | 6 | 7 |
8 | Самоуправление (саморегуляция) | 1 | 7 | 8 |
9 | Учимся разрешать конфликты | 1 | 4 | 5 |
10 | Спасибо – нет! (Вредные привычки) | 2 | 10 | 12 |
11 | Проведение тренинговых занятий | 2 | 13 | 15 |
12 | Публичные выступления | 3 | 17 | 20 |
13 | Школа юного педагога-организатора | 3 | 27 | 30 |
14 | Оформительская мастерская | 2 | 18 | 20 |
15 | Очумелые ручки | 1 | 9 | 10 |
16 | Творческий отчет | 1 | 7 | 8 |
Итого |
Раздел 1. “Мы знакомимся”.
Тема 1: “Мы знакомимся”. Помогает узнать и запомнить имена участников; снять напряжение, особенно в группах, где участники не знакомы или мало знакомы друг с другом; поближе познакомиться.
Раздел 2. “Установление контакта”.
Тема 2: “Хороший старт – залог успеха”. Установление принципов работы в группе, создание безопасной групповой атмосферы; дисциплинирование участников.
Тема 3: “Распознавание и регуляция своего состояния”. Активизировать каждого члена группы, снять напряженность, создать определенное эмоциональное настроение, умение владеть собой.
Тема 4: “Внимание к партнеру”. Выработка умения слышать и слушать.
Тема 5: “Пираты Карибского моря - 4”. Командообразование, раскрытие и проявление лидерских качеств.
Раздел 3. “Сплочение детей в группе”
Тема 6: “Работа в группе”. Развитие солидарности и понимания, создание атмосферы доверия среди участников.
Тема 7: “Работа в микрогруппе”. Создание группового мнения, предоставление возможности всем участникам высказаться по тем или иным темам.
Тема 8: “Умение взаимодействовать”. Повысить тонус группы и сплотить участников, преодолеть барьеры в общении.
Тема 9: “Вся наша жизнь - игра”. Знакомство с различными ролями в группе, расширение ролевого спектра.
Раздел 4. “Степень доверия”.
Тема 10: “Доверительные отношения”. Сплочение, разрядка, умение работать в команде, иметь свой круг доверия.
Тема 11: “Колокол доверия”. Умение сказать о самом важном, довериться товарищу, попросить совета.
Тема 12: “Слепой - поводырь”. Выработка умения не ошибиться в человеке, найти “надежное” плечо и быть уверенным в нем.
Раздел 5. “Степень ответственности”
Тема 13: “Забота о ближнем”. Научить видеть людей, нуждающихся в помощи, оказывать им необходимую помощь.
Тема 14: “Ответственность”. Приобретение участниками практического опыта ответственного поведения в ситуациях выбора.
Тема 15: “Маска”. Дать представление о людях, которые в своих поступках и поведении бывают неискренними.
Раздел 6 “Жизненные ценности”
Тема 16: “Здоровый образ жизни”. Получение знаний и практических навыков по получению здоровья, выработке воли, характера, внимания.
Тема 17: “Ценности жизни”. Определение того, что в жизни является самым важным и как дороги для нас эти вещи.
Тема 18: “Автопортрет”. Умение увидеть свой внутренний мир, определить положительные и отрицательные стороны, по возможности переоценить их.
Раздел 7 “Цивилизованное общение”
Тема 19: “Искусство общения”. Научить общаться с людьми, с которыми ты незнаком.
Тема 20: “Внимательное обращение друг к другу”. Прислушиваясь друг к другу, можно понять очень многое.
Тема 21: “Невербальное общение”. Умение чествовать друг друга.
Раздел 8 “Самоуправление (саморегуляция)”
Тема 22: “Скажи, что хочешь”. Никогда не бойся внести предложение, высказать свое мнение.
Тема 23: “Скучно - скучно”. Дать понять ребятам, что им интересно будет жить тогда, когда они сами этого захотят.
Тема 24: “Спасибо за приятный день”. Выработать умение благодарить окружающих, если они помогли интересно провести время.
Раздел 9 “Учимся разрешать конфликты”
Тема 25: “Формула конфликта”. Научить предвидеть конфликтные ситуации и пути их разрешения.
Тема 26: “Конфликты в нашей жизни”. Формировать умение преодолевать и разрешать конфликтные ситуации.
Раздел 10. “Спасибо – нет! (Вредные привычки)”
Тема 27: “Вредные привычки”. Повышение значимости жизненных ценностей при формировании антиалкогольных и антинаркотических установок.
Тема 28: “Умей сказать - нет”. Развитие навыков говорить “нет” в рискованных ситуациях. Дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД.
Тема 29: “Принятие решений”. Отработка рефлексивных навыков, навыков отказа.
Тема 30: “Трудная ситуация”. Научить находить выход, путь из трудной ситуации, прислушиваться к мнению окружающих.
Тема 31: “Кто я?”. Пропаганда здорового образа жизни. Умение понять себя. Анализ действий, совершаемых подростком.
Раздел 11. “Проведение тренинговых занятий”
Тема 32: “Этапы занятия”. Дать представление о “пирамиде познания”, последовательности проведения занятия. Использование полученных знаний на практике.
