Цели и задачи урока: Воспитание у детей патриотизма, любви и гордости за свою малую Родину, родной край; развитие чувства цветовой гармонии, фантазии; развитие зрительной памяти детей и умения изображать городской пейзаж по памяти и впечатлению; развитие творческих способностей; усвоение правил и законов перспективы.
Материалы для учащихся: Гуашь, лист бумаги А3, кисть широкая № 5 или № 6, кисть тонкая № 1 или № 2, палитра, баночка для воды, простой карандаш, ластик, клеенка на парту, салфетка для кистей, салфетка для рук.
Оформление классной доски:
- В середине - пейзажи: репродукции картин пензенских художников с видами Пензы, фотографии, рисунки учеников прошлых лет, репродукции картин русских художников с изображением природы.
- Слева - таблица “Цветовой спектр”, две схемы композиционного решения, вертикального и горизонтального.
- Правая часть доски остается свободной, чтобы при необходимости иметь возможность сделать графические пояснения.
- Справа от доски – экран.
Оборудование для учителя: Магнитофон, записи веселой музыки - русские народные наигрыши; экран; компьютер; мультимедийный проектор; диск.
Ход урока
- Организация рабочего места.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
- Сообщение нового материала.
Учитель: Рассмотрите, пожалуйста, на средней части доски вы видите репродукции картин художников, фотографии, ксерокопии, рисунки учеников прошлых лет. Как, одним словом называются эти изображения?
Дети: “Пейзаж”
Учитель: Да, правильно. А что такое пейзаж?
Дети: Пейзаж – это изображение природы.
Учитель: Замечательно! В переводе с французского – “изображение страны”. Пейзажная живопись очень разнообразна. Ответьте, пожалуйста, одну ли тему отражают эти пейзажи?
Дети: Нет. Первая группа – изображение уголков природы. Вторая группа – уголки города.
Учитель: Перевесьте, пожалуйста, изображения на две группы.
Дети перевешивают все вывешенные на доске репродукции и фотографии на две группы: справа – изображение уголков природы, а слева изображение уголков города.
Учитель: Молодцы! Мне нравится, как вы работаете. А вы знаете, что на фотографиях и репродукциях изображены уголки областного центра, уголки Пензы?
Дети: Да, узнали. Дети называют исторические и памятные места, знакомые им с детства.
Учитель: А сейчас предлагаю вашему вниманию компьютерную презентацию на тему “Городские пейзажи Пензы”. Я уверена, что эти знания должны помочь вам в дальнейшей работе.
Звучат приглушенные русские наигрыши. Учитель демонстрирует компьютерную презентацию. Презентация
Задание. Нарисовать городские пейзажи, отражающие жизнь города Пензы.
- Самостоятельная работа учащихся.
Звучит музыка. Учитель просит детей внимательно прислушаться к ней и подумать, что они будут рисовать. Ученики приступают к выполнению рисунка.
- Легкими линиями простого карандаша дети выполняют рисунок. По ходу работы над рисунком композиции необходимо указать на роль и значение перспективы в композиции, на выбор точки зрения (выразительность низкого и высокого горизонта).
- Широкой кистью пишут в цвете быстро и до тех пор, пока почти весь лист не заполнится цветом. По ходу работы над эскизом необходимо указать на влияние цветовых отношений в передаче настроения (теплый и холодный тон в живописи).
- Кистью средней ширины уточняют изображение, нигде не оставляя белой бумаги.
- Тонкой кистью дорабатывают мелкие детали рисунка.
- Подведение итогов работы и завершение урока
К концу работы учитель выбирает наиболее удачные рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства.
Список использованной литературы.
- Неменский Б. Н. Изобразительное искусство и художественный труд, Москва, Просвещение, 2007.
- Неменская Л.А. Каждый народ – художник. Учебник для 4 класса, Москва, Просвещение, 2007.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе, - Москва, Просвещение, 1980.
- Рыбкин А. Работа над пейзажем, Пенза, 2007.