Актуальность.
В МОУ СОШ №17 начат эксперимент по обучению детей 7-9 классов в разновозрастных группах с использованием метода погружения. Переход к эксперименту вызывает необходимость сопровождения всех участников (детей, педагогов, родителей).
Поскольку состав учебных групп будет меняться каждый год, возникает проблема готовности подростков к взаимодействию в разновозрастных группах. Необходимо формировать у ребенка адаптивные способности, которые позволяли бы ему в максимально короткие сроки построить доверительные, партнерские взаимоотношения со сверстниками и с педагогами не только в учебной деятельности, но и вне этой деятельности. При этом общение должно выступать как основа социальной адаптации ребенка. Большое влияние на поведение подростка оказывает группа сверстников, с которыми он общается, особенно одноклассников.
Цель сопровождения: разработать организационно-содержательную модель сопровождения участников разновозрастного взаимодействия, которая обеспечивала бы успешную социализацию, сохраняла и укрепляла здоровье, защищала права подростков.
Объект сопровождения:
- образовательная среда как условие развития участников разновозрастного взаимодействия;
- формы деятельности, способствующие эффективному взаимодействию;
- общение как способ формирования чувства ответственности;
- психолого-педагогическая оценка успешности подростков в разновозрастном взаимодействии.
Предмет сопровождения: ситуация развития подростка как система отношений подростка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
Задачи сопровождения:
- провести анализ теоретических подходов к разновозрастному взаимодействию;
- определить методику проведения эксперимента (этапы, диагностический инструментарий, критерии оценки результативности);
- разработать и реализовать организационно-содержательную модель психолого-педагогического сопровождения разновозрастного взаимодействия, которая бы оказывала помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- организовать психологическое сопровождение воспитательно-развивающего отношения к детям (воспитательная концепция, программы воспитания);
- разработать адаптированные и авторские психолого-педагогические программы по формированию классного коллектива, созданию традиций, предупреждающих проблемы развития подростка;
- развить психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) подростков, родителей, педагогов;
- адаптировать и внедрять психотехнологии в практику работы школы;
- проводить экспертизу образовательных и учебных программ, проектов, образовательной среды, профессиональной деятельности педагогов;
В основу сопровождения положены следующие принципы:
- принцип индивидуального подхода к подростку;
- принцип поиска его внутренних ресурсов и опоры на них;
- принцип реалистичности (участники эксперимента не берут на себя задачи «переделать» учащегося и обеспечить ему жизненное благополучие – они лишь помогают ему преодолеть «разрывы жизни», перейти от ситуации отчуждения от себя и мира, принять ответственность за свою жизнь);
- принцип со-бытия (акцент не на воздействие, а на создание пространства совместного бытия, в условиях которого ребенок создает и перестраивает себя в своих отношениях с миром и осваивает продуктивные способы взаимодействия со сверстниками, взрослыми).
Этапы эксперимента.
- Подготовительный. Анализ проблем учащихся второй ступени, выделение противоречий, нахождение способов ее разрешения, разработка программы эксперимента. Вводная диагностика учебных групп.
- Внедренческий. Организация образовательного процесса. Разработка концепции воспитательной работы. Формирование разновозрастных групп в 7-9 классах. Проведение организационно – деятельностных игр с участниками эксперимента. Психологическая диагностика.
- Реализация программы эксперимента. Окончательное формирование разновозрастных групп. Проведение тренинга по формированию группы как класса. Разработка психолого-педагогических программ. Экспертиза проектов.
- Аналитический. Анализ результатов, их оформление. Описание опыта работы. Подготовка психолого-педагогических рекомендаций по разновозрастному взаимодействию.
Организационно-содержательная модель психолого-педагогического сопровождения по разновозрастному взаимодействию.
1. Развитие и коррекция отношения к себе.
Достижение способности к объективной самооценке, осознанию и устранению психологических защит в поведении. Максимальное развитие психофизических данных, приобретение самостоятельности. Развитие, коррекция, укрепление адаптивности. Восстановление «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, восстановление чувства собственного достоинства. Развитие и коррекция системы ценностей и потребностей, их иерархии, приведение притязаний в соответствии с психофизиологическими возможностями. Развитие и коррекция полового самоощущения и поведения. Принятие адекватной роли.
- Диагностика особенностей познавательной и эмоциональной сферы учащихся.
- Заполнение классными руководителями и психологами карты психолого-педагогического статуса подростков.
- Проведение психолого-педагогических семинаров на повышение психологической культуры педагогов, родителей.
- Проведение «Недели творчества» для формирования у субъектов образовательного процесса положительного отношения к проектной деятельности.
2. Развитие и коррекция отношения к другим.
Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов других, способности к критическому, но доброжелательному отношению к восприятию достоинств и недостатков других лиц, восстановление альтруистической ориентации личности. Приобретение навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов. Приобретение навыков культуры эмоциональной экспрессии. Приобретение навыков аргументации, ясного и точного изложения своих мыслей, умения устанавливать деловые контакты. Приобретение лидерских и организаторских навыков, овладение способами выхода из затруднительных и опасных отношений с другими, навыками самозащиты, завоевание авторитета как конечный результат адаптации.
- Проведение родительских собраний для выявления системы ожиданий родителей от обучения детей в разновозрастной группе.
- Проведение занятий с элементами психологического тренинга с учащимися разновозрастных групп.
- Выявление учащихся «группы риска», определение форм и методов индивидуальной и групповой работы с данной группой учащихся.
- Проведение консультативной работы с педагогами, родителями, учащимися по организации разновозрастного взаимодействия.
3. Развитие и коррекция отношения к реальности (жизни).
Приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизации и самоорганизации, особенно в экстремальных ситуациях и обстоятельствах, приобретение и укрепление волевых качеств, устойчивости по отношению к неудачам, бедам и угрозам. Обретение оптимизма в отношении реальной жизни, приобретение навыков преодоления трудностей и преград.
- Выявление характера и природы дезадаптации учащихся в каждом конкретном случае, определение путей оказания помощи этим учащимся.
- Экспертные опросы педагогов, родителей.
- Анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
- Социально-значимые проекты по организации разновозрастного взаимодействия.
Рассматривая развитие познавательной активности как условие активного овладения детьми 11-14 лет социального опыта, мы предполагаем, что смена видов деятельности, изменение функциональной структуры общения ребенка со сверстником, взрослым должны способствовать социализации подростка. Особенности процесса обучения требуют изменения статуса как учителя, так и подростков: они должны стать партнерами по совместной деятельности. При этом формируемые межличностные отношения должны способствовать становлению позитивного отношения к окружающим, себе, внутренней активности личности, ее потребности, способности к самосовершенствованию, самоактуализации.
1. Сопровождение детей.
Сопровождение детей предполагает три формы психолого-педагогической работы, а в связи с этим и разработку трех программ психолого-педагогического сопровождения учащихся:
- формирование классного коллектива;
- разработка и создание традиций класса, групп;
- участие в создании общешкольных традиций.
На начальном этапе эксперимента необходимо начать работу по формированию классного коллектива, которая будет проходить в три шага.
Первый шаг. Социально-психологический тренинг по сплочению классного коллектива.
В начале каждого учебного года психолог при участии классного руководителя проводит тренинг по сплочению классного коллектива во вновь созданных классах. Именно здесь ребенок должен научиться адаптироваться к новому социальному окружению и активно взаимодействовать с ним, развивать чувство братской любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия, преодолевать отчужденность от общества.
Второй шаг. Долговременная программа по формированию классного коллектива, рассчитанная на три года и разработанная совместно с классными руководителями.
Данная программа должна предлагать специальные действия, способы, приемы общения и реагирования на замечания товарищей и собственные ошибки. Освоение внешнего поведения обязательно дополняется работой классного руководителя по созданию у подростков в разновозрастных группах положительного отношения к взаимодействию с окружающими, к поддержанию эмоционального комфорта учащихся в коллективе, установлению доверительной атмосферы в классе, повышению учебной мотивации, работоспособности, обеспечить полноценное психическое развитие.
Цель коррекционно-развивающей программы по формированию классного коллектива: обучение сотрудничеству детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умения понимать свое эмоциональное состояние и распознавание чувств окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.
Основная задача программы сопровождения классного коллектива - формирование у подростка чувства взрослости, психологической культуры, коррекции нарушений развития в предыдущих возрастах, становление нового уровня самосознания.
Достойное положение в группе сверстников, дающее подростку моральное удовлетворение - важное условие его нормального психического развития. В связи с этим становится важным обучение навыкам психосоциальной компетентности, способности сохранять психологическое благополучие во взаимодействии с внешним миром.
Под жизненными навыками мы понимаем развитое самосознание, умение осознавать собственное эмоциональное состояние, управлять им, чувствовать состояние другого человека, умение общаться, творчески, критически, конструктивно мыслить.
Третьим шагом в сопровождении разновозрастных групп являются уроки психологии. Так как в классе учатся дети с разнообразными судьбами, с разным уровнем умственного развития, с разной мотивацией, занятия должны носить комплексный характер и строиться по принципу «от подростка, от его интересов, от его языка». Это особенно важно, так как занятия носят, казалось бы, принудительный характер - на них приглашаются все дети. Остро встает проблема мотивирования подростков к изучению психологии, к самопознанию Необходимо также учитывать, что школьные перегрузки, связанные с новым способом обучения, усталость обуславливают риск неконтролируемых действий подростков во время занятий. А недостаточно снятое к концу занятия эмоциональное перевозбуждение может привести к психологическому срыву.