Тема 33: “Раздаточный и наглядный материал”. Знакомство с правилами оформления материалов, с методами набора идей.
Тема 34: “Как планировать занятие”. Получение практических навыков, умений по планированию занятия, основываясь на собственном опыте и характере. определение блоков занятия и наполнение их содержанием.
Тема 35: “Условия проведения занятий”. Дать представление о деятельности ведущего, формах проведения занятий, о моделях развития группы.
Тема 36: “Проведение занятий”. Проведение собственных занятий на участниках группы с последующим выходом на район.
Раздел 12. “Публичные выступления”
Тема 37: “Презентация”. Формирование умения создавать презентации.
Тема 38: “Несколько фокусов публичного выступления”. Показать несколько фокусов привлечения внимания аудитории.
Тема 39: “Построение публичного выступления”. Формирование умения логически строить свое публичное выступление.
Тема 40: “Невербальные факторы публичного выступления”. Получение практических умений и навыков воздействия на аудиторию с помощью невербальных факторов общения.
Тема 41: “Речь – важный элемент презентации”. Формирование умения грамотно строить свою речь.
Тема 42: “Умело построенный ответ – залог успеха”. Дать представление о том, как правильно нужно отвечать на задаваемые вопросы.
Тема 43: “Конференция”. Закрепление полученных знаний и умений при подготовке своего выступления.
Раздел 13. “Школа юного педагога-организатора”
Тема 44: “Организация досуга детей”. Дать представление о различных формах организации и проведении досуга детей.
Тема 45: “Игры на свежем воздухе”. Организация игр на свежем воздухе.
Тема 46: “Эрудит-круиз”. Проведение интеллектуальных игр.
Тема 47: “Академия творчества”. Проведение творческих конкурсов.
Тема 48: “Спортивная тянучка”. Организация и проведение спортивного мероприятия.
Тема 49: “Что такое праздник?”. Дать представление о способах организации праздников и мероприятий.
Тема 50: “КТД”. Подготовка и проведение мероприятия.
Тема 51: “Театр-экспромт”. Способствовать развитию наблюдательности, пластики и воображения.
Тема 52: “Театральные подмостки”. Подготовка и проведение театрализованного представления.
Тема 53: “В нашей школе выпускной!”. Подведение итогов организаторской деятельности каждого “школьника”.
Раздел 14. “Оформительская мастерская”
Тема 54: “Объявление”. Формирование умения писать объявления.
Тема 55: “Выпуск стенгазеты”. Подбор материала и оформление стенгазеты на определенную тему.
Тема 56: “Листовка”. Научить оформлять листовки.
Тема 57: “Декорации”. Формирование умения подбирать декорации к определенному мероприятию.
Тема 58: “Костюмерная мастерская”. Изготовление и подбор костюмов к мероприятию.
Раздел 15. “Очумелые ручки”
Тема 59: “Оригами”. Формирование умения работать с бумагой.
Тема 60: “Работа с природным материалом”. Формирование умения работать с природным материалом.
Тема 61: “Экибаны”. Познакомить с техникой составления букетов.
Раздел. “Творческий отчет”
Тема 62: “Формы проведения творческого отчета”. Дать представление о возможных формах проведения творческого отчета.
Тема 63: “Творческий отчет”. Подготовка и проведение творческого отчета.
IV. Тематическое планирование и методическое обеспечение программыРаздел | № п/п | Тематическое планирование |
Методическое обеспечение | ||||
Тема занятия |
Кол-во часов | Форма занятия | Формы подведения итогов | Техническое оснащение и средства | Дидактический материал |
||
1 | 1 | Мы знакомимся. | 2 | Игровой тренинг |
Игры на знакомства: “Снежный ком”, “Автопортрет”, “Мечты”. | ||
2 | Установление контакта. | 10 | Игры: “Странный город”, “Дракон”, “Ураган”, “Палочки-галочки”, “Моя пара”. | ||||
2 | Хороший старт – залог успеха. | 3 | |||||
3 | Распознавание и регуляция своего состояния. | 2 | |||||
4 | Внимание к партнеру. | 3 | |||||
5 | Пираты Карибского моря – 4. | 2 | |||||
3 | Сплочение детей в группе. | 10 | Игры: “Скала”, “Порядок на стуле”, “Путаница”, “Полет на луну”, “Монолит”, “Деревня Дэду”, “Ты мне нравишься тем…”, “Комплимент”. | ||||
6 | Работа в группе. | 3 | |||||
7 | Работа в микрогруппе. | 2 | |||||
8 | Умение взаимодействовать. | 3 | |||||
9 | Вся наша жизнь – игра. | 2 | |||||
