Конспект урока по русскому языку

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  1. Систематизировать и закрепить знания учащихся об окончаниях имён существительных единственного числа
  2. Развивать умение распознавать падежи имён существительных, тип склонения, правильно писать безударные окончания
  3. Обогащать содержание словарного состава речевой деятельности учащихся
  4. Закрепить умение владеть способом действия при выборе орфограммы в окончании имён существительных
  5. Развивать внимательность, наблюдательность, логику, мышление
  6. Воспитывать умение слушать товарищей и отстаивать своё мнение

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Учебник русского языка 4 класс I часть автор Л.М.Зеленина
  2. Карточки для самостоятельной работы в трёх вариантах
  3. Буквы на карточках : в, с, м, к, л, а, о, ш, н, е, я, н, и, г, е,

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и постановка целей урока.

(на доске вразнобой прикреплены карточки с буквами)

Я буду произносить фразу, а вы должны будете из неё взять соответствующую букву.

безударный гласный в слове "ежиха" (е)
первый звук третьего месяца осени (н)
она может быть и красная, и чёрная, и кабачковая, первый звук (и)
парный согласный на конце слова "сенокос" (с)
ударный гласный в имени вашего учителя (о)
первый звук корня в слове "поломка" (л)
последний звук основы в слове "собака" (к)
безударное окончание в слове "мама" в дательном падеже (е)
непарный звонкий в слове "ночь" (н)

(учащиеся по очереди выходят к доске и выставляют соответствующие буквы)

Теперь из этих букв составьте слово (СКЛОНЕНИЕ)

Тема нашего урока "Склонение имён существительных в единственном числе", мы будем тренироваться в написании безударных падежных окончаний имён существительных.

3. Словарно-орфографическая работа.

Игра "Цепочка" (из словаря выписать 6 слов так, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего). Например, тетрадь, девочка, арбуз,: (слова записывают на доске и в тетрадях).

  • назовите слова женского, мужского и среднего рода
  • есть ли среди них одушевленные и неодушевленные существительные
  • I ряд называет существительные 1 склонения, II - 2 склонения, III - 3 склонения
  • придумать предложение, в котором будет как можно больше записанных слов, например, Девочка ела арбуз около завода.)
  • разобрать это предложение по частям речи и выписать словосочетания

4. Актуализация знаний о правилах проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

(на доске: широкая степь, рыжая лисица, быстрый конь)

  • определить род и склонение существительных
  • поставить эти существительные в родительном, дательном и предложном падежах

(на доске и в тетрадях)

  • выделите окончания, что заметили (они ударные)
  • могут ли они нам помочь и когда (при определении безударного падежного окончания )
  • как ещё можно определить окончание существительных (определить падеж, склонение и вспомнить, какое должно быть окончание в данном падеже и склонении)

5. Физминутка. (на счёт раз - потопать ногами, на счёт два - руки на пояс, на счёт три - руки к плечам, на счёт четыре - руки вверх)

6. Упражнение в написании безударных падежных окончаний имён существительных.

А) (на доске словосочетания и карточки с буквами "И", "Е")

  • играть на площадк:
  • шёл по деревн:
  • около избушк:
  • писал в тетрад:. по математик:
  • на краю деревн:
  • жил в город: Казан:

(учащиеся выходят по одному, берут карточку с соответствующим окончанием, вставляют его, доказывая свой выбор)

Б) Самостоятельная работа (записать в тетрадях словосочетания, выделить окончание и определить падеж)

Ушёл без собаки, добывают на Урале, увидеть на опушке, привёл к болезни, остался без шапки, подъехал к дороге.

(обмен тетрадями, проверка в парах)

В) работа по учебнику с. 106 упр. 133

  • составить предложения с однородными членами, используя слова для справок
  • у существительных выделить окончания, надписать падеж и склонение

(сильный ученик пишет на доске, проверка с доски)

7. Физминутка. (упражнения для снятия глазного напряжения)

  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы
  • Плотно закрывать и открывать глаза 2-3 раза с интервалом 15 секунд
  • Закрыть глаза. Массировать веки круговыми движениями пальца 4-5 раз

8. Самостоятельная работа.

(Задания на карточках двух вариантов: с красным квадратом вверху для сильных, с синим для средних, с жёлтым для слабых)

Задание для сильных (вставить безударные гласные в корне и в окончании в именах существительных, выделить окончание, определить падеж и склонение)

В:сной после зимней стуж: мы радуемся солнцу, теплу, первой зелен: . Вокруг полянк: ст:ял задумчивый лес. От рощ: , от речк:, от луга т:нуло прохладой. Гол:с

В:сёлой синичк: разд:вался прямо к меня над г:л:вой.

Задание для средних (вставить окончания в имена существительные, определить падеж и склонение)

С полей доносился запах полын: и гречих . Длинные тени пролегли к дач:, к беседк:,

к изгород: , к сараю. На солнечной полянк: были ульи. В каждом уль: жила одна семья.

Задание для слабых (в каждом предложении определить падеж слова "лиса")

Легла лиса на спину, закрыла глаза и не двигается. Увидели лису вороны. Осторожно подлетели они к лисе. Одна ворона подошла поближе и клюнула лису в нос. Лежит лиса как мёртвая. Запрыгали вороны около лисы.

9. Итоги урока.

  • в какой части слова сегодня отрабатывали орфограмму
  • в каких случаях окончание является орфограммой
  • на какие падежи следует особо обратить внимание
  • как определить падеж имён существительных
  • какие способы проверки окончаний существительных вы знаете
  • кому было легко на уроке
  • кому было трудно, почему

10. Домашнее задание. С. 106 № 132 (учитель комментирует).