Цели урока:
– ввести понятие о давлении как одной из
характеристик взаимодействия, его единицах и
способах изменения;
– развивать математические навыки – прямая и
обратная зависимость, расчет площади, перевод
единиц: см2 в м2.
Ход урока: (возле доски находятся мягкие игрушки – слон и муравей).
Учитель:
Выше слон на лесную дорожку,
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
“Можешь и ты наступить на мою”.
Вопрос: Одинаковый ли результат получится в итоге? (Ответ сводится к обсуждению массы слона и муравья)
Вопрос: От чего зависит результат действия силы? (От точки приложения, от модуля, от направления)
Вывод: масса слона больше, поэтому и вес слона больше, а значит, и воздействие слона больше.
Учитель: рассмотрим рисунки в учебнике, наблюдаем результат – в первом случае мальчик сильнее провалился в снег, чем во втором. Модуль силы тот же, направление то же, точка приложения та же, а результат разный.
Вопрос: В чем причина? (Разная площадь соприкосновения поверхностей)
Вывод: результат действия зависит как от силы, так и от площади соприкосновения.
Вопрос: Как от площади зависит результат? (Обратная зависимость)
Вопрос: От модуля силы? (Прямая зависимость)
Учитель: Нам необходимо ввести новую физическую величину. Тема урока “Давление твердых тел” (записывает на доске). Сегодня на уроке мы познакомимся с физической величиной “давление”, с единицами давления; выясним, от чего зависит давление, найдем причины изменения давления в быту и технике.
При делении силы на всю площадь поверхности, перпендикулярно которой действует эта сила, мы узнаем, какая это сила действует на единицу площади.
Определение: давление – это физическая величина, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности.
Единица давления в системе СИ: [p] = 1Па = 1
1 Па – это такое давление, которое оказывает сила 1 Н на площадь поверхности 1м2
Производные единицы: 1 кПа = 1000 Па
1 МПа = 1000000 Па
1 гПа = 100 Па
Вопрос: Что значит: давление равно 1500 Па, 25 кПа?
(на каждый квадратный метр поверхности действует сила 1500 Н, 25 кН)
Учитель: Давайте рассчитаем, какое давление оказывает предмет на снег на примере рисунка. Что для этого необходимо знать? (площадь основания и силу). Пусть известна масса 5 кг. Рассчитать давление производимое на снег и сравнит полученные результаты.
Решаем задачу.
Учитель: Теория совпадает с практикой. Пожалуйста, все встаньте. Определите, какое давление вы оказываете на пол? Для этого нам нужно знать массу своего тела (для расчета силы) и (примерно) площадь своей обуви.
Вопрос: одинаковое ли вы оказываете давление? (Разное, потому что разный размер обуви)
Вопрос: Можно ли увеличить это давление? (Встав на одну ногу, уменьшив тем самым площадь, затем на носочек… Съесть побольше пирожных, взять в руки портфель, тем самым увеличить модуль силы)
Вопрос: А как уменьшить давление? (Сесть на пол, лечь на пол, т.е. увеличить площадь… Срочно похудеть, уменьшив модуль силы)
Запишем опорный конспект:
Учитель: Подведем итог. Мы выяснили, что результат действия силы зависит еще и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Познакомились с новой физической величиной – давлением. Узнали, в каких единицах выражают давление. Выяснили, от чего зависит давление и как его можно изменять.
Домашнее задание: §33, 34 составить ДЭЗ
ДЭЗ
П
о теме "Давление твердых тел"Вопрос |
С тр. |
О твет |
1. в первом случае мальчик сильнее
провалился в снег, чем во втором. Модуль силы тот
же, направление то же, точка приложения та же, а
результат разный. В чем причина? |
разная площадь соприкосновения поверхностей | |
2. Как от площади зависит результат? | обратная зависимость | |
3. Как от модуля силы зависит результат? | прямая зависимость | |
4. Формула давления | ||
5. Что называется давлением? | давление – это физическая величина, равная отношению силы к площади поверхности на которую действует сила | |
6. Каков физический смысл давления? |
давление – это физическая величина, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности. | |
7. Что принято за единицу давления в СИ? | 1 Па – это такое давление, которое оказывает сила 1 Н на площадь поверхности 1м2 | |
8. Получите наименование единицы давления. | [ p] = | |
9. Получите обозначение единицы давления. | [ p] = 1Па = 1 | |
10. Выведите из формулы давления формулу для вычисления силы давления. | ||
11. Выведите из формулы давления формулу для вычисления площади поверхности. | ||
12. Способы изменения давления | шило шины нож гусеницы кусачки фундамент |
Советы от знатока физики
Фамилия Имя ______________________________________________________________
- Не совсем прилежная ученица, пытаясь определить своё давление на кресло, всё время делила площадь поверхности на свою прилагаемую силу. Твой совет:
- Посоветуй своим одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики:
- Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:
- Ученица второго класса захотела оказать большое давление на ступеньку порого школы. Что ты ей посоветуешь?
- Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего:
А) Продолжай дальше;
Б) Дели силу на площадь;
В) Перестань мучить кресло.
А) В ньютонах;
Б) В паскалях;
С) В килограммах.
А) Меняй силу и площадь поверхности;
Б) Смазывай поверхность разными смазками;
В) Меняй цвет тела.
А) Надень туфли на каблуках;
Б) Надень лыжи;
В) не занимайся ерундой.
А) Бежать бегом к нему по тонкому льду;
Б) Идти медленно по тонкому льду;
В) Ползти на животе по тонкому льду.
Советы от знатока физики
- Не совсем прилежная ученица, пытаясь определить своё давление на кресло, всё время делила площадь поверхности на свою прилагаемую силу. Твой совет:
- Посоветуй своим одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики:
- Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:
- Ученица второго класса захотела оказать большое давление на ступеньку порого школы. Что ты ей посоветуешь?
- Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить
из проруби утопающего:
А) Бежать бегом к нему по тонкому льду;
Б) Идти медленно по тонкому льду;
В) Ползти на животе по тонкому льду
Фамилия Имя ______________________________________________________________
А) Продолжай дальше;
Б) Дели силу на площадь;
В) Перестань мучить кресло.
А) В ньютонах;
Б) В паскалях;
С) В килограммах.
А) Меняй силу и площадь поверхности;
Б) Смазывай поверхность разными смазками;
В) Меняй цвет тела.
А) Надень туфли на каблуках;
Б) Надень лыжи;
В) не занимайся ерундой.