Пояснительная записка.
Одна из задач профильной школы — содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого, обучающимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками — искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности обучающегося.
На современном этапе во все сферы деятельности человека стремительно входят компьютерные технологии, обеспечивающие необходимую эффективность труда. Особое значение приобретают компьютерные технологии в сферах деятельности, связанных с приемом, обработкой и передачей информации. Многие обучающиеся и работники различных предприятий не имеют представления о широчайших возможностях использования компьютерных технологий для рациональной и эффективной организации работы с различного рода документами. Предлагаемый курс призван помочь учащимся овладеть необходимым инструментарием компьютерных технологий для эффективной работы с различными документами.
Курс «Компьютерное делопроизводство» является предметом по выбору для обучающихся 10 классов профильной школы. Курс рассчитан на 72 часа, которые проводятся в течение учебного года по 2 часа в неделю (академический час равен 40 минутам).
Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Курс может с успехом использоваться не только в технологическом, но и в других профилях старшей школы. Знания, умения и способы работы с информацией, полученные на занятиях, являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций старшей профильной школы.
Учебные цели курса:
- Получить представление о современных подходах к организации делопроизводства;
- Познакомиться с различного рода документами и с тем, где и когда тот или иной документ надо использовать;
- Сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций
Учебные задачи курса:
- Научиться оформлять документы в соответствии с существующими правилами;
- Освоить наиболее распространенные программные продукты общего назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота;
- Получить навыки использования мультимедийных возможностей компьютера;
- Освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения.
Принципы, на основании которых решаются педагогические задачи в программе:
- - целостность и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной, волевой и практико-ориентированной сфер деятельности личности;
- - доступность, систематичность и эмоциональная наполненность процесса совместного освоения обучающимися и педагогом содержания, форм и методов продуктивной творческой деятельности;
- - осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учебно-воспитательному процессу.
Основные направления и содержание учебной деятельности
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Методы организации учебной деятельности.
Занятия целесообразно проводить в форме рассказа, беседы, лекции, дискуссии, практические и лабораторные занятия. Наиболее интересными являются занятия – деловые игры. С целью повышения эффективности занятий, воспитания у обучающихся интереса к профессиональной деятельности следует привлекать их к оформлению технической, технологической и другой документации, связанной с конкретным предприятием, к участию в творческих разработках. На учебных занятиях следует обращать внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности.
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:
- социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь оформлять различного рода документы);
- личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области делопроизводства);
- перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям;
- знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
- способы деятельности по отношению к данным объектам;
- минимально необходимый опыт деятельности обучаемого в сфере данной компетенции;
- индикаторы — учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности обучающегося.
Механизм реализации программы
Способы оценивания достижений учащихся.
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты, а также внутренние личностные качества обучающегося (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности обучающегося являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности обучающегося, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах обучающихся.
Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.
Проверка достигаемых обучающимися образовательных результатов производится в следующих формах:
1) текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимся выполняемых заданий;
2) взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
3) текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьника;
4) итоговая оценка индивидуальной деятельности обучающегося учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.
Уровень развития у обучающихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции обучающихся.
Входной, текущий, итоговый контроль предполагают комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого обучающегося выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса.
При контроле знаний учащихся необходимо различать теоретические знания и практические навыки работы. В качестве основных методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку и тестирование. Для оценивания практических навыков используется практическая работа. В качестве нетрадиционного метода можно использовать диктант. В качестве итогового контроля можно использовать проект, где отражаются как теоретические знания, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке, но оценивать учащегося совершенно не обязательно. Самым главным является определение проблемных мест в усвоении учебного материала.
Тест можно применять не только в качестве контроля , но и для повторения и закрепления пройденного материала. Эффективным средством обучения является использование тестов в качестве описания конечных результатов деятельности. В этом проявляется принцип открытости образования. Тест из 5 вопросов используются на каждом уроке. Тест из 10-15 вопросов используется для тематического контроля. Тест из 20-30 вопросов используется для итогового контроля.
Критерий оценки теста из 20-30 вопросов:
25-30 правильных ответов - оценка «5»
19-24 правильных ответа – оценка «4»
13-18 правильных ответов – оценка «3»
меньше 12 правильных ответов – оценка «2»
Практическая работа включает в себя описание задания без необходимых указаний, что делать, т.е. является формой контроля знаний.
Лабораторная работа содержит алгоритм выполнения задания и учащийся может получать необходимую консультацию со стороны учителя.
Факторы, влияющие на оценку:
Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения
Погрешность – отражает неточные формулировки, нечеткое представление объекта
Недочет – неправильное представление об объекте, не влияющее кардинально на знания определенные программой
Мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысл ответа или решения.
Нормы оценки:
«5» - безупречный ответ либо 1-2 мелких погрешности
«4» - наличие 1-2 недочета
«3» - 1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей
«2» - незнание основного программного материала.
«1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.
Содержание обучения.
Тема 1. Роль делопроизводства в управлении. Понятие документа. (13 часов).
Теория - 13 часов.
Основные понятия. Делопроизводство, документооборот, документ, реквизиты документов, виды документов, эргономика, административно-управленческие связи, средства тиражирования документов.
История развития делопроизводства в России. Современное делопроизводство: цели, задачи и основные принципы. Нормативная база делопроизводства. Информационные связи предприятия. Документооборот.
