Урок "Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Образовательные:
  • вывод правила вычисления значения алгебраической суммы двух чисел;
  • формирование умений применения данного правила при вычислении значений алгебраической суммы
  1. Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память, логическую и математическую речь
  2. Воспитательные: воспитывать аккуратность, взаимоуважение, активизация познавательной и творческой активности учащихся

Дидактические приемы: использование поискового метода, метода самостоятельной работы с учебником

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, и, надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет успешным.

  • Какую главную тему мы начали изучать в 6-м классе? (“+” и “ - ” числа)
  • Что мы изучали на прошлых уроках? (Выражения, содержащие “+” и “ - ” , алгебраическую сумму и ее свойства).
  • Какие приемы вычисления алгебраической суммы вы знаете? (Координатная прямая, изменение t - ры, “доход” - “расход”, “долг” - “прибыль”)

А сегодня на уроке нам предстоит установить закономерность, в которую входят эти приемы вычисления алгебраической суммы – это правило вычисления значения алгебраической суммы.

Запишите в тетради число и тему урока. А для начала поработаем устно, сделаем разминку:

  • Назовите наименьшее натуральное число
  • Можно количество цветов в спектре радуги разделить на 2 без остатка? А на 7?
  • Если t - ра воздуха была -6º, затем потеплело на 4º. Какой стала t – ра?
  • Периметр прямоугольника из проволоки равен 20 см. Его разогнули и сделали квадрат. Чему равна S квадрата?

На доске показываются числа (2-3 сек.), затем закрываются: 1814; - 0,25; 0; ¼,: 1841

  • Сколько было всего чисел?
  • Какие по счету натуральные числа?
  • На каком месте отрицательное число?
  • На каком месте обыкновенная дробь?
  • Найдите сумму второго и четвертого чисел
  • Какому историческому событию соответствует 1 – е число? 5-е число?
  1. Какие целые числа заключены между числами
  • – 2,09 и 2,09
  •  – 5,6 и – 0,8
  1. Какая из 2-х точек правее?
  • А (а) или В ( - а) ?
  • Д (с) или К (с+2) ?
  • С (х) или Е (х – а) ?
  1. Решите уравнение:
  • │х│ = ½
  1. 1/2
  2. -1/2
  3. 0,5 и ½
  • │х│ - 2 = 0
  1. х = 2
  2.  х = -2
  3.  х = 2 и х = -2

Учитель: Ну что ж, разминку сделали, а сейчас займемся выводом Правила вычисления алгебраической суммы двух чисел. Девизом нашей работы будут слова великого персидского поэта и ученого XY века Джами: “Используй в деле знания что припас! Чтобы зажженный факел не погас!”

Работать будем самостоятельно и вы, выполняя упражнения, сможете сформулировать Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел.

Выполняем самостоятельно № 258

Учащиеся читают задания, записывают ответы и делают выводы в заранее заготовленных карточках

1 – 6 – 8 = - 14 - 6 + 8 = 2
6 + 8 = 14 + 6 – 8 = -2
- 2 – 11 = -13 - 2 + 11 = 9
11 + 2 = 13 - 11 + 2 = -9
2 – 6 – 8 = (– 6) + ( – 8) = - 14 - 6 + 8 = (-6) + (+8) = 2
6 + 8 = (+6) + (8) = 14 + 6 – 8 = (+6) + (-8) = -2
- 2 – 11 = (-2) + (-11) = -13 - 2 + 11 = (-2) + (+11) = 9
11 + 2 = (+11) + (+2) = 13 - 11 + 2 = (-11) + (+2) = -9
3 Знаки слагаемых - одинаковые Знаки слагаемых - разные
4 Знак суммы совпадает со знаками слагаемых Знак суммы имеет знак слагаемого с большим модулем
5 │(- 6) + (-8)│ = │-14 │ = 14

