Совместная работа семьи и ДОУ в поликультурном воспитании дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям".
А.С.Макаренко.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит - мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними.

Сегодня наш детский сад развивается как детский сад диалога культур, мы воспитываем в детях национальную и этнокультурную толерантность.

Углубленная работа по ознакомлению детей народным творчеством, культурой, традициями и бытом башкирского народа проходила в период подготовки и празднования 250-летия Салавата Юлаева. Педагоги ДОУ обратились к народной педагогике, вбирающей в себя различные традиции, обычаи, устное народное творчество, праздники, торжества, игры. Эмоциональное и культурное обогащение получают дети во время встреч с профессиональными артистами, являясь активными участниками представлений. Был проведен цикл занятий "Народный герой Салават Юлаев" с экскурсиями к памятникам герою, чтение Башкирских богатырских сказок, заучивание стихотворений башкирских поэтов, тематические занятия по изобразительной деятельности.

Башкирская народная педагогика большое внимание уделяла физической подготовке и воспитанию силы воли у детей, что соответствует задачам детского сада. Кроме башкирских национальных игр на занятиях и прогулках мы активно привлекали мам и пап на спортивные состязания вместе с детьми.

С 2004 года в детском саду дети занимаются в кружках русского и башкирского фольклора. В процессе организации работы этих кружков активное участие приняли родители и бабушки детей: помогли сшить народные костюмы, помогли изготовить шумовые народные инструменты, подарили кубыз, курай. На развлечениях дети показывали народные праздники: "Русские посиделки", "Карга буткахы" и др.

Проводили конкурс детского рисунка "Наш город Салават". Дети участвовали в городском поэтическом фестивале, посвященном этой знаменательной дате.

Работа с родителями была направлена на ознакомление деятельности детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Мы приглашали родителей на дни открытых дверей "Родной край глазами детей", проведены собрания для родителей "Традиции и культурное наследие башкирского народа", "Охрана прав детства". На собраниях демонстрировали костюмы, в создании которых принимали участие и мамы и педагоги.

От коллектива родителей была делегация на республиканской конференции "Роль семьи в воспитании дошкольников", где выступила многодетная мама Ялаева А.М.

В рамках подготовки к празднованию 450-летия присоединения Башкирии к России были проведены дни культуры народов, населяющих нашу республику. Дети готовились вместе с родителями и педагогами: собирали рецепты национальных блюд, готовили кукол в национальных костюмах, разучивали песни, стихотворения на родных языках, учили народные танцы, хороводы.

В процессе этой работы был собран богатый теоретический материал; родителями были подарены национальные самотканные коврики, рушники, головные уборы, элементы национальных костюмов, украшений, а также предметы бытовой утвари, посуды и много др. Что послужило открытию музея в детском саду.

Наш музей обладает огромной педагогической ценностью, позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединяет педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.

Неоценимую педагогическую ценность имеют уроки, полученные нами в процессе подготовки к открытию музея. Например: мама Точка Ильи, русская по национальности, сшила башкирские костюмы для кукол, хотя сначала у нее были сомнения, нужно ли ее сыну изучать башкирский язык. Но, посещая все мероприятия вместе с Ильей, поняла, что мы не только учим башкирский язык, но самое главное, мы учим детей уважать людей независимо от их национальной принадлежности. А бабушка Яны Золотухиной помогала воспитателям и музыкальному руководителю при подготовке к выступлению своей внучки, которая замечательно читает стихотворения и поет песни на родном чувашском языке. А выступает Яна в подаренном бабушкой музею костюме. Анна Федоровна высказала слова благодарности педагогам за то, что ее внучка перестала скрывать свою национальность, стала интересоваться чувашским языком.

В городском музее состоялось знакомство с членом Союза художников РБ Рифатом Яппаровым, который был председателем жюри городского конкурса детского рисунка, посвященного 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. В этом конкурсе активное участие принимали и наши дети.

Занятия проведенные в условиях музейной среды формируют у детей не только потребность в ознакомлении с культурным наследием, но и уважение к другим культурам. Дети в музее могут увидеть подлинные предметы народного быта, здесь происходит прямой контакт с историческим человеческим опытом. Это непосредственное общение с прошлым способствует гражданско - патриотическому воспитанию детей, формированию положительных установок ко всем этносам республики.

