Цели:
- проверить умение учащихся находить отношения чисел, выполнять различные действия над обыкновенными и десятичными дробями;
- ввести понятие пропорции;
- развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать;
- воспитывать умение добиваться поставленной цели, воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, воспитывать интерес к истории математики.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Приложение: презентация урока (Приложение 1)
Ход урока
1. Оргмомент
Сегодня на уроке мы проверим, все ли учащиеся усвоили понятие «отношение чисел» и познакомимся с новым математическим понятием – «пропорция», которое тесно связано с понятием «отношение»
Включается проектор.
2. Устная работа (слайды 2-4)
1) Даны числа: , , , ,. Какое из них лишнее?
Учащиеся замечают, что дроби , , , - правильные, а неправильная.
2) Решите анаграммы и исключите лишнее слово:
мапряя, чул, резоток, мамус.
Ответ: прямая, луч, отрезок, сумма.
Первые три слова обозначают геометрические фигуры, четвертое - лишнее.
3) (слайд 4) Даны числа 40 и 60. Поставьте вопросы к следующим действиям:
а) 40 : 60 = =
б) 60 : 40 = = = 1,5
в) 40 : 100 = 0,4 = 40 %
3.Выполняется самостоятельная работа по вариантам (слайды 5 – 8)
I вариант – для слабых учащихся
II и III варианты – для остальных учащихся.
Задание: Найдите отношение данных чисел
Учащиеся выполняют задание самостоятельно в тетрадях.
I вариант
П |
Д |
Н |
Е |
Л |
И |
---|---|---|---|---|---|
1 : |
: |
3,5 : 0,7 |
: 3 |
6 : |
4 : 2 |
II вариант
А |
Е |
Ч |
С |
Т |
О |
Н |
Р |
---|---|---|---|---|---|---|---|
: |
: 5 |
5 : 2,5 |
|
: |
: |
: |
0 : |
III вариант
Т |
Я |
О |
Ш |
Е |
И |
Н |
Ц |
---|---|---|---|---|---|---|---|
: |
: 2 |
0,5 : |
|
: |
: 2,2 |
0,75 : |
6,3: 1 |
Используя ответы, прочитайте математические термины. Для этого запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам
I вариант
24 |
0,25 |
5 |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
|
(Ответ: деление)
II вариант
2 |
1,5 |
5 |
0,6 |
|||
---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
|
(Ответ: частное)
III вариант
5 |
0,6 |
0,7 |
5 |
0,25 |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Ответ: отношение)
Как связаны между собой деление, частное и отношение?
Попробуйте еще прочесть одно слово:
1,2 |
0 |
0,6 |
0 |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Ответ: пропорция)
Но никому из учащихся по отдельности не хватает данных для составления слова.
Попробуем сделать это вместе. Получилось.
Что не под силу сделать одному, под силу сделать всем вместе. И в жизни всегда помогайте друг другу, и у вас все будет получаться.
4. Изучение новой темы (слайды 9 – 11)
Мы получили четыре слова: деление, частное, отношение, пропорция. Есть ли среди этих слов лишнее? Что означает пропорция?
Оказывается, пропорция не является лишним понятием среди получившихся, а связана с ними.
Пропорция – это равенство двух отношений.
Найдите значения частных:
3,6 : 1,2
7 : 5
9 : 3
8,4 : 6
Какие из данных отношений равны?
Запишем:
3,6 : 1,2 = 9 : 3
7 : 5 = 8,4 : 6
Получили две пропорции.
С помощью букв пропорцию записывают так: a : b = c : d или =
Читают: a так относится к b, как с относится к d или отношение a к b равно отношению с к d.
Числа a и d называют крайними, а числа b и c называют средними членами пропорции.
6. Первичное закрепление
1) Задание: Прочитайте пропорцию, назовите ее крайние и средние члены (слайд11)
7 : 8 = 14 : 16
: = : 4
=
2) № 744 (а, б)
Запишите пропорцию:
а) 5 так относится к 3, как 2 относится к 1,2
б) 0,9 так относится к , как 45 относится к
Проверьте полученные пропорции, определяя отношения чисел.
Историческая справка (слайды 12 - 13)
Учение о пропорциях возникло в глубокой древности, примерно в VI в. до н.э., в эпоху Пифагора. Однако, латинское слово «пропорция» для обозначения равенства двух отношений стали использовать лишь начиная с I в.н.э.
Узнайте, как называли греки равенство двух отношений. Для этого выполните действия:
2 - 0,5 =
+ =
4 * =
7 - =
Зачеркните в таблице буквы, связанные с найденными ответами. Из оставшихся букв получится искомое слово.
К |
А |
Н |
Д |
А |
Р |
Л |
О |
Б |
Г |
И |
Я |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1,5 |
0,1 |
1 |
5,2 |
1,3 |
Ответ: аналогия
7. Итог урока
Заполните пропуски, чтобы пропорции были верными.
6 : 3 = 14 : ?
5 : 15 = ? : 18
Выставляются оценки за самостоятельную работу и работу в классе.
8. Домашнее задание
П.21 (1 часть), № 744 (в), 745, 764.