Пояснительная записка.
Ребёнок впервые пришёл в школу. Что с ним будет дальше? Это во многом зависит от учителя, который, организуя учебный процесс, думая о лучшем качестве усвоения материала, не должен забывать о том, что ребёнка нужно учёбой заинтересовать. А это гарантия того, что ученик 99% материала усвоит успешно. Чтобы добиться такого результата, я использую разные приёмы. Один из них – использование кроссвордов, построенных на учебном материале.
Разгадывание кроссвордов является для ребёнка своеобразной гимнастикой, тренирующей его умственные способности. Чтобы отгадать нужные слова, приходится быть очень внимательным, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления и предметы. Отгадывание кроссвордов развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, повышает умственную активность, расширяет словарный запас учащихся.
Как показывает практика, учащиеся начальных классов уже способны к самостоятельной деятельности. Им доставляет огромное удовольствие придумывать кроссворды. Основными критериями, которыми пользуются дети при составлении кроссвордов, являются лаконизм определения и яркость характеристики загадочного объекта, точность языка и конкретность образа.
В ходе создания электронного пособия я ставила перед собой следующие цели.
Цели использования электронного пособия:
- закрепление знаний, полученных при изучении отдельных тем;
- повышение познавательного интереса учащихся начальных классов;
- обучение навыкам самоконтроля, самопроверки полученных знаний;
- формирование учебной мотивации.
Прогнозируемый результат.
Данное электронное пособие «Кроссворды для учащихся 1-4 классов» способствует формированию учебной мотивации учащихся начальных классов, позволяет повысить познавательный интерес младших школьников к изучаемым предметам (русскому языку, математике, природоведению, чтению), навыки полученные учащимися дают возможность самостоятельно контролировать приобретенные знания.
В прежней своей практике я использовала кроссворды, созданные в программе MS Word, как раздаточный материал. Дети читали вопросы, выполняли задания, а результаты узнавали после проверки учителем на следующий день. Отсроченность результатов не устраивала ни детей, ни меня.
Я попробовала создать кроссворды по русскому языку, математике, природоведению, чтению в электронном виде в программе MS Excel.
Выполняя кроссворды в электронном пособии, учащиеся имеют возможность успешно решить задания и сразу увидеть результаты своей работы. Это радует детей.
Моя практика использования кроссвордов в электронном виде на уроках показывает, что они действительно развивают навыки самоконтроля, самопроверки, умения самостоятельно работать с компьютером, воспитывают интерес к предмету.
Данное пособие использую для изготовления дидактических карточек (см. Приложение 1), скопировав кроссворд – задания в документ MS Word или MS Power Point. Карточки – задания, сделанные в документе MS Word, использую в качестве раздаточного материала, как во время урока, так и при выполнении домашнего задания. Презентация, выполненная с помощью данного электронного пособия (документ MS Power Point), использую в качестве закрепления, обобщения, проверки домашнего задания или конспекта урока при объяснении нового материала.
Если ребёнок болел или пропустил урок, данное электронное пособие можно скопировать, чтобы он позанимался индивидуально в домашних условиях за компьютером.
Если использование электронного пособия подразумевает индивидуальную работу учащихся в компьютерном классе, электронное пособие копирую на каждый компьютер за один день до урока, проверяю его работоспособность на каждом компьютере.
Во время урока в кабинете информатики каждый ребёнок должен работать за компьютером, согласно САнПиНа, не более 10 минут. В этом случае класс делю на две группы. Часть детей работает за компьютером, часть с карточками, либо с другими заданиями, предусмотренными уроком. Затем группы сменяют друг друга за компьютерами.
Предлагаемые мною кроссворды можно использовать как занимательный материал, но, в зависимости от этапа урока, его назначение будет разным (изучение нового материала, обобщение, закрепление, проверка домашнего задания).
В электронное пособие «Кроссворды для учащихся 1 – 4 классов» включены 4 предмета: русский язык, чтение, природоведение, математика. На конкурс представлен неполный вариант кроссвордов по русскому языку для учащихся 1 – 4 классов по темам:
1 класс
- Жи – ши, ча – ща, чу – щу.
- Сбежавшие согласные.
- Безударные гласные.
2 класс
- О нашей речи.
- Разделительный мягкий знак.
3 класс
- Непроизносимые согласные.
- Мягкий знак после шипящих.
4 класс
- Слова из словаря.
- Безударные гласные.
- Спряжение глаголов.
(Если Вас заинтересует полная версия электронного пособия «Кроссворды для учащихся 1-4 классов» можно обратиться к автору.)
Каждый кроссворд пособия сопровождается инструкцией для учащихся. В разработке на данный момент находятся кроссворды по чтению, математике и природоведению. Свою электронную книгу с каждым годом буду пополнять. Коллеги начальной школы с удовольствием используют его в своей работе.
Приведу примеры нескольких кроссвордов, собранных мною в электронную книжку (см. Приложение 2).