Урок русского языка во 2-м классе "Корень слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить умение находить однокоренные слова в тексте, подбирать однокоренные слова.

Задачи:

  • совершенствовать у детей умение подбирать однокоренные слова;
  • закрепить знание частей речи, их опознавательных признаков;
  • закрепить знание правила проверки безударной гласной в корне слова, правописание имён собственных;
  • развивать мышление, воображение учеников;
  • расширять активный словарный запас детей;

Оборудование урока:

  • учебник “Русский язык. 2 класс” С.В.Иванов, М.И.Кузнецова;
  • мультимедийный проектор;
  • доска, экран;
  • конверты с карточками;
  • тетради;
  • кубики с картинками;
  • диск с презентацией;

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей.

  1. Чистописание.

Учитель: Начнём мы наш урок с чистописания. Наша буква, которую мы будем повторять на минутке чистописания, спряталась в загадке:

Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
Р – одну, а буква …- две.
Что это за буква?

Дети:  В.

Учитель: Сколько письменных букв В есть в нашей письменной речи?

Дети: Две: заглавная буква и строчная.

Учитель:

  • Из каких элементов состоит заглавная буква В? Покажи на доске. Пропиши заглавную букву В пять раз.
  • Из каких элементов состоит строчная буква в? Покажи эти элементы на доске. Пропиши строчную букву в пять раз.

Многие из ребят нашего класса дружны с этой буквой, ведь в их именах, фамилиях, отчествах она тоже есть. Встаньте такие ребята. Вот какая это нужная буква в нашем классе! Как вы пишите эту букву в своих личных данных? Почему?

Дети:  Мы пишем её с заглавной буквы. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы.

Учитель: Молодцы!

  1. Словарная работа.

Словарный диктант

Учитель: Буква В встретиться и в некоторых наших словарных словах. Наш словарный диктант необычный. Запишите названия изображённых на экране существ. Выделяйте в этих словах непроверяемую гласную букву зелёной ручкой. Приложение 1. Слайд 2. Слайд3. Слайд 4. Слайд 5.

Дети смотрят на слайд и выполняют запись слова.

Взаимопроверка.

Учитель: Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Выполним проверку. Поможет нам в этом наш следующий слайд. Приложение 1. Слайд 6.  Чем необычен был словарный диктант?

Дети: Это птичий диктант.

Учитель: На какие две группы ты можешь распределить названия этих птиц с точки зрения русского языка? Почему?

Дети: Петух, соловей, воробей, сорока. В слове петух мы запоминаем букву е, в словах соловей, воробей, сорока - букву о.

Учитель:  Молодцы! А если бы мы посмотрели на эти слова с точки зрения окружающего мира, то изменился бы ваш ответ?

Дети:  Мы их разделим так же. Петух – это домашняя птица, а соловей, воробей, сорока – дикие птицы. Приложение 1. Слайд 6.

Изучение нового словарного слова.

Учитель: Какую ещё дикую птицу с сочетанием –оро- вы знаете?

Дети: Ворона.

Учитель: Почему её так называют?

Дети высказывают своё мнение.

Учитель:  Птицу эту так назвали за чёрное оперение. На Руси “вороной” значит чёрный. Запишите новое слово, выделив орфограмму – сочетание -оро -. В какой части слова встречается это сочетание? Докажите.

Дети:  В корне слова –ворон-: ворон, вороной, воронята, ворона. Приложение 1. Слайд 7.

  1. Проблемная ситуация. Введение темы урока.

Учитель: Послушайте ещё несколько строк о вороне:

Стерегла цыплят Варвара,
А ворона – воровала.
Всех цыплят проворовала!
Проворонила Варвара!

Что я вам прочитала?

Дети: Скороговорку.

Учитель: Откройте учебник на странице 87 №2. Прочитайте эту скороговорку внимательно. Какие в ней слова похожи по своему написанию?

Дети:  Ворона, воровала, проворовала, проворонила. Приложение 1. Слайд 8.

Учитель:  Какие это слова?

Дети: Однокоренные.

Учитель: Чтобы понять, все ли они однокоренные, вспомним правило о признаках однокоренных слов. Проверим себя по учебнику. Учебник страница 71.

Дети: Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются однокоренными.

Учитель: На какие две группы однокоренных слов мы можем их разделить? Докажите правильность своего выбора.

Дети:

  • Ворона,
  • проворонила.
  • Воровала,
  • проворовала

В каждой паре слов общая часть и общий смысл. Приложение 1. Слайд 8.

Учитель: Тема нашего урока: “ Корень слова”. Мы поговорим об однокоренных словах.

  1. Закрепление изученного материала.

Учитель: Сегодня нам ворона принесла на урок конверты со словами. Откройте конверты, выложите на парты слова. Распределите эти слова на три группы однокоренных слов. Докажите правильность своего выбора.

Дети:  

  • рана
  • ранить
  • раненый
  • гора
  • горка
  • горный
  • нос
  • носик
  • носовой

У этих слов общая часть и общий смысл.

Учитель: Какие слова вы не включили?

Дети: Слова: ранний, горе, носить.

Учитель:  Устно подберите к оставшимся словам по 1-2 однокоренным словам. Прочитай слова 2 столбика, запишите их. Выделите в словах корень, поставьте ударение. Какая орфограмма встречается в корне слова?

Дети: Безударная гласная - о- в корне слова -гор- .

Учитель: Какое из этих слов проверяемое, а какие проверочные к нему?

Дети:  Гора - (проверяемое), горка, горный - (проверочные).

Вывод 1

Учитель: Сделаем первый вывод на нашем уроке. Для чего нам важно уметь подбирать родственные слова?

Дети:  Для проверки безударной гласной в корне слова.

Учитель: Запишите слова 1 столбика. Задай к каждому слову вопрос.

  • рана что?
  • ранить что делать?
  • раненый какой?

Приложение 1. Слайд 9.

Вывод 2

Учитель: Ребята, однокоренные слова могут относиться к разным частям речи.

Работа в парах.

Учитель: Ребята, посмотрите, какие красочные кубики лежат у вас на столах. На них вы видите картинки, изображающие травинку, слонёнка, котика, мышку, носик, грибочек.

Приложение 1. Слайд 10.

Кидайте кубик, называйте соседу однокоренные слова к выпавшему слову. Запиши любую свою группу однокоренных слов, выдели в них корень, поставь ударение.

  1. Развитие речи учащихся. Активизация словаря.

Учитель:  Ещё одна наша пернатая гостья — сорока принесла мне весть, что ночью был мороз. Подбери к этому слову два однокоренных слова, чтобы они отвечали на вопросы:

  • какой?
  • что сделал?

Дети:

  • морозный
  • заморозил

Приложение 1. Слайд 11.

Учитель:  Можно ли проверить безударную гласную в этих словах? Почему? Сорока так спешила, что рассыпала слова из предложения. Составь это предложение.

Приложение 1. Слайд 12.

Дети: В морозный день Мороз заморозил Ленивицу.

Учитель: Из какой сказки эти герои? Почему в предложении слово Мороз записано с заглавной буквы?

Дети: Это имя героя.

Учитель:  Запишите это предложение. Выделите корень в однокоренных словах.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель:

  • О каких словах мы говорили на уроке?
  • Перечисли признаки однокоренных слов.
  • Какими частями речи могут быть однокоренные слова?
  • Для чего важно уметь подбирать однокоренные слова?
  1. Домашнее задание.

Учебник, страница 88 упражнение№6.

Учитель: Вам необходимо списать текст, вставить в него пропущенное однокоренное слово, выделить в однокоренных словах корень.