Цели:
- отрабатывать умения, полученные ранее по снятию и записи мерок, расширить знания учащихся об измерении фигуры;
- развивать умения по выполнению развертки основы женского платья при помощи компьютера; умение разбивать задания на части и планировать работу поэтапно;
- воспитывать: мотивацию к учебной деятельности посредством практической направленности задания, способность работать в малых группах.
Продолжительность занятия: 90 минут
Тип занятия: комбинированный
Ход урока
- Организационный момент.
- Повторение.
- Вспомните, какие изделия вы шили на уроках трудового обучения ранее? (фартук, ночную сорочку, пижаму, юбку)
- Какие мерки необходимо снять для построения чертежа выкройки ночной сорочки? (Сш, Сг, Ст, Сб, Ди, Оп)
- Назовите мерки по их обозначениям Презентация (слайд 2)
- Вспомните правила снятия мерок Сш, Сг, Ст, Сб , Ди.
- Сообщение познавательных сведений.
Сегодня мы с вами повторили, что для конструирования ночной сорочки необходимо снять 6 мерок. А для построения чертежа платья необходимо снять следующие мерки: (слайд 3).
Название мерок | Обозначение мерок | Назначение мерок |
Полуобхват шеи | Сш | Определение величины горловины. |
Полуобхват груди первый | CгI | Определение ширины переда и раствора вытачки. |
Полуобхват груди второй | CгII | Определение ширины изделия, размера платья. |
Полуобхват талии | Cт | Определение ширины изделия по линии талии. |
Полуобхват бедер | Сб | Определение ширины изделия по линии бедер. |
Ширина груди | Шг | Определение ширины переда. |
Высота груди | Вг | Определение длины нагрудной вытачки. |
Длина переда до линии талии | Дпт | Определение длины переда от высшей точки до линии талии. |
Длина спины до линии талии | Дст | Определение местоположения линии талии |
Высота плеча косая | Впк | Определение положения линии плечевого ската. |
Ширина спины | Шс | Определение ширины спины. |
Ширина плечевого ската | Шп | Определение ширины плеча в изделии. |
Обхват плеча | Оп | Определение ширины верхней части рукава. |
Обхват запястья | Озап | Определение ширины нижней части рукава. |
Длина рукава | Др | Определение длины рукава. |
Длина изделия | Ди | Определение длины изделия. |
Всего их 16.
Используя современные технологии для построения чертежа можно обойтись всего четырьмя мерками: рост, полуобхват груди, полуобхват талии и полуобхват бедер.
Выполним практическую работу № 1“Снятие мерок”, но предварительно вспомним основные правила снятия мерок (слайд 4).
Правила снятия мерок:
- Мерки снимают, соблюдая определенную последовательность, избегая лишних поворотов фигуры.
- Местоположение талии фиксируют шнуром (узкой резинкой), который должен располагаться горизонтально.
- Вначале мерки снимают со стороны переда, начиная с обхватов, а затем со стороны спины.
- Практическая работа №1 “ Снятие мерок”
Учащиеся группами из двух человек определяют друг у друга величины размерных признаков и записывают их в тетради (обратить внимание учащихся на то, что для работы с дисками “Leko” необходимы обхваты, а не полуобхваты!!!). Учитель контролирует правильность снятия мерок.
- Практическая работа №2 “Построение чертежа выкройки платья”.
Для выполнения данной работы необходимо вставить в дисковод один из дисков “Leko” (приложение №1), выбрать понравившуюся модель платья (приложение №2), внести свои размеры (приложение №3). Программа автоматически рассчитает нужную выкройку на необходимый размер, по внесённым меркам. Все выкройки распечатываем в масштабе 0,7 (при необходимости можно распечатать в М 1:1).
- Практическая работа №3 “ Составление описания изготовления выбранного изделия”.
Учащиеся с помощью программы входят по сноске , просматривают последовательность пошива изделия (приложение №4) и выводят на печать.
- Практическая работа №4 “Подготовка чертежа к раскрою”.
Учащиеся совмещают контрольные точки на листах выкроек, склеивают листы и вырезают полученные выкройки. Обратить внимание на точность и аккуратность соединения частей выкроек!
- Заключительная часть.
- Какие мерки необходимы для построения чертежа выкройки при помощи компьютерных программ?
- Как составить описание изготовления изделия?
- Как выйти из программы?
- Анализ и оценка работы.
- Приложение №1. Компьютерные журналы мод “Leko”.
- Приложение №2. Пример страницы из компьютерного журнала мод с выбранной моделью.
- Приложение №3. Рисунок страницы
- Приложение №4. Рекомендации по выбору ткани, раскрою и пошиву выбранного изделия.