Коммуникативная культура – основа успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме

Разделы: Внеклассная работа


Воспитательно-образовательная работа с младшими школьниками осуществляется в разных видах деятельности – учебной, игровой, трудовой. Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо, чтобы им была предоставлена возможность для игр и самостоятельной деятельности, в ходе которых бы дети смогли реализовать свой творческий потенциал, развивать и формировать коммуникативные способы общения, обогащать свой эмоциональный и интеллектуальный опыт. Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе, в работе групп продленного дня, где ребята могут выбирать игры и занятия по интересам. Главная задача, которая решается при этом в совместной деятельности, – предоставить возможность детям для коллективных переживаний, создать у них радостное настроение, восполнить недостаточную двигательную активность, так необходимую в условиях севера, особенно в период полярной ночи. Одним из условий, обеспечивающих эффективное применение игровых приемов, технологий, является наличие игрового материала: дидактические игры, способствующие коррекции психических процессов, ( память, внимание, речь, мышление, восприятие), обязательное наличие различных конструкторов, мозаик, головоломок, где дети могут коррегировать и мелкую моторику рук, и развивать свои конструктивные и творческие способности, развивается и формируется межличностное общение сверстников, которое в условиях интерната детям очень важно и необходимо. Детям, воспитывающимся в условиях интерната, очень важно чувствовать себя не одиноким, а быть в семье, поэтому обязательно должны быть в наличии атрибуты для сюжетно – ролевых игр “Семья”, “Дом”, “Школа”, “Детский сад”, “Больница” и т. д., где дети могут ощутить себя в роли дочки, сына, мамы, папы, т. е. вспомнить своих близких людей и как бы побыть с ними рядом, ощутить себя в домашней обстановке, говорить голосом мамы, отвечать, как это делал папа и выполнять те движения, которые делали родители при общении со своим ребенком. Дети, организуя игровое пространство, как бы побывают дома. Наблюдая за детьми во время сюжетно – ролевых игр, бывает очень горько и больно , но это очень хороший материал для диагностики и коррекции в формировании коммуникативной культуры школьников, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Доминирующим фактором общения у детей 11–12 лет является – это общение со сверстниками. Потребность занять свое место в коллективе, стремление, как можно лучше соответствовать их представлениям о лидере. Ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого, требования коллектива школьников становится важнейшим фактором психического развития детей данного возраста. Возрастает потребность личностной самооценки, потребность к “взрослости”, самостоятельности, самоутверждению. И учитывая возрастные особенности детей данного периода, я в классе собрала необходимый набор атрибутов для игровой деятельности детей. Только в игре дети могут так свободно общаться, строить свои межличностные отношения, где они могут и “принять на работу”, и сделать прическу для праздника, и поругать своего сына или дочь, т. е. побыть в роли взрослого лидера, отпустить своего ребенка гулять или заставить “учить уроки”. А сколько вдохновения, темперамента проявляют дети, играя в “школу”, это нужно видеть , как они подражают каждому слову, движением учителя, особенно если он является для них авторитетом!. Таким образом ,обогащаются, формируются, совершенствуются умения и навыки школьников в области речевого общения, межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, они приобретают тот социальный опыт, который им нужен в обычной, повседневной жизни. Отсутствие семьи и так оказали свою негативную роль на развитие эмоционального, социального, интеллектуального потенциала детей, поэтому с помощью игры я стараюсь хоть в небольшой степени восполнить этот пробел, чтобы дети смогли с наименьшими затратами интегрироваться в социуме людей, могли умело реагировать и находить пути взаимодействия в незнакомой ситуации. Решая эту задачу мы с детьми наладили тесные, дружеские отношения с детьми ДОУ №62 “Почемучка”, это уже нас объединяет. С помощью интерактивной игры мы постарались научить детей способам знакомства, общения, раскрытия своих возможностей, умению находить выход в различных ситуациях и т.д.. Только с помощью игр этот вопрос можно решить эффективно, результативно для детей. Одними беседами и назиданиями невозможно научить школьника поступать правильно в соответствии с нормами и правилами. Ребенок должен действовать, общаться с помощью вербальных и невербальных средств, в реальной ситуации должен находить пути решения выхода из различных ситуаций, а в игре это все можно решить в такой непринужденной естественной форме. Воспитатель может и не выполнять роль, а находится рядом с детьми, наблюдать за выполнением правил, взаимоотношениям игроков и быть готовым в любую минуту дать им совет, помощь в подготовке атрибутов для игр. Однако следует про этом помнить, что очень важный момент в игре – продолжение препятствий в достижении цели, самостоятельный поиск. Отсюда вытекает и правило: вмешиваться в самостоятельные игры следует тогда, когда дети в этом нуждаются. Наблюдая, что ребята затрудняются, педагог может взять на себя выполнение главной или второстепенной роли, что позволяет вносить некоторые усложнения в содержание игр, активизировать деятельность пассивных детей. Регулировать взаимоотношение, после игр можно провести коллективное обсуждение, но очень тонко, тактично. Оно дает возможность внести коррективы, изменить направленность игры, наметить совместные эпизоды, которые детям хотелось бы разыгрывать в следующий раз, которое проводить сразу после игр или на следующий день, дети выражают свое отношение к поведению сверстников, вместо выясняют, что мешало организованно играть, кто проявлял творчество, выдумку, кто вносил конфликтные моменты и как нужно было выйти из таких ситуаций, что можно внести в игру нового. Устанавливается коллективное мнение о выполняемых ролях, сделанной постройке, выявляется характер , соблюдение правил. Этот анализ может быть в форме таких бесед: “Как я помог другу в игре”, “Умелая хозяюшка”, “Спортивные достижения” и т. д. А для детей, которые воспитываются в отрыве от семьи, анализ деятельности сверстников, поведение их в определенных моментах обогащает опыт в области коммуникативной культуры школьников, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. В организации и управлении игровой деятельностью младших школьников можно выделить некоторые общие правила, которых воспитатель должен придерживаться постоянно:

