Задачи игры:
- расширение и углубление знаний и умений по предмету;
- повышение интереса учащихся к физике как одному из предметов естественнонаучного цикла;
- реализовать на практике основные принципы личностно-ориентированного обучения;
- создание условий, способствующих проявлению знаний и умений, в нестандартных игровых ситуациях.
Описание игры:
Готовится игровое поле, состоящее из 9 квадратов. Каждый квадрат либо нумеруется, либо записывается название конкурса (задания)
Второй вид игрового поля
"Вопрос-ответ" | "Составь термин" | "Кроссворд наоборот" |
"Думай быстро" | "Реши задачку" | "Черный ящик" |
"Эксперимент" | "Физика в мимике и жестах" | "Найди лишнее" |
Участники две команды крестики и нолики. Игра проходит по принципу игры крестики - нолики. Каждая команда выбирает задание, после того как задание выполнено поле закрывается тем значком, какая команда отвечала задание.
Например:
Подведение итогов может быть по правилам крестики-нолики, но тогда не все поля будут открыты. Можно посчитать каких знаков будет больше - тогда обе команды выполняют данные задания.
Проведение игры (Задания)
1. "Вопрос-ответ".
В команде, каждому члену команды задается вопрос, если участник не знает ответа, право переходит к следующему и он отвечает на следующий вопрос. Все вопросы, на которые не получены ответы, переходят к зрителям данной команды. Если и в этом случае нет ответа, тогда право переходит к соперникам.
- Молекула - это:
- Природное явление - это:
- Физическое явление - это:
- Все, что нас окружает и мы с вами - это:
- Траектория - это:
- Путь - это:
- Механическое движение - это:
- Диффузия - это:
- Три состояния вещества:
- Барометр - это:
2. "Составь термин".
Ассистенты выдают конверт, где находятся карточки с буквами. По команде ведущего команда приступает к работе: из букв она собирает слова - физические термины. Вторая команда получает такой же конверт и в случае не выполнения первой командой говорит свой ответ и получает балл.
Возможные термины: скорость, плотность, мощность, движение, молекула, вещество и др.
3. "Кроссворд наоборот".
Ассистенты раздают карточки с уже разгаданными кроссвордами. Однако нумерация слов в этом кроссворде не совпадает с нумерацией вопросов. Участникам конкурса надо установить соответствия между номерами и опросами.
1. Аппарат для дыхания под водой.
2. Гениальный русский ученый , первым ввел понятие физика.
3. Явление, в результате которого вещества сами собой перемешиваются.
4. Частица, входящая в состав молекулы.
5. То из чего состоят вещества.
6. Глубина, на которую погружается судно.
7. Все то, что нас окружает
4. "Думай быстро".
Описание: слева под номерами серия вопросов (общего характера); в центре квадрат с буквой; справа столбик с ответами. За 3-4 минуты дайте ответы на вопросы, написанные слева, причем так, чтобы они начинались на указанную букву.
Физическая величина. | 1. Масса |
Ученый. | 2.Максвелл |
Физическое тело. | 3. Маятник. |
Вещество. | 4. Медь |
Природное явление. М | 5. Молния |
Прибор. | 6. Метроном. |
Раздел физики. | 7. Механика |
Единица измерения. | 8. Метр. |
Профессия, имеющая отношение к физике. | 9.Музыкант |
5. "Реши задачку".
Реши задачку по физике с использованием стихотворных текстов.
1. А.С. Пушкин "Евгений Онегин"
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Картины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре:
Что представляет, с точки зрения физики, "на стеклах легкие узоры" (кристаллики замерзшей воды, ее твердое состояние)
2. Морская примета.
Скачет стрелка вверх и вниз,
То погоды лишь каприз,
Если ж медленно движение,
Жди на долго изменения.
О стрелке, какого прибора идет речь в морской примете? (барометр)
3. Антонио Жедеан. Слеза негритянки.
Глядел на слезинку спереди,
Справа и слева глядел:
Прозрачна и каплевидна,
Все признаки жидких тел.
Какие свойства жидкостей вы знаете?
6. "Черный ящик".
Ассистенты вносят непрозрачный ящик, в котором находится предмет.
Сей особенный предмет
Вам подскажет вмиг ответ,
Брать свой зонтик или нет.
Или
Все поведает, хоть и без языка,
когда будет ясно, а когда - облака.
В ящике находится барометр.
7. "Эксперимент".
Определить плотность тела.
Оборудование: весы с разновесами, измерительный прибор - мензурка, тело, плотность которого необходимо определить.
8. "Физика в мимике и жестах".
За минуту игрок команды мимикой и жестами пытается объяснить команде какое - либо высказывание или физический закон, команде надо его в слух сформулировать.
Молекулы движутся беспорядочно или хаотично;
В воде на тело действует выталкивающая сила.
9. "Найди лишнее"
Физическое явление: кипение воды, идет снег, электрическая искра, сила.
Физическое тело: сосулька, вода, капля, кусочек льда.
Физическая величина: масса, сила, мощность, ветер.
Вещество: резина, пластмасса, железо, мячик, пластилин.
10. "Подведение итогов".
Литература.
- С.А. Тихомирова. Физика в поэзии. Часть 1. Механика. Пособие для учащихся. М.1994
- С.А. Тихомирова. Физика в поэзии. Часть 2.Молекулярная физика. Пособие для учащихся. М.1994
- Предметная неделя физики в школе / Н.П. Наволокова и др. 2-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007