Электронное пособие "Кроссворды для учащихся 1-4-х классов"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

Ребёнок впервые пришёл в школу. Что с ним будет дальше? Это во многом зависит от учителя, который, организуя учебный процесс, думая о лучшем качестве усвоения материала, не должен забывать о том, что ребёнка нужно учёбой заинтересовать. А это гарантия того, что ученик 99% материала усвоит успешно. Чтобы добиться такого результата, я использую разные приёмы. Один из них – использование кроссвордов, построенных на учебном материале.

Разгадывание кроссвордов является для ребёнка своеобразной гимнастикой, тренирующей его умственные способности. Чтобы отгадать нужные слова, приходится быть очень внимательным, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления и предметы. Отгадывание кроссвордов развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, повышает умственную активность, расширяет словарный запас учащихся.

Как показывает практика, учащиеся начальных классов уже способны к самостоятельной деятельности. Им доставляет огромное удовольствие придумывать кроссворды. Основными критериями, которыми пользуются дети при составлении кроссвордов, являются лаконизм определения и яркость характеристики загадочного объекта, точность языка и конкретность образа.

В ходе создания электронного пособия я ставила перед собой следующие цели.

Цели использования электронного пособия:

  • закрепление знаний, полученных при изучении отдельных тем;
  • повышение познавательного интереса учащихся начальных классов;
  • обучение навыкам самоконтроля, самопроверки полученных знаний;
  • формирование учебной мотивации.

Прогнозируемый результат.

Данное электронное пособие «Кроссворды для учащихся 1-4 классов» способствует формированию учебной мотивации учащихся начальных классов, позволяет повысить познавательный интерес младших школьников к изучаемым предметам (русскому языку, математике, природоведению, чтению), навыки полученные учащимися дают возможность самостоятельно контролировать приобретенные знания.

В прежней своей практике я использовала кроссворды, созданные в программе MS Word, как раздаточный материал. Дети читали вопросы, выполняли задания, а результаты узнавали после проверки учителем на следующий день. Отсроченность результатов не устраивала ни детей, ни меня.

Я попробовала создать кроссворды по русскому языку, математике, природоведению, чтению в электронном виде в программе MS Excel.

Выполняя кроссворды в электронном пособии, учащиеся имеют возможность успешно решить задания и сразу увидеть результаты своей работы. Это радует детей.

Моя практика использования кроссвордов в электронном виде на уроках показывает, что они действительно развивают навыки самоконтроля, самопроверки, умения самостоятельно работать с компьютером, воспитывают интерес к предмету.

Данное пособие использую для изготовления дидактических карточек (см. Приложение 1), скопировав кроссворд – задания в документ MS Word или MS Power Point. Карточки – задания, сделанные в документе MS Word, использую в качестве раздаточного материала, как во время урока, так и при выполнении домашнего задания. Презентация, выполненная с помощью данного электронного пособия (документ MS Power Point), использую в качестве закрепления, обобщения, проверки домашнего задания или конспекта урока при объяснении нового материала.

Если ребёнок болел или пропустил урок, данное электронное пособие можно скопировать, чтобы он позанимался индивидуально в домашних условиях за компьютером.

Если использование электронного пособия подразумевает индивидуальную работу учащихся в компьютерном классе, электронное пособие копирую на каждый компьютер за один день до урока, проверяю его работоспособность на каждом компьютере.

Во время урока в кабинете информатики каждый ребёнок должен работать за компьютером, согласно САнПиНа, не более 10 минут. В этом случае класс делю на две группы. Часть детей работает за компьютером, часть с карточками, либо с другими заданиями, предусмотренными уроком. Затем группы сменяют друг друга за компьютерами.

Предлагаемые мною кроссворды можно использовать как занимательный материал, но, в зависимости от этапа урока, его назначение будет разным (изучение нового материала, обобщение, закрепление, проверка домашнего задания).

В электронное пособие «Кроссворды для учащихся 1 – 4 классов» включены 4 предмета: русский язык, чтение, природоведение, математика. На конкурс представлен неполный вариант кроссвордов по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов по темам:

1 класс

  • Жи – ши, ча – ща, чу – щу.
  • Сбежавшие согласные.
  • Безударные гласные.

2 класс

  • О нашей речи.
  • Разделительный мягкий знак.

3 класс

  • Непроизносимые согласные.
  • Мягкий знак после шипящих.

4 класс

  • Слова из словаря.
  • Безударные гласные.
  • Спряжение глаголов.

(Если Вас заинтересует полная версия электронного пособия «Кроссворды для учащихся 1-4 классов» можно обратиться к автору.)

Каждый кроссворд пособия сопровождается инструкцией для учащихся. В разработке на данный момент находятся кроссворды по чтению, математике и природоведению. Свою электронную книгу с каждым годом буду пополнять. Коллеги начальной школы с удовольствием используют его в своей работе.

Приведу примеры нескольких кроссвордов, собранных мною в электронную книжку (см. Приложение 2).