Цель: закрепить умение находить однокоренные слова в тексте, подбирать однокоренные слова.
Задачи:
- совершенствовать у детей умение подбирать однокоренные слова;
- закрепить знание частей речи, их опознавательных признаков;
- закрепить знание правила проверки безударной гласной в корне слова, правописание имён собственных;
- развивать мышление, воображение учеников;
- расширять активный словарный запас детей;
Оборудование урока:
- учебник “Русский язык. 2 класс” С.В.Иванов, М.И.Кузнецова;
- мультимедийный проектор;
- доска, экран;
- конверты с карточками;
- тетради;
- кубики с картинками;
- диск с презентацией;
Ход урока
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей.
- Чистописание
Учитель: Начнём мы наш урок с чистописания. Наша буква, которую мы будем повторять на минутке чистописания, спряталась в загадке:
Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
Р – одну, а буква …- две.
Что это за буква?
Дети: В.
Учитель: Сколько письменных букв В есть в нашей письменной речи?
Дети: Две: заглавная буква и строчная.
Учитель:
- Из каких элементов состоит заглавная буква В? Покажи на доске. Пропиши заглавную букву В пять раз.
- Из каких элементов состоит строчная буква в? Покажи эти элементы на доске. Пропиши строчную букву в пять раз.
Многие из ребят нашего класса дружны с этой буквой, ведь в их именах, фамилиях, отчествах она тоже есть. Встаньте такие ребята. Вот какая это нужная буква в нашем классе! Как вы пишите эту букву в своих личных данных? Почему?
Дети: Мы пишем её с заглавной буквы. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы.
Учитель: Молодцы!
- Словарная работа.
Словарный диктант
Учитель: Буква В встретиться и в некоторых наших словарных словах. Наш словарный диктант необычный. Запишите названия изображённых на экране существ. Выделяйте в этих словах непроверяемую гласную букву зелёной ручкой. Приложение 1. Слайд 2. Слайд3. Слайд 4. Слайд 5.
Дети смотрят на слайд и выполняют запись слова.
Взаимопроверка.
Учитель: Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Выполним проверку. Поможет нам в этом наш следующий слайд. Приложение 1. Слайд 6. Чем необычен был словарный диктант?
Дети: Это птичий диктант.
Учитель: На какие две группы ты можешь распределить названия этих птиц с точки зрения русского языка? Почему?
Дети: Петух, соловей, воробей, сорока. В слове петух мы запоминаем букву е, в словах соловей, воробей, сорока - букву о.
Учитель: Молодцы! А если бы мы посмотрели на эти слова с точки зрения окружающего мира, то изменился бы ваш ответ?
Дети: Мы их разделим так же. Петух – это домашняя птица, а соловей, воробей, сорока – дикие птицы. Приложение 1. Слайд 6.
Изучение нового словарного слова.
Учитель: Какую ещё дикую птицу с сочетанием –оро- вы знаете?
Дети: Ворона.
Учитель: Почему её так называют?
Дети высказывают своё мнение.
Учитель: Птицу эту так назвали за чёрное оперение. На Руси “вороной” значит чёрный. Запишите новое слово, выделив орфограмму – сочетание -оро -. В какой части слова встречается это сочетание? Докажите.
Дети: В корне слова –ворон-: ворон, вороной, воронята, ворона. Приложение 1. Слайд 7.
- Проблемная ситуация. Введение темы урока.
Учитель: Послушайте ещё несколько строк о вороне:
Стерегла цыплят Варвара,
А ворона – воровала.
Всех цыплят проворовала!
Проворонила Варвара!
Что я вам прочитала?
Дети: Скороговорку.
Учитель: Откройте учебник на странице 87 №2. Прочитайте эту скороговорку внимательно. Какие в ней слова похожи по своему написанию?
Дети: Ворона, воровала, проворовала, проворонила. Приложение 1. Слайд 8.
Учитель: Какие это слова?
Дети: Однокоренные.
Учитель: Чтобы понять, все ли они однокоренные, вспомним правило о признаках однокоренных слов. Проверим себя по учебнику. Учебник страница 71.
Дети: Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются однокоренными.
Учитель: На какие две группы однокоренных слов мы можем их разделить? Докажите правильность своего выбора.
Дети:
|
|
В каждой паре слов общая часть и общий смысл. Приложение 1. Слайд 8.
Учитель: Тема нашего урока: “ Корень слова”. Мы поговорим об однокоренных словах.
- Закрепление изученного материала.
Учитель: Сегодня нам ворона принесла на урок конверты со словами. Откройте конверты, выложите на парты слова. Распределите эти слова на три группы однокоренных слов. Докажите правильность своего выбора.
Дети:
|
|
|
У этих слов общая часть и общий смысл.
Учитель: Какие слова вы не включили?
Дети: Слова: ранний, горе, носить.
Учитель: Устно подберите к оставшимся словам по 1-2 однокоренным словам. Прочитай слова 2 столбика, запишите их. Выделите в словах корень, поставьте ударение. Какая орфограмма встречается в корне слова?
Дети: Безударная гласная - о- в корне слова -гор- .
Учитель: Какое из этих слов проверяемое, а какие проверочные к нему?
Дети: Гора - (проверяемое), горка, горный - (проверочные).
Вывод 1
Учитель: Сделаем первый вывод на нашем уроке. Для чего нам важно уметь подбирать родственные слова?
Дети: Для проверки безударной гласной в корне слова.
Учитель: Запишите слова 1 столбика. Задай к каждому слову вопрос.
- рана что?
- ранить что делать?
- раненый какой?
Приложение 1. Слайд 9.
Вывод 2
Учитель: Ребята, однокоренные слова могут относиться к разным частям речи.
Работа в парах.
Учитель: Ребята, посмотрите, какие красочные кубики лежат у вас на столах. На них вы видите картинки, изображающие травинку, слонёнка, котика, мышку, носик, грибочек.
Приложение 1. Слайд 10.
Кидайте кубик, называйте соседу однокоренные слова к выпавшему слову. Запиши любую свою группу однокоренных слов, выдели в них корень, поставь ударение.
- Развитие речи учащихся. Активизация словаря.
Учитель: Ещё одна наша пернатая гостья — сорока принесла мне весть, что ночью был мороз. Подбери к этому слову два однокоренных слова, чтобы они отвечали на вопросы:
- какой?
- что сделал?
Дети:
- морозный
- заморозил
Приложение 1. Слайд 11.
Учитель: Можно ли проверить безударную гласную в этих словах? Почему? Сорока так спешила, что рассыпала слова из предложения. Составь это предложение.
Приложение 1. Слайд 12.
Дети: В морозный день Мороз заморозил Ленивицу.
Учитель: Из какой сказки эти герои? Почему в предложении слово Мороз записано с заглавной буквы?
Дети: Это имя героя.
Учитель: Запишите это предложение. Выделите корень в однокоренных словах.
- Подведение итогов урока.
Учитель:
- О каких словах мы говорили на уроке?
- Перечисли признаки однокоренных слов.
- Какими частями речи могут быть однокоренные слова?
- Для чего важно уметь подбирать однокоренные слова?
- Домашнее задание.
Учебник, страница 88 упражнение№6.
Учитель: Вам необходимо списать текст, вставить в него пропущенное однокоренное слово, выделить в однокоренных словах корень.