Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Форма: экскурсия.
Цели:
1. Образовательные:
- познакомить учащихся со свойством делимости разности;
- сформировать умение применять свойства делимости суммы (разности) при решении различных математических задач и для доказательства утверждений;
- формировать навыки самостоятельной работы.
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
- развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
- расширение кругозора.
3. Воспитывающие:
- воспитание познавательного интереса к предмету;
- воспитание любви к малой родине.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- листы с текстами задач.
Ход урока
1. Организационный этап.
Приветствие, представление.
Ребята, перед уроком мне вручили фрагмент телеграммы, текст которой зашифрован, а начинается она словами.
Приаргунье-
край мой синеокий,
Беспокойной жизни
берег мой!
Я к тебе из всех краев далеких
Тороплюсь и сердцем и душой.
Называю родиною малой
Я России милый уголок.
Для меня родной Отчизной стала
Эта степь в плетении дорог,
Эти сопки, скалы и долины,
И полей пшеничных колыбель,
И Аргуни вольная стремнина,
И весны звенящая капель…
Д. Белявский
(Слайд 1)
Чтобы узнать, в связи с чем прислана телеграмма, необходимо расшифровать её фрагмент. Помогут нам расшифровать телеграмму знания правил делимости произведения и суммы.
2. Актуализация знаний учащихся.
Работа с карточками: К1, К2. (Приложение 1) Взаимопроверка.
(Слайд 2)
Оцениваем работы по следующим критериям:
- 16-17б - «5»,
- 13-15б - «4»,
- 11-12б - «3».
Мы расшифровали текст телеграммы.
- Как вы думаете, в связи с чем пришла эта телеграмма? (Ответы.)
(Слайд 3)
(Слайд 4)
3. Изучение нового материала.
Ребята, мы узнаем, когда произошло образование нашего района, выполнив задание.
На доске:
(72 – 56) / 8
(81 – 36) / 9
(63 – 49) / 7
(64 – 56) / 7
(56 – 48) / 6
(49 – 28) / 7
(81 – 45) / 9
(72 – 64) / 8
- Чем похожи все выражения? Вычисли их значение.
Сделай вывод.
- В каком случае разность делится на число без остатка, а в каком случае при делении получается остаток?
Сравни свой ответ с рассуждениями Миши и Маши (уч. стр79).
Формулировка свойства.
Ребята нам дан шифр:
(72 – 56) / 8 =2---0
(81 – 36) / 9=5---5.
(63 – 49) / 7=2---0
(64 – 56) / 7=1 (1ост)---1.
(56 – 48) / 6 = 1(2ост)---1
(49 – 28) / 7 = 3---9
(81 – 45) / 9 = 4---2
(72 – 64) / 8 = 1---6
- 05.01.1926
- Это дата? О чем она говорит?
(Слайд 5)
А сейчас мы перейдем к решению задач. Первая задача связана с географическим положением Приаргунского района.
(Слайд 6)
Решение задач. (Приложение 2)
(Тексты задач лежат на каждой парте.)
- Какой у Вас получился ответ?
Ответ: х = 1964, какой век? (20), чем знаменательна дата?
(Слайд 7)
4. Физкультурная минутка.
Я предлагаю вам немного отдохнуть – совершим заочную прогулку:
Раз, два, три, взглянем направо
Повернемся все вокруг,
Наш район богатый самый
Знает это каждый друг.
(Слайд 8)
(Слайд 9)
Задача № 407.
5. Рефлексия.
Карточки с заданиями. (Приложение 3)
А теперь давайте проговорим свойства делимости суммы и разности (каждое утверждение на 1 ряд).
Оценки за урок.
Пусть ваши достижения сегодня на уроке и далее в жизни будут направлены на благо нашей Малой родины- нашего района!
6. Домашнее задание.
- Повторить свойства делимости суммы и разности.
- №402, №406.
Литература:
- Рабочая программа по математике.
- Истомина Н.Б. Математика, учебник для 5 класса, «Ассоциация 21 век», 2008 г.
- Истомина Н.Б., Г.В. Воителева Рабочая тетрадь №1, «Ассоциация 21 век», 2008 г.
- Пенкевич Р.А. «Мое родное Приаргунье», Чита: «Поиск», 2008 г.
- Журнал «Математика в школе» №2, 2002 г.