Разновозрастное сотрудничество (разработка и создание традиции).
Такая форма организации обучения дает возможность ребенку научить учить себя, то есть овладеть деятельностью учения. Подростку нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому («пробую учить других») или к самому себе («учу себя сам»). Разновозрастное сотрудничество во внеучебной деятельности, где подростку предоставляется новое место в системе отношений (например, роль организатора детей 1-5 классов), может стать одним из существенных характеристик природосообразной школы. Роль «младшего учителя» – посредника между взрослым и младшим школьником – в точности соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью. Разновозрастное сотрудничество подростков и младших школьников может стать средством профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях, а также способствовать формированию их учебной самостоятельности. Подросток может и должен на какое-то время стать учителем более маленьких ребят для того, чтобы окончательно утвердиться в собственной позиции учащегося.
Мы предполагаем, что, начавшись как игра, эта деятельность становится весьма серьезной и ответственной для подростка, так как ставит перед ним вполне реальные цели: научить кого-либо чему-либо и способствует реализации чувства взрослости подростка.
Разумная социализация требуется и для психического развития ребенка. Он формируется под влиянием взрослых и сверстников, утверждается через общественное признание. Наблюдения показывают, что неадекватные взаимоотношения и конфликты в классе возникают из-за несовпадения реальных способов общения и поведения с имевшимися представлениями детей о должном поведении и их ролевыми ожиданиями.
2. Сопровождение педагогов.
Мы понимаем, что переход на новые способы обучения требует смены позиции и деятельности педагога: перевод педагога из позиции руководителя и «начальника» в позицию участника и организатора совместной деятельности. В связи с этим педагогу будут необходимы такие компетенции, как:
- умение создавать ситуации открытого совместного действия, где педагог выступает как один из участников совместной деятельности, а дети могут обсуждать свои впечатления, порождать образовательные инициативы, влиять на построение, изменение позиций педагога, на цели и формы совместной деятельности;
- умение создавать ситуации функционально-смысловой неопределенности в совместной деятельности, преодоление которых вынуждает всех участников совместной деятельности понимать и проявлять разные личные смыслы, ценности этой деятельности, строить и оформлять разные ценностно-смысловые поля, различать и организовывать ценностно-смысловое содержание совместной деятельности;
- умение организовывать разные проекты изменений совместной деятельности на уроке, во внеурочных формах жизни школы, в которых все участники совместной деятельности могли бы инициировать изменения и реализовывать свои инициативы;
- умение строить, моделировать разные формы и пространства совместной деятельности, тем самым, представляя всем и разным детям, всем и разным участникам совместной деятельности использовать эту деятельность как пространство и ресурс индивидуального развития;
- умение использовать диалог в совместной деятельности для построения пространства разных субъектных позиций участников совместной деятельности.
Отсюда вытекают актуальные задачи психолого-педагогического сопровождения педагогов:
- обеспечение активного участия педагогов в разработке и сопровождении программы по формированию классного коллектива;
- мониторинг эффективности программы психолого-педагогического сопровождения классного коллектива;
- развитие психологической компетенции педагогов через участие в теоретико-практических семинарах, тренингах для педагогов, оснащение психотехниками.
3. Сопровождение родителей.
Задачи:
- консультирование и просвещение родителей через утверждение парадигмы развивающего личностно-ориентированного образования (родительские собрания, лектории);
- развитие навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов в форме совместных семинаров-тренингов, игр (дидактических и ролевых), проектов, диспутов, дискуссий (родители и дети);
- создание демократической атмосферы через организацию разновозрастного взаимодействия;
- повышение активности родителей в управлении образовательным процессом в школе.
Диагностический инструментарий:
- Стандартизированное наблюдение.
- Тестирование.
- Анкетирование.
- Методы математической статистики.
- Анализ педагогической документации.
- Экспертные опросы родителей, педагогов.
Прогнозируемый результат:
- Повышение уровня познавательной мотивации.
- Адекватная самооценка.
- Низкий уровень школьной, ситуативной тревожности.
- Эмоционально-положительной фон общения с педагогами, сверстниками и родителями.
- Проявление социальной активности, чувства ответственности в учебной и социально-значимой деятельности.
Таким образом, деятельность психолого-педагогической службы школы должна быть направлена на создание условий, способствующих стабилизации и укреплению физического и психического здоровья учащихся, на решение проблем адаптации подростка. Причем особую актуальность, на наш взгляд, приобретают мероприятия профилактического характера (социально-психологические тренинги разной направленности, уроки психологии).