В музее выставляются временные экспозиции: "Вместе с мамой, вместе с папой"- конкурсные работы, выполненные детьми и родителями; "Природа и мы" - поделки из природного материала, изготовленные в процессе совместной деятельности детей и родителей.

На праздниках, посвященных Дню Республики звучат песни и стихотворения на башкирском, русском, татарском, чувашском и украинском языках. С помощью родителей были организованы экскурсии по городу, на природу в городской музей - выставочный зал.

Вместе с родителями проводим народные праздники: "Масленница", "Навруз", "Праздник зимы", "Сабантуй" и др., которые заканчиваются свободным общением за чашечкой чая. Родители приняли участие в фестивале устного народного творчесвта "Рано-рано по утру!", где звучали пословицы, потешки, поговорки и дразнилки разных народов, представленные в виде диалогов родителей и детей, маленьких драматических постановок. Самый высокий эмоциональный подъем, чувство гордости и национального самосознания бывает у детей тогда, когда вместе с ним играет, поет, танцует и занимается не только воспитатель, но и мама с папой.

В нашем детском саду два года работает клуб "Молодая семья". Планировалась организация клуба на один учебный год с целью оказания просветительской педагогической помощи родителям, чьи дети впервые пришли в детский сад. Но родители, проявляя свою инициативу, продолжают ежемесячно встречаться: это и празднование дней рождения детей, и встречи с детским педиатром, с психологом ДОУ, и совместное посещение детских спектаклей в Башкирском государственном театре.

Встречи "Поделись своим опытом", на которых общаются по проблемам взаимоотношений детей в семье с родителями, бабушками, дедушками; поднимаются вопросы организации досуга детей в семье, организации питания детей дома, вопросы решения конфликтов между братьями и сестрами и др.

Родители наших воспитанников - это единомышленники, которые не только поддерживают нашу деятельность, но и сами идут к нам с предложениями и идеями. Так после встречи в клубе "Молодая семья" было предложено провести общее собрание "Здоровый ребенок - спокойна и мама". Члены клуба организовали конкурс любимых национальных блюд своих детей, а мы представили родителям информацию об организации полноценного питания как факторе, влияющем на физическое развитие детей, и предложили дегустацию блюд, используемых в меню детей.

Мы, дошкольные педагоги вместе с родителями, взаимно обогащая друг друга в процессе нравственно-патриотического воспитания детей, готовим достойную почву для решения основной задачи современности - воспитания гражданина нового Башкортостана с чувством гражданского долга и ответственности, с чувством патриотизма.

Дети - единственное, что может сплотить всех нас, ибо дети вне политики, потенциально все гениальны и дороги одинаково всем. Дети - это всегда надежда нации, это ее бесценный капитал.

Поэтому мы с папами и мамами растим детей, приобщая к национальной культуре, обычаям и традициям своего народа, к его нравственным ценностям, воспитываем у детей уважение к культуре народов, населяющих нашу республику.

Использование средств музейной педагогики в поликультурном развитии старших дошкольников.

В нашем дошкольном образовательном учреждении силами сотрудников и родителей в 2006- 2007 учебном году создан музей национальных культур.

Экспозиция музея помогает ввести ребёнка в музейный мир. Специальные игры, фотоальбомы, картины помогают подготовить детей к посещению музея.

Посещение музея - событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев, безусловно, неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. Живя в маленьком провинциальном городе наши воспитанники не имеют для этого возможности.

Специфика учебно-воспитательного процесса на материалах нашего музея национальных культур состоит в том, чтобы помочь ребенку научится воспринимать произведения искусства людей разных национальностей, пробудить потребность к созиданию,- созданию прекрасного и в своем быту.

Зал находится в помещении детского сада. Здесь же представлена коллекция декоративно-прикладного искусства русских, башкир и других национальностей, проживающих в Башкортостане, игрушки из глины, из дерева, куклы в национальных костюмах.

Зоны: Музей-изба, музей-юрта представляют собой воспроизведение жилого деревенского помещения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства башкирского русского и чувашского народов.

Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения: букеты цветов, веток; овощи и фрукты; и т.д. По мере поступления экспонатов, экспозиция пополняется.

