Цель: Повторить и закрепить приемы сложения и вычитания в пределах 10.
Задачи:
- Повторить последовательность чисел натурального ряда;
- Развивать познавательную активность учащихся;
- Совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
- Воспитывать активность, усидчивость, любознательность в процессе учения.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Прозвенел у нас звонок
Начинается урок.
Прежде давайте поприветствуем гостей, которых мы очень рады видеть на нашем уроке.
На вас надеюсь я друзья.
Мы хороший, дружный класс
Все получится у нас!
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем.
(У каждого ученика на столе билет в цирк. На каждом билете записаны цифры и знаки +; –; =; < >)
2. Целеполагание
– Мы приглашены на цирковое представление. У каждого есть входной билет. Внимательно посмотрите на свои билеты.
– Что вы видите на них? (цифры, знаки)
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Сегодня на уроке вместе с артистами цирка мы будем выполнять сложные задания. Нам предстоит увеличивать и уменьшать числа, сравнивать их, работать с геометрическими фигурами.
– А сейчас сели все правильно, соблюдая правила культурного поведения.
Представление начинается!
3. Устный счет
На арену выходит Знаменитый Маг!
– Я узнал, – говорит он, – что вы учитесь в 1-м классе, и очень хорошо уже научились считать, думать, соображать. Так ли это? Я хочу это проверить.
Маг принес с собой шары, которыми умеет очень хорошо жанглировать. Но пока Маг перекладывал их они раскатились и перепутались.
Маг просит вас разложить их по порядку начиная с самого маленького.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Счет от 1 до 10, от 10 до 1.
– Какое число самое маленькое?
– Самое большое?
– Назовите четные числа.
– Нечетные.
– Назовите соседей числа 6.
– Назовите число, которое следует за числом 2.
– Перед числом 10.
Выслушиваются ответы детей.
– Молодцы, ребята! Вы справились с заданием Знаменитого Мага. А еще он просит самых внимательных соединить точки с цифрами по порядку и узнать, кто еще будет выступать на арене цирка.
Встречайте попугая Гошу!
Попугаи – очень яркие и шумные птицы. У них очень хорошая память. Представляете, многие попугаи живут до 80 лет.
– Гоша интересуется, сможете ли вы запомнить всех птиц, которых он вам покажет?
(Показ птиц – 10 сек.)
– Закрыли глаза.
(Птицы меняются.)
– Что изменилось?
Ответы детей.
– Гоша хвалит вас за успехи! Дети, а кто самый смешной в цирке, кто развлекает и веселит зрителей?
Дети. Клоун!
Учитель. Вот к нам в гости пришел клоун Вася. Он принес с собой картину. Кто на ней изображен? (Клоун.)
– Из каких геометрических фигур состоит клоун? (Круг, треугольник, прямоугольник, полуовал.)
Физкультминутка
Я, веселый клоун Вася
Появился в вашем классе
Чтобы с вами поиграть.
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело!
4. Повторение
Учитель. А сейчас встречайте Зебру! Где вы могли ее видеть? (В зоопарке, на дороге.)
– Для чего нужна такая разметка на дороге?
Ответы детей.
– Итак, Зебра предлагает вам перейти дорогу. Правильно сделает это тот, кто поможет справиться с заданием.
Работа с учебником
Учебник: Математика М. И. Башмаков, М. Г. Нефедова. Аст. Астрель. М., 2007. С. 122, № 3.
– Что нужно сделать в этом задании? Дополнить до 10.
– Сколько О на первой картинке? (6)
– Сколько нужно добавить, чтобы стало 10 О? (4)
– Какое выражение составим?
6 + 4 = 10 и тд.
Работа в тетради
Рабочая тетрадь №1: Математика М. Г. Нефедова. Изд. Астрель. М., 2007.
– Подобное задание мы выполним в тетради на с. 73.
(Самостоятельное выполнение задания с последующей проверкой.)
– Молодцы! Мы все правильно перешли дорогу вместе с Зеброй.
На арену цирка въезжает косолапый Мишка.
Название “медведь” означает “ведающий мед “, ведь он – большой любитель сладкого, но в то же время это настоящий хищник.
– Говорят “косолапый медведь “! А как он умеет педали вертеть!
– Мишка просит вас выполнить задание, которое лежит у вас на парте.
(Соединить О с примерами с О – ответом.)
– Молодцы! Вы справились с заданием Мишутки. Ему так понравилось у нас, что он еще немного хочет с нами поиграть.
Физкультминутка
Топай Мишка, хлопай Мишка,
Приседай со мной, Топтыжка
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбайся и садись.
– А вот перед вами Тюлень жонглер, он считает себя самым ловким из всех. Скромно ли это? (Нет.)
– А действительно ли он так ловок? Давайте проверим.
На доске:
4 + 1 = 6 | 8 – 3 = 4 | 3 + 3 = 6 | 3 – 1 = 0 |
– Самый ли ловкий Тюлень? (Нет.)
– Сколько раз он ронял мяч?
– Кто же, оказался ловким он или вы?
– А это скромно?
На арене цирка выступает Слоненок. Он лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой. Он подружится с вами, ребята, если вы справитесь с его заданием.
(Задание на карточках.)
– Какие фигуры изображены на рисунке?(квадраты)
– Попробуйте найти среди них квадраты одного размера.
Проверяем себя с помощью кальки.
Проверим, равны ли зеленый и голубой квадраты.
– Обведите через прозрачную кальку зеленый квадрат.
– Перенесите кальку на голубой квадрат и попробуйте совместить изображения. Если изображения квадратов совпадают, значит, они равны.
Молодцы! Вы справились с заданием и теперь у вас есть новый друг – добрый слоненок.
5. Подведение итогов
Учитель: Ну вот и подошло к концу представление. Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление. А что мы повторили на уроке вместе с артистами цирка?
(Ответы детей.)
Литература
- Методические рекомендации. Обучение в 1 классе по учебнику Математика. М. И.Башмаков, М. Г.Нефедова. АСТ:Астрель, 2007.
- Дидактические игры в начальный период обучения. Е.В.Карпова. Ярославль “Академия развития” 1997.