  1. Игра должна приносить радость. Не заставляйте детей играть, а создавайте условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности.
  2. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность детей.
  3. Не навязывайте детям игровой материал, предметы, пособия. Пусть они лежат свободно. Хорошо, когда атрибуты для игр дети готовят сами, по собственной инициативе.
  4. Хвалите ребенка за успехи, особенно если он впервые усвоил действия, выполнил ответственную роль.
  5. Наблюдайте, анализируйте, как ребенок выполняет правила игры, роли, игровые действия с тем, чтобы помочь школьнику овладеть игровым поведением.
  6. Стройте свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, искренне разделяйте с ними их радость, успехи, показывайте образцы внимательного отношения к людям, взаимопомощи, вежливости, культуры поведения.
  7. Оживляйте игру внесением нового содержания и правил, чтением сказки, рассказа, изготовлением моделей, и пусть ребята фантазируют, придумывают другие игры, истории, выполняют новые роли.

Занятие на тему: “ Подари улыбку”

Цель: Создание условий для развития и коррекции личности ребенка через создание ситуации достижения успеха.

Задачи:

  • Учить определять связь эмоционального состояния человека с причиной его возникновения и формировать адекватные способы реагирования.
  • Формирование невербальных средств общения( мимика, жесты, пантомимика…).
  • Воспитание доброжелательного и отзывчивого отношения к одноклассникам в процессе совместного сотрудничества.
  • Коррекция речи на основе грамматически правильно оформленных предложений.
  • Коррекция мышления на основе подбора прилагательных, определений.

I. Организационный момент

Учитель: Добрый вечер. Я рада видеть гостей в нашем классе и вас, ребята! Сегодня у нас будет занятие не совсем обычное. Что вы заметили необычного?

(Столы расставлены по другому, ковер не на прежнем месте….)

Упражнение “Что изменилось?”

– Ребята, я понимаю, что вы волнуетесь сегодня. Давайте поддержим друг друга добрыми словами (передают прикосновением руки к другому словами; “Ты молодец, все будет удачно, если что нужно, то я помогу….) – снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.

Упражнение “Подари друг другу улыбку”.

II. Введение в тему

– Сейчас я предлагаю вам просмотр видеоклипа ( звучит 1 куплет песни Шаинского “Улыбка”, который исполняет девочка из нашей школы. В конце песни девочка машет рукой и дети ей в ответ, т. е. эмоционально реагируют).

– А сейчас у вас на столах лежат карточки. Вы должны взять ту карточку , которая отражает ваше настроение после прослушивания песни и прикрепить ее на доске.

– Работа с карточками.( на карточках изображены “ солнышко” и “ тучка” ).

– Мне очень приятно, что настроение у всех доброе, радостное.