4 | Степень доверия. | 8 | Игры: “Космическая скорость”, “Автодром”; упражнения: “Колокол доверия”, “Слепой - поводырь”. | ||||
10 | Доверительные отношения. | 3 | |||||
11 | Колокол доверия. | 2 | |||||
12 | Слепой – поводырь. | 3 | |||||
5 | Степень ответственности. | 7 | Игры: “Чига-бум”, “Что есть что?”, “Ядовитая река”, “Ужасно-прекрасный рисунок”, “Табу”, “Автопортрет”, “ответственное решение”. | ||||
13 | Забота о ближнем. | 2 | |||||
14 | Ответственность. | 3 | |||||
15 | Маска. | 2 | |||||
6 | Жизненные ценности. | 8 | Игры: “Индийский вождь”; упражнения: “Идеальный мир”, “Ценности”, “Наводнение”, “Землетрясение”. | ||||
16 | Здоровый образ жизни. | 3 | |||||
17 | Ценности жизни. | 2 | |||||
18 | Автопортрет. | 3 | |||||
7 | Цивилизованное общение. | 7 | Игры: “Гиппопотам”, “массаж”, “Найти партнера глазами”, “5 фигур”, “Рассказ со словами”, “Изобрази чувство”. | ||||
19 | Искусство общения. | 2 | |||||
20 | Внимательное обращение друг к другу. | 3 | |||||
21 | Невербальное общение. | 2 | |||||
8 | Самоуправление (саморегуляция). |
8 | Игры: “Змея”, “Снежки”, “Подарки”, “Конверты для добрых пожеланий”, “Групповая поэма”, “Вечеринка”, “Я хочу…”, “Комплимент”. | ||||
22 | Скажи, что хочешь. | 3 | |||||
23 | Скучно – скучно. | 2 | |||||
24 | Спасибо за приятный день. | 3 | |||||
9 | Учимся разрешать конфликты. | 5 | Тренинг | Упражнения: “картина двух художников”, “Как разделить яблоко?”. | |||
25 | Формула конфликта. | 2 | |||||
26 | Конфликты в нашей жизни. | 3 | |||||
10 | Спасибо – нет! (Вредные привычки). |
12 | Упражнение “Джеффа”, “Рассказ про..”, “Отказ”, “Степной огонь”, “Пять добрых слов”, “Спорные утверждения”, “Листок с секретом”, “Степень риска”, “Жизнь с болезнью”. | ||||
27 | Вредные привычки. | 2 | |||||
28 | Умей сказать – нет. | 3 | |||||
29 | Принятие решений. | 2 | |||||
30 | Трудная ситуация. | 3 | |||||
31 | Кто я? | 2 | |||||
11 | Проведение тренинговых занятий. | 15 | Проведение тренинговых мероприятий с детьми |
КВНчик; игры на внимание: “Гаражи”, “Кресты-параллели”, “Чужие коленки”, “Летел лебедь”; коммуникативные игры: “Все равно ты молодец, потому что…”, “Лабиринт”, “Постройка моста”. | |||
32 | Этапы занятия. | 3 | |||||
33 | Раздаточный и наглядный материал. | 2 | |||||
34 | Как планировать занятие. | 3 | |||||
35 | Условия проведения занятий. | 2 | |||||
36 | Проведение занятий. | 5 | |||||
12 | Публичные выступления. | 20 | |||||
37 | Презентация. | 3 | Тренинг |
||||
38 | Несколько фокусов публичного выступления. | 2 | |||||
39 | Построение публичного выступления. | 3 | |||||
40 | Невербальные факторы публичного выступления. | 2 | |||||
41 | Речь – важный элемент презентации. | 3 | |||||
42 | Умело построенный ответ – залог успеха. | 2 | |||||
43 | Конференция. | 5 | Конференция | ||||
13 | Школа юного педагога-организатора. |
30 | Игры: “Найди свое место”, “Скажи шестое”, “Мяч за кругом”, “Лесенка”. | ||||
44 | Организация досуга детей. | 2 | |||||
45 | Игры на свежем воздухе. | 3 | Игровой тренинг | ||||
46 | Эрудит-круиз. | 2 | |||||
47 | Академия творчества. | 3 | |||||
48 | Спортивная тянучка. | 2 | |||||
49 | Что такое праздник? | 3 | |||||
50 | КТД. | 5 | |||||
51 | Театр-экспромт. | 2 | |||||
52 | Театральные подмостки. | 5 | |||||
53 | В нашей школе выпускной. | 3 | |||||
14 | Оформительская мастерская. |
20 | Тренинг | ||||
54 | Объявление. | 3 | |||||
55 | Выпуск стенгазеты. | 5 | |||||
56 | Листовка. | 2 | |||||
57 | Декорации. | 5 | |||||
58 | Костюмерная мастерская. | 5 | |||||
15 | Очумелые ручки. | 10 | |||||
59 | Оригами. | 2 | |||||
60 | Работа с природным материалом. | 3 | |||||
61 | Экибаны. | 5 | |||||
16 | Творческий отчет. | 8 | |||||
62 | Формы проведения творческого отчета. | 2 | |||||
63 | Творческий отчет. | 6 |
- Словарь современных форм воспитательной работы: Учеб. – методич. Пособие / Сост. Л.Н. Горбачева. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. – 56с.
- Игры на каждый день с тинейджерами. Организаторам развивающего досуга [Текст] / Авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – 3-е изд., доп. и перераб. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. – 232с. – (Сценарии игр и праздников).