Интеграция уроков литературного чтения и изобразительного искусства в 4-м классе по теме: «Сказка В.А. Жуковского "Спящая царевна"»

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели урока: познакомить учащихся с произведением В.А. Жуковского “Спящая царевна”, развивать речь, мышление, дикцию, научить использованию в речи образных выражений; воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие, активизация творческого потенциала учеников.

Оборудование: учебник Р.Н. Бунеева “В океане света”, портрет В. А. Жуковского, рабочая тетрадь по чтению, выставка рисунков, диск со сказкой Братьев Гримм “Шиповничек”; иллюстрации к произведениям “Спящая царевна” Жуковский В.А. и “Спящая красавица” Ш. Перро, иллюстрации Билибина И..Я. к русским сказкам.

Ход урока

1. Организационный момент

На доске записана цитата: “Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!”

2. Сообщение темы урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы побываете на необычном уроке, мы познакомимся с литературным произведением В.А. Жуковского “Спящая царевна и с иллюстрациями произведений “Спящая красавица”Ш. Перро, художник Б. Дехтярев; “Спящая царевна” А. Пушкина, художник В. Власова.

А начнем мы урок с речевой гимнастики.

Работа со скороговоркой:

Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.

1. Работа с текстом до чтения.

– Что вы помните о В.А. Жуковском?

– Чем отличается литературная сказка от народной?

– Для кого автор написал эту сказку?

– Как это может отразиться на тексте?

– Знакомо ли вам название сказки?

– Где вы встречались с этим сюжетом?

Впервые подобный сюжет использовал Ш. Перро, написав в конце 17 века сказку

“Спящая красавица”, а затем в начале ХVIII века Братьев Гримм обработали и записали сказку “Шиповничек” с похожим сюжетом.

Учитель ИЗО. Ребята, давайте вспомним, что такое иллюстрация? Каких художников-иллюстраторов вы знаете?

Иван Яковлевич Билибин проиллюстрировал множество русских народных сказок для детей. Книжки у него получились очень красивыми.

Рис. 1. И.Я. Билибин “Волна”

Рис. 2. И.Я. Билибин иллюстрация к сказке “Марья Моревна”

Рис.3. И.Я. Билибин иллюстрация к сказке “Белая уточка”.

Русские народные сказки читают обычно самым маленьким детям, поэтому художник постарался сделать иллюстрации красочными и яркими.

3. Словарная работа

Учитель. Прочитайте слова, значение всех ли слов вам понятно?

Порок

Оплошал

Домолвила

Терновник

Рдеющие ланиты

Свита

хлебосольный царь

как дотоле (до сего дня)

хорунжий

так из памяти людей он изгладился давно

гробовая тишина

4. Работа с текстом во время чтения

а) Самостоятельное чтение уч-ся сказки с. 146–149

– Как звучат стихи Жуковского?

– Действительно ли это сказка?

– Что тронуло в ней?

– В каком отрывке еще в начале сказки уже происходит борьба добра со злом?

б) Чтение текста вслух сильными уч-ся с. 149-151

– Чем привлекателен царь Матвей?

– Почему смерть царевны обернулась всего лишь сном?

– Почему вместе с царевной уснул весь дворец?

5. Работа с текстом после чтения

– Чем понравилась вам сказка?

– В чем проявляются легкость и незатейливость сказки?

Учитель ИЗО. Многие из вас, ребята, любят рисовать красками, карандашами, фломастерами. Но умеете ли вы быть хорошими зрителями? Сейчас мы попробуем сравнить иллюстрации разных художников к одинаковым сценам из произведений “Спящая красавица” Ш. Перро и “Сказка о спящей царевне и о семи богатырях” А. Пушкина.

Рис. 4

Попробуйте ответить на вопросы:

– С помощью каких средств выразительности художники передают настроение произведений?

Рис. 5

– Какая из иллюстрация более близка вам?

Рис. 6

Учитель. А сейчас каждый из вас получит индивидуальное задание:

1-й уровень. Подчеркнуть ключевые слова во всем тексте.

2-й уровень. Подготовить выразительное чтение отрывка (Описание уснувшего дворца.)

3-й уровень. Подготовить выразительное чтение концовки сказки.

– Проверка заданий.

Учитель ИЗО. Проиллюстрируйте отрывок с описанием уснувшего дворца.

(Работать можно различными материалами: гуашью, карандашами, пастелью.)

Прослушивание музыкального произведения Чайковского “Спящая красавица”.

6. Подведение итогов

Учитель. Какие же особенности литературной сказки вы наблюдали в данном произведении?

Выслушиваются ответы детей.

– Сегодня мы познакомились с иллюстрациями И. Билибина к русским сказкам. В них отражаются народные мотивы: в орнаментах одежды, фрагментах природы земли русской. На примерах иллюстраций “Спящей красавицы” и “Спящей царевны” мы увидели, что художник с помощью различных выразительных средств, приемов может передать свое отношение к литературному произведению.

А сейчас мы в этом убедимся на примере ваших работ.

Выставка работ.

– Вы, ребята, очень хорошо поработали на уроке. Молодцы!

7. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок из сказки.