Материал из опыта работы.
Проанализировав программу «Радуга» и пособие В.М. Кошелева «Художественный и ручной труд в детском саду», пришла к выводу, что работу по развитию творчества детей нужно вести более углубленно. Мною была разработана система работы, а далее и программа по приобщению детей к художественному и ручному труду и развитию творческих способностей детей, цель которой: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Обучение строится на основе программы «Радуга». Свою работу планирую по месяцам, каждый месяц с определенным материалом: природным, бросовым, тканью, бумагой, кожей, нитками.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, бумагой, тканью провела беседы по ознакомлению со свойствами материалов, с практической деятельностью этих материалов, со знакомством коллекций и обучающих книг и пособий. Были созданы различные коллекции - «Ткань», «Фантики», «Бумага». Был собран разный бросовый и природный материал. Сделан набор инструментов для работы. Собраны книги и пособия - «Художественный труд», «Инструменты», «Мастерилка», «Делаем сами», «Творчество детей с различными материалами», «Учите детей мастерить», рассказы и поделки после телепередач «Очумелые ручки» и «Субботник», вырезки из газет и журналов. Были собраны пословицы и поговорки о труде, загадки, стихи и рассказы для применения в процессе изготовления поделок. Были разработаны правила по технике безопасности при работе с природным, бросовым материалом и инструментами.
При обучении детей созданию поделок из различных материалов особое внимание обращала на освоение основных приемов, но и не исключала творческие задания, часто обучение техническим приемам шло параллельно с развитием творчества детей. При обучении детей различным способам преобразования материалов, наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимает показ способов работы. На первых занятиях был полный показ с подробным объяснением своих действий с предметами, размышляя и рассуждая при детях вслух, тем самым побуждая детей думать вслух, т.е. мастерить и проговаривать свои действия, применяя подходящие при этом пословицы и поговорки.
В процессе занятий перед ребенком открывается мир фантазии и увлечений, дети получают знания о том, какой материал можно использовать для композиции, в какое время нужно собирать цветы и травы. По мере приобретения детьми необходимого опыта привлекаю и детей к наказу, часто используем поэтапный показ изготовления поделки.
Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна, и использование художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной и помогают преодолевать возникающие трудности. Игровые приемы положительно влияют на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества детей. Часто приходят к детям Мастерилка, Самоделкин, Всезнайка или Незнайка с просьбами помочь или научить. Да, и художественное слово всегда кстати.
Во время работы использую народную классическую и инструментальную музыку, что является хорошим фоном для практической деятельности, способствует созданию эмоционального настроя, снижению утомляемости. В своей работе использую тематический принцип построения деятельности, что позволяет варьировать ее в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительных результатов. Такие циклы мобильны, ими легко пользоваться. Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дают возможность объединять детей в общие группы для коллективной работы - «Портрет Осени», «Осенний букет», «Портрет Зимы», «Портрет Весны», «Портрет Лета» и «Клумба с цветами».
Коллективная форма проведения художественного и ручного труда помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, влияющие на нравственно-эстетическое развитие ребенка, воспитывают умение согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогая друг другу в сложных ситуациях.
Использую разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе, каждый отдельно для создания общих композиций - «Аквариум», «Звездное небо», «Кормушка», «Ковер».
Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятие из одной темы в другую, заменить одно занятие другим, не меняя при этом основной цели и материала - развитие художественно-творческих способностей детей. Например, работая с газетой, вместо динозавра сделали паука, жука, что детям было легче.
Анализ работ в разных группах провожу по-разному: с малышами использую различные игровые упражнения и игры (радость и песня героя, похвала от лица героя, превращения и т.д.). Старших детей учу самостоятельно анализировать свою поделку, высказываться о работе товарища, давать советы, делиться мнением. Очень важно научить доброжелательно, уважительно относиться к работе товарищей, тактично, справедливо говорить о недостатках и достоинствах, не обижаться на критику. Важно показать детям, что его работа не безразлична педагогу, всегда беру ее в руки, рассматриваю и оцениваю.
В каникулы дети ежедневно занимаются в мастерской «Очумелые ручки», где выполняют работы по желанию, делают вместе с воспитателем подарки сотрудникам к знаменательным датам, дням рождения и откликались на просьбы воспитателей других групп по изготовлению поделок для малышей.
Итогами работами с детьми служили выставки работ: «Подарки Белоствольной красавицы», «Делаем сами своими руками», «Лоскутная мозаика», «Азбука из ткани», «Осенние фантазии» и другие. Выставки поделок: «Подарки белоствольной красавицы» и «Лоскутная мозаика» были оформлены в библиотеке. А также принимали участие в районном смотре - конкурсе «Пожарам нет!» и получили диплом 1 степени в номинации «коллаж»; в съемках телепередачи «Поутру» на канале «Норд» и в Московском конкурсе «Подарок Вини Пуху», в акции «Спасти и сохранить».
Своим опытом работы по данной теме делилась с педагогами. Предлагались индивидуальные советы по изготовлению или ремонту пособий, поделок; провела ряд занятий для педагогов: интегрированное занятие «Встреча с весной», «Подарки для мам» и другие; заседание семинара - практикума по изготовлению поделок из ткани и работе с берестой, а также семинар - практикум с учителями школы «Театр игрушек».
А также была проведена: консультация с педагогами: «Коллекция - как форма организации познавательной деятельности детей». Опыт работы по «Приобщению детей к художественному и ручному труду, развитие творческих способностей детей» обобщен в детском саду на заседании клуба «Поиск» и используется педагогами детского сада, на методическом объединении в районе и курсах повышения квалификации.
Параллельно велась работа и с родителями. Для родителей оформлена библиотечка «Делаем сами», подшивка из газеты «Труд», «Мастерская», «Пестрые странички». Был проведен урок «Очумелые ручки» на родительском собрании по изготовлению сумочек, занятие-игра в клубе выходного дня «Встреча с Весной», где дети изготовили кораблик. С родителями проводились индивидуальные и групповые консультации по изготовлению костюмов и поделок к конкурсам, давались советы; проводились выставки поделок в музыкальном зале весной и осенью; была проведена демонстрация мод на «Дне Матери» и в конце года.
Родители принимали участие в наших конкурсах и выставках: «Югорская принцесса», «Осенний хоровод», «Диковинки природы», «Из старого - новое», «Дом, в котором я живу», «Пожарам нет!», «Домашний любимец».
Проводя работу по приобщению детей к художественному и ручному труду, я добилась следующих результатов: дети познакомились со свойствами различных материалов, овладели навыками работы с данными материалами, усвоение программы по ручному труду составляет 85%, Не только у детей, но и у родителей появился огромный интерес к созданию поделок своими руками.