В Музее национальных культур с детьми проводят беседы по различной тематике, характеризующей культуру и быт народов, населяющих Республику Башкортостан и занятия-путешествия музейного содержания. Кроме того, здесь проводятся занятия по обучению детей башкирскому языку, как бы погружая их в языковую среду.

К оформлению музея предъявляются особые требования. Его экспонаты не содержатся за стеклом. Они находятся в рабочем состоянии, так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности.

На все музейные экспонаты заведена картотека. В каждой карточке даётся правильное название предмета, краткая информация о нём: что это, для чего, как использовали этот предмет наши предки, а также примерная дата изготовления, как попал экспонат в музей - подарила семья такая-то, при каких обстоятельствах, что члены этой семьи рассказали о данном предмете, его история, когда попал в музей ДОУ. Кроме этого на каждом экспонате имеется этикетка с названием предмета и, если это предметы башкирского, татарского и т.п. быта, то на двух языках.

Без зрительных образов ребёнок не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, в этом одна из важных особенностей детей дошкольного возраста.

Музей даёт возможность детям не только рассмотреть предмет, но и практически освоить его. Чем больше органов чувств будут задействовано в изучении традиционной культуры, тем глубже она усвоится. Трудно заинтересовать описанием изготовления старинной одежды, если дети не знакомы с данным процессом. Совсем иначе пойдёт разговор, когда они освоят хотя бы две-три операции (прясть нитку на старинной прялке или проделать несколько движений на ткацком станке). При этом необязательно стремиться к получению готового изделия, главное создать ощущение сопричастности и подключить все виды памяти. Даже дошкольники, рассмотрев устройство ткацкого станка и усвоившие принцип изготовления ткани, способны освоить элементы ремесла. Они запросто ткут "полотно" из бумажных полосок - бумажный коврик. [1]

Музей полон звуков и запахов. Народные мелодии сопровождают процесс созерцания и труда, а аромат хвои в условной избе усиливает ощущение присутствия. Ведь не только любой дом, но и любой народный обряд имеет свой запах (Новый год - запах хвои, У раза Байрам, пасха - запах выпечки).

Музей Национальных культур, созданный для детей, - особое место. Все предметы в нём доступны ребёнку. Каждое посещение музея превращается в интереснейшее событие.

Формы работы в музее: в ДОУ музей в первую очередь дает возможность познакомить детей с народной культурой через все органы чувств.

Использование музея в образовательно-воспитательной работе - дело не простое. Введение в словарь ребёнка давно исчезнувших слов, названий, обозначений, заучивание вместе с ним не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности.

Воспитатели, включающие посещение музеев в воспитательно-образовательный процесс, обращают внимание на то, что экскурсии в музей приносят положительные эмоции в жизнь детей. Дети не скучают, у них появляется желание снова пойти в музей. Здесь большое значение имеет не количество занятий в музее, а качество этих занятий, экскурсий, их подготовленность. Зная, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает навыками, приобретает собственный опыт, а также большое значение имеет новизна материала, методы и приёмы его преподнесения, сюрпризность, ожидание ребёнком интересного, необычного.

Педагоги ДОУ знают, что дети дошкольного возраста не подготовлены к восприятию сложного символического языка музея. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры, быта и т.д. Главное во время экскурсий в музей не давать однозначные ответы на все вопросы, а вместе с детьми искать ответ на них. Музейный предмет даёт богатую пищу для размышлений и раздумий. С его помощью ребёнок учится понимать историческое прошлое родного села, города, страны. Для обучения педагогов в ДОУ был проведен двухдневный обучающий семинар.

Формы работы объединяются в следующие направления:

1. Образовательное учреждение планирует экскурсии, циклы занятий в музейной аудитории и на экспозиции, т.е. те формы, в процессе реализации которых дошкольники постигают смысл культуры, быта искусства на музейной экспозиции по плану, заданному музеем, в ходе занятий, строящихся на базе разработанных в музее методик.

2. Музейная педагогика в образовательном учреждении.

