Цель урока: рассмотреть основные вопросы создания и хранения изображений.
Задачи:
1. Образовательная:
- ознакомить учащихся с основными понятиями темы;
- ознакомить учащихся с интерфейсом редакторов растровой и векторной графики; приемам работы с некоторыми инструментами рисования.
2. Развивающая:
- развитие образного мышления;
- развитие внимания.
3. Воспитательная:
- развитие интереса к предмету;
- развитие самостоятельности;
- воспитание чувства ответственности, проявляющееся в дисциплинированности во время обучения.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма организации познавательной деятельности учащихся на уроке: фронтальная.
Оборудование урока: компьютеры, проектор, пульт для презентаций.
Программное обеспечение:
- Microsoft Windows XP;
- Adobe Photoshop Elements 4.0;
- CorelDraw X4;
- Microsoft PowerPoint.
План урока.
№ | Этапы урока | Продолжительность, мин. |
1 | Организационный этап. | 3 |
2 | Этап усвоения новых знаний. | 20 |
3 | Этап закрепления новых знаний. | 10 |
4 | Этап подведения итогов урока. | 5 |
5 | Этап информации учащихся о домашнем задании. | 2 |
Ход урока
1. Организационный этап.
Здравствуйте дети, садитесь. Сегодня мы с Вами начнем изучение новой темы: «Компьютерная графика».
Компьютерная графика – это область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютера. Она применяется людьми самых разных профессий: дизайнеры, конструкторы, фотографы, художники и другие.
- Какие графические редакторы Вам известны? (MS Paint, Adobe Photoshop.)
- Из чего состоят изображения, созданные в этих редакторах? (Из маленьких точек, пикселей.)
- Где еще можно создать изображение? (MS Word.)
- Из чего состоят созданные в MS Word изображения? (Из прямых, окружностей, прямоугольников и т.д.)
Рисунки в MS Paint и MS Word создаются по-разному, при этом используются различные принципы построения изображений. Сегодня на уроке мы узнаем, какие виды компьютерной графики существуют, рассмотрим их достоинства и недостатки.
На ваших столах лежат формы, которые Вы будете заполнять во время объяснения нового материала и показа презентации. Также в форме содержатся задания для самостоятельной работы, которые Вы выполните в конце урока.
2. Этап усвоения новых знаний.
Рассмотрим следующие виды компьютерной графики: растровая и векторная графика.
(Ученики заполняют таблицу.)
Растровое изображение представляет собой мозаику из очень маленьких элементов, которые называются пикселями. Растровая графика работает с большим количеством точек, из которых и формируется изображение. Чем таких точек больше, тем качество изображения выше. Если увеличить растровое изображение, то Вы увидите квадраты того или иного цвета. Возможно представление в растровой графике рисунков, фотографий и любых других изображений. Также растровые изображения легко распечатываются на принтере.
Редакторы растровой графики: MS Paint, Adobe Photoshop и другие.
В основном редакторы растровой графики применяются для обработки изображений (Adobe Photoshop), но есть в них и инструменты рисования.
К недостаткам растровой графики относятся:
- проблемы с масштабированием, когда при приближении начинают появляться пиксели, а само изображение расплывается;
- большой вес файла растрового изображения, т.к. в файле необходимо хранить информацию о цвете каждого пикселя, а таких точек может быть несколько миллионов.
Векторная графика представляет изображение как набор геометрических примитивов: точки, прямые, окружности, прямоугольники и т.д. Рисунок хранится как набор функций и их параметров, характеризующих набор примитивов. Например, нарисовать линию с координатами начала (0, 0) и конца (100, 100) красного цвета.
Редакторы векторной графики: Corel Draw, Adobe Illustrator.
Редакторы векторной графики используются только для рисования.
Векторное изображение:
- легко редактируется;
- масштабируется и вращается без потерь, так как при масштабировании у объекта только изменяются значения некоторых параметров;
- занимает на диске мало места.
К недостаткам векторной графики можно отнести тот факт, что не любое изображение можно представить как набор графических примитивов (например, фотографию). Также возникают проблемы с выводом на печать таких изображений (невозможность печати или существенные отличия изображения на экране монитора и бумаге). Это связано с неправильной интерпретацией векторных команд устройством вывода (принтером).
3. Этап закрепления новых знаний.
(Ученики включают компьютеры и выполняют указания учителя.)
1. Работа в растровом редакторе.
- Запуск программы Adobe Photoshop Elements.
- Создание нового документа.
- Рисование черного прямоугольника.
- Сохранение документа под именем р1.psd.
- Открытие документа Графика1.jpg.
Рисунок 1
- Масштабирование документа.
2. Работа в векторном редакторе.
- Запуск программы Corel Draw.
- Создание нового документа.
- Рисование черного прямоугольника.
- Сохранение документа под именем в1.cdr.
- Открытие документа под именем Графика2.cdr.
Рисунок 2
- Масштабирование документа
3. Растровая и векторная графика.
Сравнение размеров файлов р1.psd и в1.cdr
4. Распределить по соответствующим папкам векторные и растровые изображения.
Векторные изображения (рисунки 3-6):
Рисунок 3 | Рисунок 3 | Рисунок 5 | Рисунок 6 |
Растровые изображения (рисунки 7-10):
Рисунок 7 | Рисунок 8 | Рисунок 9 | Рисунок 10 |
4. Этап подведения итогов урока.
Тест, с использованием программы MyTest 3.
(Тест демонстрируется с использованием проектора, и обсуждаются варианты ответов.)
1. Одной из основных функций графического редактора является:
- ввод изображений;
- хранение кода изображения;
- создание изображений;
- просмотр и вывод содержимого видеопамяти.
2. Элементарным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является:
- точка экрана (пиксель);
- прямоугольник;
- круг;
- палитра цветов;
- символ.
3. Деформация изображения при изменении размера рисунка - один из недостатков:
- векторной графики;
- растровой графики.
4. Примитивами в графическом редакторе называют:
- простейшие фигуры, рисуемые с помощью специальных инструментов графического редактора;
- операции, выполняемые над файлами, содержащими изображения, созданные в графическом редакторе;
- среду графического редактора;
- режим работы графического редактора.
5. Графика с представлением изображения в виде совокупностей точек называется:
- фрактальной;
- растровой;
- векторной;
- прямолинейной.
5. Этап информации учащихся о домашнем задании.
Найти в сети Интернет, например, в сетевой энциклопедии Википедия, другие виды компьютерной графики, которые не были рассмотрены на сегодняшнем уроке. Записать характеристики каждого вида в тетрадь.
(Ученики записывают задание в тетрадь.)
Литература.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
- Стрелкова Л.М. Photoshop. Практикум. – М.: Интеллект-Центр, 2004.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
- www.wikipedia.org