Основные направления деятельности классного руководителя с учащимися и их родителями. Воспитательная система класса

Разделы: Классное руководство


Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

В своей деятельности, как классный руководитель я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.

Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам:

Просвещение детей по программе “Здоровье”.

Привлечение к этому виду деятельности учителей физической культуры, родителей.

Проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самооценки здоровья.

Привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями учащихся и самими учениками.

Второе направление – общение.

Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей.

Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.

  1. Высшая ценность – человеческая жизнь. Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания.
  2. Понимание и восприятие человека как личности. Имеющей право на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, родственники, увлечения).
  3. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во введении ребенка в контекст современной культуры? Главная роль учителя- стать регулятором норм общения между людьми, оценки поступков человека. Культура, как и вся жизнь находится в постоянном развитии и изменяется. Задача учителя- помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

Третье направление – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание:

  • на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего и профессионального определения;
  • на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, Стимулирующих любознательность и развитие мышления;
  • на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся;
  • на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что. Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Учителю необходимо знать, какова сфера материального блага ребенка, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:

  1. изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;
  2. психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
  3. организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
  4. защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.

Следовательно классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях).

Описание опыта работы учителя

Главное педагогическое условие правильного воспитания – это благополучие воспитанника в главном виде деятельности в период становления личности. От успешности в ней зависит и авторитет среди педагогов и сверстников, а стало быть, отношение к себе и внутреннее самочувствие. Поэтому важнейшим условием благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности подростка является его успешность в учебе. Воспитательную работу нельзя отрывать от учебной. Ребенок един, целостно его становление. Традиционная технология обучения в отечественной школе делает 80–90 процентов учеников неуспешными. Она не развивает, не учит, не возвышает ребенка. Она эксплуатирует память, которая не безгранична.

Сделать детей эрудированнее, свободнее в суждениях, раскованнее в общении, увереннее в себе позволяет личностно- ориентированный подход в обучении. Все это трудно переоценить. Такое обучение является воспитывающим.

Личностно-ориентированный подход в воспитании представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, разноуровневый, дифференцированный подходы.

Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой- либо части влечет к изменению всего целого.

Личностно-ориентированный подход в воспитании позволяет сформировать ценностные ориентиры школьника. Ценность как общее понятие означает актуальную значимость, конкретный ориентир, представляющий в данный момент особую важность для человека.

С точки зрения гуманистического подхода к воспитанию, это мера человеческого в чем- то при условии, что абсолютная ценность- это человек и его жизнь. Когда мы говорим о ценностных ориентациях школьника, то имеем в виду прежде всего сущностные характеристики его сознания и поведения, систему устремлений личности, отражающую ее представления об идеалах, смысле жизни и деятельности, направленных на саморазвитие (развитие самоценности). В современной педагогике существуют разные взгляды на проблему ценностей, например, приоритет в воспитании, с одной стороны, общечеловеческих ценностей, с другой – национально-региональных и, наконец, личностных. На мой взгляд, нет необходимости выделять приоритет той или иной группы ценностей, наоборот, целесообразно интегрирование тех и других.

В.А. Сухомлинский видел великую силу воспитания в этическом поучении, "когда воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека или теряет опору и путеводный огонек”. Для этого воспитателю “надо самому быть истинным Человеком – жить правильно, любить людей, высоко хранить свое достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца”. Сухомлинский сформулировал четыре правила, соблюдение которых делает человека воспитуемым:

  • первое правило – радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие;
  • второе правило – окружающая воспитывающая среда (природа, люди);
  • третье правило – глубокая вера в другого человека;
  • четвертое правило – красота, духовная жизнь в мире прекрасного, красота человеческого духа.

Этическое поучение основано на информировании школьников о моральных ценностях и обсуждении с ними нравственных проблем, поскольку нравственная воспитанность включает знание нравственных норм и правил, опыт нравственного поведения, способность сочувствовать и сопереживать. Ценность этического информирования в современных условиях играют особую роль, так как в нашей сложной жизни меняются нравственные понятия и их ценность. Индивидуализация человеческой жизни уже привела к отказу от коллективистских законов, каждый приспосабливается жить сам по себе и для себя, хотя искусство жить диктует другое – нельзя жить в одиночку, жить следует в гармонии с обществом и другими людьми. Вместе с тем каждому ли воспитателю суждено донести эти истины до растущего человека? При каких условиях это возможно? Существуют ли такие технологии и алгоритмы действий? Поставив такие вопросы, следует, учитывая все ценное, предложить творческий поиск и сотрудничество как путь воздействия на личность ребенка, взаимодействия и взаимоучастия в коллективной деятельности, отдавая предпочтение не только слову (информированию) как важному источнику воспитания, но и коллективной совместной деятельности детей и взрослых.

Поэтому большое значение в воспитании личности имеет воспитательная система.

С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей она (воспитательная система) создается и развивается, с другой – эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач.

Воспитательные задачи

Воспитательная система

Успешное решение воспитательных задач

Воспитательную систему класса необходимо строить с учетом целей и задач школы.

Цель школы: Формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей, здоровой личности, обладающей прочными знаниями, способной к саморазвитию, профессиональному самоопределению, самореализации, умеющей адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Проблема: Развитие творческого потенциала личности через личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Пути решения проблемы

Проблема школы решается через:

  • формирование в процессе обучения и воспитания ключевых компетентностей, гармоничное развитие личности ребенка с учетом возраста, интеллекта и интересов;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс новых информационных и здоровьесберегающих технологий;

С учетом школьных целей и задач формируются

Цели класса:

  1. Воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой, всесторонне-культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.
  2. Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия.
  3. Сплочение классного коллектива.

В опыте воспитательной работы также наметились разные подходы, реализуются различные методики подготовки и проведения классных часов. В своей работе использую разнообразные формы. Это и традиционные мероприятия по тому или иному предмету, экскурсии, праздники, устные журналы. С успехом проходят мероприятия, ставшие в нашем классе традиционными: праздник “Золотой осени”, новогодние утренники, турнир рыцарей к 23 февраля, праздник “8 день марта” и другие.

Воспитательная система класса

Цели воспитательной системы:

Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить, с одноклассниками, отношения доверия, уважения и взаимной помощи.

Задачи:

  • способствовать развитию познавательных процессов и интересов личности учащихся;
  • поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;
  • создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и. развития личности ребенка в нем.
  1. Воспитание гражданина-патриота:
  • воспитание гражданской ответственности;
  • уважение к истории, культуре своей страны, хранение традиций Кубани;
  1. Воспитание здорового образа жизни человека:
  • создание условий для физического развития ребенка, воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
  1. Воспитание носителя культуры:
  • создание условий для раскрытия творческих способностей детей, приобщение к истинным культурным ценностям;
  1. Воспитание труженика:
  • воспитание ответственности за порученное дело, привитие стойких навыков самообслуживания, воспитание чувства хозяина своего дома, школы, села, района.

(Приложение)