ЦЕЛИ:
- Систематизировать и закрепить знания учащихся об окончаниях имён существительных единственного числа
- Развивать умение распознавать падежи имён существительных, тип склонения, правильно писать безударные окончания
- Обогащать содержание словарного состава речевой деятельности учащихся
- Закрепить умение владеть способом действия при выборе орфограммы в окончании имён существительных
- Развивать внимательность, наблюдательность, логику, мышление
- Воспитывать умение слушать товарищей и отстаивать своё мнение
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Учебник русского языка 4 класс I часть автор Л.М.Зеленина
- Карточки для самостоятельной работы в трёх вариантах
- Буквы на карточках : в, с, м, к, л, а, о, ш, н, е, я, н, и, г, е,
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и постановка целей урока.
(на доске вразнобой прикреплены карточки с буквами)
Я буду произносить фразу, а вы должны будете из неё взять соответствующую букву.
безударный гласный в слове "ежиха" | (е) |
первый звук третьего месяца осени | (н) |
она может быть и красная, и чёрная, и кабачковая, первый звук | (и) |
парный согласный на конце слова "сенокос" | (с) |
ударный гласный в имени вашего учителя | (о) |
первый звук корня в слове "поломка" | (л) |
последний звук основы в слове "собака" | (к) |
безударное окончание в слове "мама" в дательном падеже | (е) |
непарный звонкий в слове "ночь" | (н) |
(учащиеся по очереди выходят к доске и выставляют соответствующие буквы)
Теперь из этих букв составьте слово (СКЛОНЕНИЕ)
Тема нашего урока "Склонение имён существительных в единственном числе", мы будем тренироваться в написании безударных падежных окончаний имён существительных.
3. Словарно-орфографическая работа.
Игра "Цепочка" (из словаря выписать 6 слов так, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего). Например, тетрадь, девочка, арбуз,: (слова записывают на доске и в тетрадях).
- назовите слова женского, мужского и среднего рода
- есть ли среди них одушевленные и неодушевленные существительные
- I ряд называет существительные 1 склонения, II - 2 склонения, III - 3 склонения
- придумать предложение, в котором будет как можно больше записанных слов, например, Девочка ела арбуз около завода.)
- разобрать это предложение по частям речи и выписать словосочетания
4. Актуализация знаний о правилах проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
(на доске: широкая степь, рыжая лисица, быстрый конь)
- определить род и склонение существительных
- поставить эти существительные в родительном, дательном и предложном падежах
(на доске и в тетрадях)
- выделите окончания, что заметили (они ударные)
- могут ли они нам помочь и когда (при определении безударного падежного окончания )
- как ещё можно определить окончание существительных (определить падеж, склонение и вспомнить, какое должно быть окончание в данном падеже и склонении)
5. Физминутка. (на счёт раз - потопать ногами, на счёт два - руки на пояс, на счёт три - руки к плечам, на счёт четыре - руки вверх)
6. Упражнение в написании безударных падежных окончаний имён существительных.
А) (на доске словосочетания и карточки с буквами "И", "Е")
- играть на площадк:
- шёл по деревн:
- около избушк:
- писал в тетрад:. по математик:
- на краю деревн:
- жил в город: Казан:
(учащиеся выходят по одному, берут карточку с соответствующим окончанием, вставляют его, доказывая свой выбор)
Б) Самостоятельная работа (записать в тетрадях словосочетания, выделить окончание и определить падеж)
Ушёл без собаки, добывают на Урале, увидеть на опушке, привёл к болезни, остался без шапки, подъехал к дороге.
(обмен тетрадями, проверка в парах)
В) работа по учебнику с. 106 упр. 133
- составить предложения с однородными членами, используя слова для справок
- у существительных выделить окончания, надписать падеж и склонение
(сильный ученик пишет на доске, проверка с доски)
7. Физминутка. (упражнения для снятия глазного напряжения)
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы
- Плотно закрывать и открывать глаза 2-3 раза с интервалом 15 секунд
- Закрыть глаза. Массировать веки круговыми движениями пальца 4-5 раз
8. Самостоятельная работа.
(Задания на карточках двух вариантов: с красным квадратом вверху для сильных, с синим для средних, с жёлтым для слабых)
Задание для сильных (вставить безударные гласные в корне и в окончании в именах существительных, выделить окончание, определить падеж и склонение)
В:сной после зимней стуж: мы радуемся солнцу, теплу, первой зелен: . Вокруг полянк: ст:ял задумчивый лес. От рощ: , от речк:, от луга т:нуло прохладой. Гол:с
В:сёлой синичк: разд:вался прямо к меня над г:л:вой.
Задание для средних (вставить окончания в имена существительные, определить падеж и склонение)
С полей доносился запах полын: и гречих . Длинные тени пролегли к дач:, к беседк:,
к изгород: , к сараю. На солнечной полянк: были ульи. В каждом уль: жила одна семья.
Задание для слабых (в каждом предложении определить падеж слова "лиса")
Легла лиса на спину, закрыла глаза и не двигается. Увидели лису вороны. Осторожно подлетели они к лисе. Одна ворона подошла поближе и клюнула лису в нос. Лежит лиса как мёртвая. Запрыгали вороны около лисы.
9. Итоги урока.
- в какой части слова сегодня отрабатывали орфограмму
- в каких случаях окончание является орфограммой
- на какие падежи следует особо обратить внимание
- как определить падеж имён существительных
- какие способы проверки окончаний существительных вы знаете
- кому было легко на уроке
- кому было трудно, почему
10. Домашнее задание. С. 106 № 132 (учитель комментирует).