Проект "Тропинка к здоровью"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Цель:

  • Формирование у детей осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья.

Задачи:

  • Воспитательная
    воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;
  • Обучающая
    обучение детей нормам здорового образа жизни;
  • Оздоровительная
    укрепление здоровья учащихся, закаливание организма, содействие физическому развитию школьников;
    просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Основное содержание проекта: проект предполагает пропаганду медицинских, психологических знаний в школьной среде путем активного вовлечения самих учащихся и их родителей в работу, связанную с заботой как о своем собственном физическом, эмоциональном здоровье и благополучии, так и о здоровье и благополучии своей семьи, близких и друзей.

Ожидаемый результат:

  • формирование отношения детей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
  • сокращение случаев аддитивного (саморазрушающего) и девиантного (отклоняющегося) поведения в школьной и семейной среде.

С первого дня учебы осуществляется четкая организация медико-педагогического обслуживания в соответствии с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей детей. Каждый учащийся имеет “Дневник здоровья”, где записывается антропометрические данные, астрологическая характеристика, результаты обследования, диагностики, тестирования, итоги соревнований и зачетов.

Большие возможности в формировании установки на здоровый образ жизни имеют интегрированные уроки. Например: урок математики и окружающего мира. Исходя из темы урока, составляю задачи:

Когда Маше было 9 лет, она весила 28 кг. На сколько килограммов изменился вес Маши? Почему изменяется масса тела с возрастом? Как здоровье человека зависит от его веса?

Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводят к утомлению. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление накапливается и переходит в переутомление или в хроническое утомление. Утомление проявляется в снижении работоспособности. Это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключаться на другие виды деятельности. Этому помогут оздоровительные мероприятия в учебном процессе: физкультурные минутки на уроках, дыхательные упражнения, эмоциональные разминки, уроки здоровья, дни здоровья и спорта. Приведу несколько примеров:

Физкультминутки.

Вверх рука и вниз рука.
Подтянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком поменять руки.)

Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим, вертим головой,
И на месте мы шагаем,
Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись –
Вверх и в стороны, вперед.

(Потягивания-руки вверх, в стороны, вперед.)

И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идет.

(Учащиеся садятся за парты.)

Еще на физкультминутках учу движения якутских танцев по музыке. Дети стоя изображают руками орнаментальный рисунок чорона, питье кумыса из изображаемого чорона, игру на хомусе, перетягивание палки, сучение нити, шитье и т.д.

Дыхательные упражнения.

  • “Холодный ветер”. Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза).
  • “Теплый ветер”. Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком “ ха-ха ”, будто согревая руки (2 раза).
  • “Нюхаем цветы”. Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот (4 раза).

Эмоциональные разминки.

1. Поделись улыбкою своей.

– Я рада всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу.

2. Развиваем эмоции.

– Прошу ...

а) нахмуриться, как рассерженный человек;
б) улыбнуться, как ученик, получивший пятерку;
в) испугаться, как заяц; и т.д. спортивные праздники

На уроках языка в своей работе применяю “Минутки здоровья”:

  1. Списывание текста о здоровье. При приеме списывания можно использовать якутские пословицы и поговорки о здоровье; подбирать небольшие тексты об охране здоровья, о лекарственных заболеваниях, распространенных заболеваниях и мерах по их профилактике.
  2. Загадки. Например, подбираю загадки на темы: спорт и спортивный инвентарь, предметы личной гигиены, человек и части его тела.
  3. Диктанты и изложения о здоровье и здоровом образе жизни.
  4. Минутка каллиграфии. Например: Мячи - мяч. Мяч п..пал в в..рота. Работа над происхождением слова “мяч”: Как попал в спорт мяч? Без мяча не состоялись бы многие соревнования. Название слова “мяч” произошло от слов “мягкий”, “мякоть”. Какие игры с мячом вы знаете? Игра “лапта” очень древняя, и мяч, которым играют, очень мягкий, чтобы не было больно.

Стала традицией каждый год проводить спортивные соревнования: так в 1-м классе проведено соревнование “Мама и я – любим спорт”, во 2-м классе “Мы с отцом спортсмены”, в 3-м классе “Папа, мама и я - спортивная семья”, а в 4-м классе “Сильные, смелые и ловкие”.

Мои ученики активно ведут подготовку к любым соревнованиям: учат приветствия, песни, делают эмблемы, планшеты, рисуют плакаты, готовят музыкальные номера. С большим желанием составляют спортивные кроссворды, ребусы, викторины. Это помогает им лучше познакомиться со спортсменами и различными видами спорта.