– Пожалуйста, удобно садитесь на свои места. Упражнение “ С кем бы я подружился?”

– Ребята, к нам в гости прибежали два человечка. Это их схемы.

Подбор прилагательных и определений (веселый, добрый, приветливый, жизнерадостный, злой, недовольный, агрессивный, неприятный….)

– Ребята, с кем бы вы хотели подружиться и почему?

(Высказывания детей. Убрать иллюстрацию злого человека.)

III. Основная часть

1) Сообщение темы занятия.

– Вот и тема нашего занятия звучит так: “Подари улыбку”. (Вывесить на доске.)

2) Информация .

– Одни говорят, что человека можно узнать по тому , как он относится к животным, а другие говорят, что человека можно узнать по тому, как он смеется. Улыбка – это залог хорошего настроения. Улыбаясь, мы дарим друг другу радость, здоровье. Смех – это лучшее лекарство. А в Польше был даже учрежден орден Улыбки, которым награждались те люди, кто подарил детям улыбку. Это писатели – С. Михалков, Астрид Линдгрен “Малыш и Карлсон”, руководитель театра кукол С. Образцов и врач – хирург Елизаров. Эти люди могли так работать, что дети улыбались.

– Ребята, а что может вызвать улыбку на лице человека?

(высказывания, рассуждения детей)

– Вы правильно назвали причины , которые вызывают улыбку на лице людей.

3) А сейчас я предлагаю вам вот такое задание: “Ситуации”

– На столе у вас лежат карточки с ситуациями, которые происходят с вами в обычной жизни. Прочитать и наклеить ту ситуацию, от которой у этого человечка улыбка бы осталась (обращать внимание на интонацию.)

– Ребята, вы правильно выбрали те эпизоды из жизни, которые помогли сохранить хорошее настроение и улыбку.

4) – В нашей повседневной жизни мы встречаемся с различными ситуациями, когда наше настроение бывает разным. Сейчас предлагаем вашему вниманию сценку из школьной жизни.

“Вова пришел в школу нарядный и радостный. У него сегодня день рождения. При входе в класс от радости он нечаянно задел Алешу локтем. Алеша же так рассердился, что толкнул Вову на пол. Вова упал, ударился и испачкал свою нарядную рубашку”.

– Каким было настроение у Вовы?

– Изменилось ли оно и почему?

– Как помочь Вове, чтобы он стал опять веселым , улыбчивым? ( ребята предлагают свои варианты действий.)

– Молодцы, что вы смогли найти правильный выход из подобной ситуации.

– Доброе слово, улыбка, одобрение и поддержка людей рядом, помогает справиться с любыми неприятностями.

5) – А как мы можем определить какое настроение у человека?

– Конечно, настроение можно узнать и по мимике, жестам, поведению, движению человека, даже не проговаривая ни одного слова.

Сейчас я вам предлагаю провести конкурс актерского мастерства. Вы артисты кино у которого нет звука.

Физминутка “Актеры” ( дети идут по кругу, воспитатель – “стрелка” в середине круга. На сигнал “стоп” дети останавливаются и выполняют упражнения:

– Старички и старушки.

– У вас в руках веник и вы подметаете пол.

– У вас в руках яблоко . В нем червяк.

– Собираю грибы и кладу в корзинку.

– Рву яблоки и кушаю. ( могут ситуацию называть дети, гости и все передают ее мимикой, жестами….)

– Ребята, из вас получаются очень хорошие артисты.

6) – У каждого человека бывают минуты радости, грусти. Я предлагаю вам нарисовать картину на тему: “Радость”, т.е. то, что вызывает у вас доброе, хорошее настроение и делает вас счастливыми и улыбающимися и рассказать об этом.

Гимнастика для пальчиков “ Цветок”

Вырос красивый цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки.

(Звучит спокойная, релаксационная музыка под которую дети рисуют, а затем рассказывают о своих рисунках, эпизодах из жизни.)

IV. Итог урока

Ребята, мне очень приятно было с вами сегодня работать. Вы находили правильные решения выхода из неприятных ситуаций. Помните всегда, что улыбка помогает человеку быть счастливым и добрым и от вашей улыбки зависит настроение и других людей. Улыбайтесь и будьте счастливы! И на память я вам тоже дарю орден Улыбки, так как сегодня вы смогли доставить радость и гостям, и мне, и друг другу.