│– 6│ +│ – 8│= 6+8 = 14

│ 6 + 8│ = │14│ = 14

│6│ + │8│ 6+8 = 14

│ (-2) + (-11) │ = │-13│ = 13

│- 2│+│ – 11│ = 2 + 11 = 13

│11 + 2│ = │13I│ = 13

│11│ + │2│ = 2 + 11 = 13

Вывод: модуль сумы равен сумме модулей
6 │(-6) + (+8)│ = │2│ = 2

│8│ – │-6│ = 8-6 = 2

│(-8) + (+6) │ = │-2│ = 2

│-8│ – │6│ = 8 – 6 = 2

│(-2) + (+11)│ = I9I = 9

│11│ – │2│ = 11 - 2 = 9

│ (+2) + (-11) │ = │-9│ = 9

│-11│ – │2│ = 11- 2 = 9

Вывод: модуль суммы равен разности модулей
7 Если слагаемые имеют одинаковые знаки, то сумма имеет тот же знак, что и слагаемые, а модуль суммы равен сумме модулей слагаемых Если слагаемые имеют разные знаки, то сумма имеет тот же знак, что и слагаемое с большим модулем, а модуль суммы равен разности слагаемых при условии, что из большего модуля вычитается меньший.

На доске вывешивается плакат:

М Р Б А У П Г  А Т  А
-12 12 20 -20 -6  6 -10 10 19 -5

Используя правило, найдем значения выражений, рядом с ответом ставим соответствующую букву:

  • (+16) + (+4) =
  • (+8) + (+2) =
  • 7 + 12 =
  • (+16) + (-4) =
  • (-8) + (-2) =
  • 7 – 12 =
  • (-16) + (-4) =
  • (-8) + (+2) =
  • (-16)+ (+4) =
  • (+8) + (-2 = )

Учащиеся проговаривают правило в каждом примере:

  • (+16) + (+4). Оба слагаемых имеют один и тот же знак - “+”, значит сумма имеет тот же знак “+”, далее складываем модули 16 + 4 = 20, в итоге получаем +20, буква Б;
  • (+16) +(-4) Слагаемые имеют разные знаки, причем слагаемое с большим модулем имеет знак “+”, поэтому и сумма имеет знак “+”, далее, вычитаем из большего модуля меньший (или находим разность модулей) 16 – 4 = 12, получаем +12, буква Р и т.д.

Какое получилось слово? БРАМАГУПТА – индийский математик, живший в YII веке, пользовался отрицательными числами. Положительные представлял как “имущества”, отрицательные числа как “долги”. Правила сложения “+” и “-” чисел выражал так:

  • “Сумма двух имуществ есть имущество” “+” + “+” = “+”
  • “Сумма двух долгов есть долг” “ - ” + “ - ” = “ - ”

А теперь вы попробуйте с помощью знаков и символов изобразить правило сложения алгебраической суммы с разными знаками. Какой знак имеет в этом случае и почему?

  • “+” + “-” = “+” , если │ + │ > │ - │
  • “+” + “-” = “ - ”, если │ - │ < │ + │
  1. Домашнее задание: стр. 62 -правило
  • № 275 (а, б) (“3”)
  • № 275 (а, б) № 288 (“ 4 ”)
  • № 275 (а, б) № 288 №286 (“ 5 ”)
  1. Итог урока.: Какова была цель нашего урока?
  • Мы достигли поставленной цели?
  • Сформулируйте алгоритм сложения положительных чисел, алгоритм сложения отрицательных чисел, алгоритм сложения чисел с разными знаками:
  • Проанализируйте свою работу на уроке.
Алгоритм сложения положительных чисел:

1) В результате поставить знак “+”.
2) Найти сумму модулей слагаемых.

Алгоритм сложения отрицательных чисел:

1) В результате поставить знак “-”.
2) Найти сумму модулей слагаемых.

Алгоритм сложения чисел с разными знаками:

1) В результате поставить знак числа с большим модулем.
2) Из большего модуля вычесть меньший модуль.

  1. Выставление оценок

Заранее заготовленные алгоритмы раздаются каждому учащемуся