Пояснительная записка.
В современном образовательном пространстве использование ИКТ на уроке и внеурочных мероприятиях уже стало нормой. Учителя нашей гимназии по мере возможностей используют компьютеры и новые технологии в своей работе. А с появлением интерактивной доски в нашем учебном заведении заметно оживились и сами уроки и процесс подготовки к ним. Учителя вне уроков осваивают новые методы работы, чтобы на уроке удивить и заинтересовать своих учеников новым способом подачи материала. Наиболее привлекает внимание учащихся, да и самих учителей, тот факт, что доска сенсорная. Пока это в новинку. Но чувствуется, ребята привыкают к оборудованию, смело работают на нем, и даже в случае непредвиденной заминки подсказывают осторожному учителю выход из ситуации.
Так как компьютеры есть у большинства ребят, то и домашние задания приобретают различные вариативные виды: это и поиск необходимой информации, и рефераты, и иллюстрации, и чертежи. Часто наши ребята приносят заинтересовавший их материал на электронных носителях, скачивая их с разных сайтов, а в свободное время можно увидеть учеников и их наставников, бурно обсуждающих проблемы около компьютера. Популярны и совместные путешествия по всемирной паутине.
Для внеклассных мероприятий и для школьной газеты приходится перелопачивать много информации, многое берём из различных сайтов, мы частые посетители www.Wikipedia.org.ru, www.Elementy.ru, где есть специальная страничка для детей.
На изучение темы «Теорема Пифагора» геометрии 8 класса по программе отводится не более 4 часов. А тема настолько увлекательна, интересная, широкая по спектру применения в курсе естественно-научных дисциплин, что хочется заинтересовать и увлечь каждого ученика. А для этого все средства хороши, если раньше во время изучения этой темы мы посвящали один урок историческим сведениям касательно Пифагора, его школы, открытия этой и других теорем пифагорейцев, и мы с учениками готовили рефераты и целые постановки, то сейчас на все время изучения данной теоремы мы просто переселяемся в кабинет информатики, и работаем посредством компьютера, интерактивной доски, электронных учебников, справочников, и электронных ресурсов сети Интернет. Конкретно, пользуемся www.Wikipedia.org.ru
Для этого наиболее интересующиеся или разбирающиеся в компьютере ученики заранее подбирают по интересующей проблеме материал и готовят дублирующие презентации (на случай недоступности ресурса). Тем более, презентация будет использоваться в любом случае на последующих уроках.
Чем это отличается от старого варианта? Эстетичностью подачи материала, яркими иллюстрациями, современным способом подачи материала. Тем более метод подачи материала в глобальной сети хорош своими ссылками. Любой термин, при желании, можно рассмотреть подробнее. Кроме того наши ученики – это плоды информационного бума, они выросли на компьютерных играх и приучены воспринимать зрительные образы. Для них такой метод подачи привычнее и роднее традиционных для учителей методов.
Цели урока:
- Обобщение ЗУ и отработка навыков по теореме Пифагора.
- Приучать учащихся к работе с дополнительными источниками информации (литература, Интернет-ресурсы), к самостоятельной работе над теоретическим и практическим материалом.
- Развитие коммуникативных способностей, связного математического языка у учащихся; развитие интереса к предмету, к истории математики.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок – семинар.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, модем
Материал:
- карточки с готовыми чертежами;
- презентация в Power Point;
- плакаты:
- «Числа управляют человеком»;
- Пифагорейская звезда;
- с иллюстрациями доказательств теорем.
Учебник: «Геометрия 7-9», Атанасяна.
Оформление доски.
На дополнительной доске расположены плакаты.
Основная доска свободна для манипуляций на уроке.
На основной доске: дата урока, тема урока, необходимые по ходу урока чертежи, в середине – прямоугольный треугольник.
Ход урока
1. Организационный момент.
Шутливая формулировка теоремы Пифагора, запись которой отображается на интерактивной доске:
Если дан нам треугольник ,
И при том, с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим – таким простым путем
К результату мы придем.
На прошлых уроках геометрии мы с вами познакомились с одной из немногих теорем математики, которую знают и помнят все учащиеся – теорему Пифагора. А сегодня мы обобщим полученные знания, решим задачи с применением теоремы и ещё, узнаем некоторые подробности из жизни пифагорейцев.
2. Актуализация знаний.
Один ученик доказывает теорему у доски; два – на листочках за первыми партами.
С остальными фронтальная беседа с использованием презентации Power Point. (см. Приложение 1)
(Можно предусмотреть после каждого вопроса ответ на него на следующем слайде – для самопроверки.)
Вопросы:
- Что такое треугольник?
- Прямоугольный треугольник
- Катет. Гипотенуза.
- Египетский треугольник? Почему его так назвали?
- Сформулируйте теорему Пифагора.
Вот именно с помощью этой теоремы мы поработаем с карточками с готовыми чертежами.
Задача №1.
Задача №2 (с оформлением в тетради).
Проверка доказательства теоремы.
3. Обобщение.
Обобщая полученные ЗУН выполним задачу №515 (а), стр. 131.
Словарная работа.
С древнегреческого языка слово «гипотенуза» означает «натянутая тетива». Тетива – туго натянутая верёвка в различных устройствах, например, в луке. Стреляя из лука, говорят, «натянуть тетиву».
4. Историческая справка.
Презентация (см. Приложение 2), где освещены следующие вопросы:
- Изображение Пифагора.
- Легенда о пифагорейской звезде,
- О жизни Пифагора,
- Об истории открытия теоремы.
5. Итоги урока.
А значение теоремы состоит в том, что с её помощью выводят все теоремы, касающиеся связи сторон и углов в треугольниках. Это основной закон связи расстояний на плоскости.
6. Задание на дом: П.54-55, №515 (б).