Цели урока: познакомить учащихся с произведением В.А. Жуковского “Спящая царевна”, развивать речь, мышление, дикцию, научить использованию в речи образных выражений; воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие, активизация творческого потенциала учеников.
Оборудование: учебник Р.Н. Бунеева “В океане света”, портрет В. А. Жуковского, рабочая тетрадь по чтению, выставка рисунков, диск со сказкой Братьев Гримм “Шиповничек”; иллюстрации к произведениям “Спящая царевна” Жуковский В.А. и “Спящая красавица” Ш. Перро, иллюстрации Билибина И..Я. к русским сказкам.
Ход урока
1. Организационный момент
На доске записана цитата: “Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!”
2. Сообщение темы урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы побываете на необычном уроке, мы познакомимся с литературным произведением В.А. Жуковского “Спящая царевна и с иллюстрациями произведений “Спящая красавица”Ш. Перро, художник Б. Дехтярев; “Спящая царевна” А. Пушкина, художник В. Власова.
А начнем мы урок с речевой гимнастики.
Работа со скороговоркой:
Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.
1. Работа с текстом до чтения.
– Что вы помните о В.А. Жуковском?
– Чем отличается литературная сказка от народной?
– Для кого автор написал эту сказку?
– Как это может отразиться на тексте?
– Знакомо ли вам название сказки?
– Где вы встречались с этим сюжетом?
Впервые подобный сюжет использовал Ш. Перро, написав в конце 17 века сказку
“Спящая красавица”, а затем в начале ХVIII века Братьев Гримм обработали и записали сказку “Шиповничек” с похожим сюжетом.
Учитель ИЗО. Ребята, давайте вспомним, что такое иллюстрация? Каких художников-иллюстраторов вы знаете?
Иван Яковлевич Билибин проиллюстрировал множество русских народных сказок для детей. Книжки у него получились очень красивыми.
Рис. 1. И.Я. Билибин “Волна”
Рис. 2. И.Я. Билибин иллюстрация к сказке “Марья Моревна”
Рис.3. И.Я. Билибин иллюстрация к сказке “Белая уточка”.
– Русские народные сказки читают обычно самым маленьким детям, поэтому художник постарался сделать иллюстрации красочными и яркими.
3. Словарная работа
Учитель. Прочитайте слова, значение всех ли слов вам понятно?
Порок Оплошал Домолвила Терновник Рдеющие ланиты Свита |
хлебосольный царь как дотоле (до сего дня) хорунжий так из памяти людей он изгладился давно гробовая тишина |
4. Работа с текстом во время чтения
а) Самостоятельное чтение уч-ся сказки с. 146–149
– Как звучат стихи Жуковского?
– Действительно ли это сказка?
– Что тронуло в ней?
– В каком отрывке еще в начале сказки уже происходит борьба добра со злом?
б) Чтение текста вслух сильными уч-ся с. 149-151
– Чем привлекателен царь Матвей?
– Почему смерть царевны обернулась всего лишь сном?
– Почему вместе с царевной уснул весь дворец?
5. Работа с текстом после чтения
– Чем понравилась вам сказка?
– В чем проявляются легкость и незатейливость сказки?
Учитель ИЗО. Многие из вас, ребята, любят рисовать красками, карандашами, фломастерами. Но умеете ли вы быть хорошими зрителями? Сейчас мы попробуем сравнить иллюстрации разных художников к одинаковым сценам из произведений “Спящая красавица” Ш. Перро и “Сказка о спящей царевне и о семи богатырях” А. Пушкина.
Рис. 4 |
Попробуйте ответить на вопросы:
– С помощью каких средств выразительности художники передают настроение произведений?
Рис. 5
– Какая из иллюстрация более близка вам?
Рис. 6 |
Учитель. А сейчас каждый из вас получит индивидуальное задание:
1-й уровень. Подчеркнуть ключевые слова во всем тексте.
2-й уровень. Подготовить выразительное чтение отрывка (Описание уснувшего дворца.)
3-й уровень. Подготовить выразительное чтение концовки сказки.
– Проверка заданий.
Учитель ИЗО. Проиллюстрируйте отрывок с описанием уснувшего дворца.
(Работать можно различными материалами: гуашью, карандашами, пастелью.)
Прослушивание музыкального произведения Чайковского “Спящая красавица”.
6. Подведение итогов
Учитель. Какие же особенности литературной сказки вы наблюдали в данном произведении?
Выслушиваются ответы детей.
– Сегодня мы познакомились с иллюстрациями И. Билибина к русским сказкам. В них отражаются народные мотивы: в орнаментах одежды, фрагментах природы земли русской. На примерах иллюстраций “Спящей красавицы” и “Спящей царевны” мы увидели, что художник с помощью различных выразительных средств, приемов может передать свое отношение к литературному произведению.
А сейчас мы в этом убедимся на примере ваших работ.
Выставка работ.
– Вы, ребята, очень хорошо поработали на уроке. Молодцы!
7. Домашнее задание
Выучить понравившийся отрывок из сказки.