Цели и задачи:
- формирование умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
- формирование умения определять смысловые отношения между частями БСП;
- формирование умения правильно расставлять знаки препинания в БСП.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Контрольно – подготовительный этап.
Расставить номера предложений в таблицу, определить, с помощью чего связаны части сложного предложения. (см. Приложение 3 – слайд 1)
(Таблица на доске, после выполнения задания ученики выходят к доске и заполняют таблицу.)
- Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
- Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
- С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
- Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
- Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.
- Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
- Я сразу понял, что это дело мне по силам.
- Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.
- Где тонко, там и рвется.
- Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.
(Третья колонка в таблице пока никак не обозначена.)
ССП |
СПП |
БСП |
2, 3, 8 |
1 (прид.врем.), 4 (прид.цели) 5 (прид.опр.), 7 (прид.изъяс.) 9 (прид. места) |
6, 10 |
- Почему никуда не отнесли 6 и 10 предложение? (Части данных предложений связаны только с помощью интонации.)
- О каком типе сложных предложений пойдет сегодня речь? (О БСП – заполнение третьей колонки.)
3. Объяснение нового материала.
Заполнение текста, содержащего теоретический материал, с помощью сведений на стр. 6 – 7. (см. Приложение 1)
- Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: при помощи _________________________и _________________________(или_________________________) и при помощи _________________________(без_________________________).
- Предложения, части которого связаны при помощи сочинительных союзов, называются_________________________.
- Предложения, части которого связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов, называются _________________________.
- Предложения, части которого связываются только при помощи интонации, называются_________________________.
4. Закрепление.
Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП. (см. Приложение 3 – слайд 2)
- Я вас любил – меня вы не любили.
- Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
- В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
- Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.
- Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
- Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
- Я понял, что долго не смогу притворяться.
- Я понял: долго не смогу притворяться.
- Давайте сделаем вывод, какие знаки препинания разделяют части БСС?
5. Работа с таблицей «Знаки препинания в БСП».
Заполнение первой строки – запятая в БСП, на последующих уроках заполнение таблицы продолжается. Анализ сведений параграфа 10 (пункт 1). (см. Приложение 1)
Схема предложения |
Способ замены знака препинания |
Примеры |
1. [ ], [ ]. Перечисление фактов |
Союз И |
Луна сияла, июльская ночь была тиха. (Луна сияла, и июльская ночь была тиха). |
6. Среди данных предложений найдите БСП, запишите, подчеркивая грамматические основы и расставляя знаки препинания. (см. Приложение 3 – слайд 3)
- Молодые казаки ехали смурные и едва удерживали слезы.
- День был серый зелень сверкала ярко птицы щебетали как-то вразлад.
- В воздухе вдруг захолодело путешественники почувствовали близость Днепра.
- Путешественник остановились на ночлег разложили костер приготовили ужин.
- Сияет солнце воды блещут
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом. - Было уже поздно поэтому в усадьбе все спали.
7. Итоги. Рефлексия.
- О каком типе сложных предложений сегодня шла речь?
- Почему так называются такие предложения?
- Какие знаки препинания употребляются для выделения частей БСП?
- Какие затруднения возникли у вас сегодня на уроке?
- Что показалось наиболее легким?
8. Домашнее задание.
Домашняя работа № 3 (домашняя работа составлена в формате ГИА, способствует подготовке учащихся к сдаче экзамена). (см. Приложение 2)