  • cодержание учебного плана позволяет: развивать у детей устойчивый и углублённый
  • интерес к произведениям изобразительного искусства и архитектуры, а также обычаев, быта и т.д.; способность активно, сотворчески воспринимать их;
  • формировать интерес к личности творца художественных ценностей, предметов быта и т.п.;
  • воспитывать осознание целостности всех сфер человеческой культуры;
  • нацеливать познавательную деятельность детей на постижение и освоение этой целостности - показывать своеобразие национальной культуры в контексте европейской и мировой культуры.

Для самых маленьких, впервые попавших в музей, проводятся экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традиций быта в целом (историю утюга, старого зеркала, самовара и т.д.) Здесь мы используем форму, характерную для сказок Ганса Христиана Андерсона, или реальный рассказ о судьбе представленной в музее вещи. [1]

Музейные экспонаты часто играют роль театрального реквизита. Вот почему целый ряд занятий строится в форме инсценировок. На базе музея работает театральная студия. Дети- активные участники театральных постановок на башкирском языке. Театральная студия ежегодно получает дипломы организаторов городского конкурса "Театральная весна в ДОУ". В репертуаре такие сказки, как "Волшебное яйцо", "Куян-малай" С.Алибаева.

В музее достаточно успешно проходят тематические занятия по разным образовательным дисциплинам.

1. "Музей в детском саду как средство реализации национально-регионального компонента содержания дошкольного образования" Сборник методических рекомендаций. Составитель: Сазонова О.И.Уфа, 2004г.

Примерная программа
по формированию любви к родному краю у детей дошкольного возраста с использованием потенциала музея национальных культур детского сада № 18

Цели:

1. Расширить круг интересов детей при помощи экспозиций Музея национальных культур.

2. Скоординировать работу по формированию основ патриотического сознания детей дошкольного возраста, используя потенциал педагогического коллектива детского сада.

Задачи:

1. Организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий, связанных с родным городом, родным краем.

2. Формировать и закреплять знания детей об историческом прошлом своей Родины, родного города и детского сада.

3. Обучать детей башкирскому языку с 5-и летнего возраста. Обогащать словарный запас детей в соответствии с возрастными характеристиками новыми понятиями и историческими данными о родном городе, родном крае.

4. Пропагандировать работу Музея национальных культур детского сада среди родителей воспитанников через совместную с педагогами поисковую и созидательную деятельность.

Перспектива и ожидаемые результаты:

К моменту выхода детей в школу они должны:

  • слышать и понимать обращенную речь на башкирском языке;
  • уметь составлять простые предложения, общаться между собой и взрослым;
  • иметь расширенный словарный запас и возможность использовать его в речи;
  • уметь воспроизводить изученные ранее стихи, песни, рассказы, сказки.

иметь первоначальное представление:

  • об истории возникновения родного города;
  • об исторических данных по Республике Башкортостан;
  • об истории, быте и культуре народов, населяющих Республику Башкортостан;
  • о героическом прошлом национального героя-Салавата Юлаева;

Участники программы.

Материал программы рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) и предполагает:

  • активное взаимодействие педагогов детского сада;
  • взаимодействие педагогов детского сада и родителей воспитанников;
  • взаимодействие и сотрудничество с ветеранами ВОВ и труда;
  • взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (детской библиотекой, Музеем, Драм. театром и пр.);

Продолжительность и место реализации.

Программа рассчитана на два полных учебных года.

Место реализации - МДОУ № 18 города Салавата.

Формы работы:

  • занятия;
  • беседы;
  • экскурсии к историческим местам и памятникам города;
  • фольклорные праздники, развлечения;
  • встречи с интересными людьми;
  • показ спектаклей и сказок;
  • продуктивная деятельность детей;
  • посещение экспозиции Музея национальных культур МДОУ № 18;
  • выставки творческих работ детей и родителей.

Время дополнительной образовательной работы на базе Музея национальных культур:

  • 1 раз в неделю в пределах 20-25 минут.

Формы подведения итогов работы:

  • педагогические советы;
  • выставки-конкурсы;
  • открытые занятия;
  • обобщение опыта работы;
  • педагогические гостиные и пр.

Нормативно-правовая база:

  • Закон Республики Башкортостан о языках народов Республики Башкортостан.
  • Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
  • Подпрограмма Министерства образования РФ государственной программы "Патриотическое воспитание граждан РФ".