Все учащиеся посещают различные кружки по интересам, охотно занимаются художественной самодеятельностью, спортом. Учащиеся активно участвуют в школьных, улусных конкурсах, соревнованиях, смотрах художественной самодеятельности и занимают призовые места. Так, в 2006году ученик 2-го класса Николаев Коля занял 3 место в республиканском турнире по вольной борьбе. В 2007 году стали обладателями Гран- при танцевального конкурса заречных наслегов. В 2005–06 учебном году в школьном конкурсе “Классный класс” наш класс занял 1 место.

Для родителей проводятся семинарские занятия, собрания, индивидуальные беседы, на которых обсуждаются вопросы физиологических особенностей детей школьного возраста, рационального питания, закаливания, проблемы школьной перегрузки, патологии опорно-двигательного аппарата, профилактики неврозов и т.д. Родители сами проводят беседы, интеллектуальные и занимательные игры, ведут занятия кружков по интересам, активно участвуют в ремонте классной комнаты, субботниках и трудовых десантах.

В летнее время всем классом отдыхают в экологическом лагере “Травник”: где изучают и собирают лекарственные растения, варят цветочный мед “Ням-ням”. По результатам летних работ учащиеся пишут доклады, рефераты, участвуют в школьных, улусных, региональных конференциях.

Таким образом, систематическая работа дает возможность своевременно выявить отклонения в здоровья детей, позволяет предпринимать наиболее эффективные оздоровительные и профилактические мероприятия.

За годы действия проекта повысился процент успеваемости и качества знаний, интерес учеников к учебе и общим делам класса, сократилась частота острых заболеваний, особенно заболеваний верхних дыхательных путей. Уменьшилось часто и долго болеющих детей. По результатам анализа состояния здоровья учащихся наблюдается улучшение.

Таблица по группам здоровья

Класс Количество учащихся Группа здоровья
I II
I 19 8 уч 11 уч.
II 19 10 уч 9 уч.
III 19 11 уч. 8 уч.
IV 19 13 уч. 6 уч.

Проект предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию. Успешность осуществления поставленной цели во многом зависит от включенности каждого участника в процесс реализации данного проекта, осознанного понимания значимости стоящих перед ним задач.

Использованная литература:

  1. Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М: АРКТИ, 2005.
  2. Л.А.Шевченко. От охраны к успеху в учебе. Начальная школа.2006. № 83. Журнал “Первая ступенька” № 3.

План работы проекта с 2004–2008 г.

Месяц 1-й год реализации проекта 2-й год реализации проекта 3-й год реализации проекта 4-й год реализации проекта
Сентябрь Беседа о правилах дорожного движения. Экскурсия Классный час “Друзья Мойдодыра”. Тест на тревожность. Классный час с родителями “Здоровье в порядке? Спасибо зарядке” Массовый кросс. Экскурсия. Фотовыставка “Отдых семьи”.
Октябрь

Медицинское обследование учащихся

Соревнование на приз первоклассника. Постановка якутского танца “Узоры”. Анкета для родителей “Ваше здоровье”. Родительское собрание: “Как разрешать конфликты, возникающие между детьми”. Социометрическое изучение взаимоотношений в классе
Ноябрь Родительское собрание: “Физическое и психологическое развитие детей от 7 до 9 лет” Тест на тревожность. Соревнование “Веселые старты”. Постановка якутского танца “Танец с махалкой”. Диагностика школьной мотивации. Родительское собрание: “Микроклимат семьи”. Постановка танца “Восточный”.
Декабрь Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями Родительское собрание: “О рациональном режиме питания младшего школьника”. Классный час “Радоваться жизни самой” Тестирование по методике незаконченных предложений.
Январь Классный час “Здоровый сон”. НПК “Аман ее” Тест “Слуховая память”. Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья Классный час “Вредные привычки”.
Февраль Тест “Кинетический рисунок семьи” Спортивный конкурс: “Мы с отцом спортсмены” Спортивный конкурс: “Папа, мама и я -спортивная семья” Военно-спортивная игра. Викторина “Лечебные силы природы”
Март Диагностика самооценки. Постановка якутского танца “Посвящение в воины” Семейный клуб “Кемулуек иннигэр кер-нар” Конкурс настольных национальных игр “Хабылык” для девочек и родителей Анкетирование учащихся “Что изменилось во мне за время обучения в школе?”. НПК “Искра”
Апрель Родительское собрание “Детский иммунитет” Тренинг “Умей сказать “Нет!”” Конкурс настольных национальных игр “Хаамыска”. Тест “Изучение психологического климата в коллективе” Постановка танца для спортивного шоу Региональная экологическая НПК Встреча с выпускниками Сургулукской начальной школы “Веселые старты”
Май Спортивный конкурс “Мама и я - любим спорт” Родительское собрание: “Детская агрессивность и ее причины” Родительское собрание: “Как воспитать помощника ” Спортивный конкурс “ Сильные, смелые и ловкие ”