Понятие документа. Общее представление и признаки классификаций документов. Виды классификаций. Электронные документы. Правила составления документов. Основные реквизиты документов. Язык документов, общие требования к тексту. Правовая охрана документов. Внутренние документы: приказы, протоколы и решения, акты, докладные записки, справки. Внешние документы: письма и факсы, телефонограммы. Документы по личному составу: резюме, заявления, приказы по личному составу, командировочное удостоверение, расписки, доверенности. Представление о документообороте. Обработка входящих, исходящих и внутренних документов. Регистрация и контроль исполнения документов. Номенклатура дел.
Рабочее место секретаря. Эргономика и организация труда секретаря. Классификация средств оргтехники. Средства административно-управленческой связи: телефонная связь, пейджинговая связь, телеграфная связь, факсимильная связь, модемы. Средства тиражирования документов. Принтеры. Средства копирования документов. Средства размножения документов
Учащийся должен знать:
- историю развития делопроизводства в России;
- Единую Государственную Систему Делопроизводства;
- определение документа и документооборота;
- информационные связи предприятия и их видах;
- цели и задачи делопроизводства;
- основные нормативные документы по делопроизводству;
- признаки и виды классификаций;
- правила составления документов;
- основные реквизиты документов;
- понятие документооборота;
- правила обработки всех видов документов;
- понятие эргономики и оргтехники;
- классификации средств связи;
- классификации средств тиражирования;
- классификации средств копирования документов;
- классификации средств размножения документов.
Тема 2. Работа с документами в текстовом процессоре Word (11 часов).
Теория – 0 часов.
Основные умения и навыки. Оформление личных документов. Создание бланка предприятия с эмблемой. Подготовка конвертов и наклеек. Проверка правописания, оформление доклада. Способы оформления писем, создание приказов. Создание протоколов, выписок из протоколов и решений.
Практика – 11 часов.
Пр. 1. Создание бланка предприятия с эмблемой (2 часа).
Пр. 2. Оформление личных документов (2 часа).
Пр. 3. Подготовка конвертов и наклеек (2часа).
Пр. 4. Способы оформления писем (1 час).
Пр. 5. Создание приказов (2 часа).
Пр. 6. Создание протоколов, выписок из протоколов и решений (2 часа).
Учащийся должен уметь: использовать возможности текстового процессора для оформления личных документов, писем, приказов, протоколов, решений, выписок, докладных записок, справок, резюме, заявлений, расписок, доверенностей и т.п..
Тема 3. Электронный офис (10 часов).
Теория – 2 часа.
Основные понятия. Интерфейс программы Outlook, основные возможности программы, назначение отдельных объектов программы.
Краткие сведения о программе Outlook.Программа организации работы секретаря. Учет сведений о людях в папке Контакты. Планирование рабочего времени. Учет выполненной работы. Пересылка сообщений по электронной почте.
Практика – 8 часов.
Пр. 1. Планирование рабочего времени (2 часа).
Пр. 2. Учет выполненной работы (2 часа).
Пр. 3. Настройка электронной почты в Outlook (2 часа).
Пр. 4. Пересылка сообщений по электронной почте (2 часа).
Учащийся должен уметь:
- уметь настраивать программу для своих нужд;
- производить учет сведений о людях;
- планировать рабочее время в папке Календарь;
- планировать встречи, собрания, события;
- создавать задачи, заметки;
- настраивать папку Дневник;
- создавать и отправлять сообщения по электронной почте;
- использовать электронные подписи и визитки.
Тема 4. Работа с документами в табличном процессоре Exce (8 часов).
Теория – 0 часов.
Основные умения и навыки. Использование электронной таблицы как формы для ведения отчетности. Создание диаграмм в документах. Статистическая обработка данных.
Практика – 8 часов.
Пр. 1. Использование электронных таблиц как формы для ведения отчетности(2 часа).
Пр. 2. Создание диаграмм в табличном процессоре Excel (4 часа).
Пр. 3. Статистическая обработка данных (2 часа).
Учащийся должен уметь:
Вести отчетность с помощью электронных таблиц:
- формирование годового отчета;
- заполнение таблиц исходными данными и расчетными данными;
- копировать данные с одного листа на другой;
- производить статистические расчеты;
- строить и настраивать диаграммы, гистограммы, круговые диаграммы.
Тема 5. Создание презентаций в среде PowerPoint (5 часов).
Теория – 0 часов.
Практика – 5 часов.
Пр. 1. Создание презентаций при помощи Мастера Автосодержания (2 часа).
Пр. 2. Создание презентаций при помощи Шаблонов оформления(2 часа).
Пр. 3. Создание обучающей презентации(1 час).
Тема 6. Базы данных в офисе (25 часов) .
Теория – 5 часов.
Основные понятия. База данных, системы управления базами данных, структура реляционной базы данных, виды структур, объекты СУБД, работа с объектами СУБД, манипулирование данными в БД.
Создание и редактирование баз данных. Установка связей между таблицами. Создание и редактирование форм для ввода данных. Управляющие объекты на формах. Сортировка и фильтрация данных. Обработка данных с помощью запросов. Создание и редактирование отчетов. Учет документов в базе данных. Слияние полей базы данных с документами Word.
Практика – 20 часов.
ПР. 1. Создание баз данных (2 часа).
Пр. 2. Редактирование баз данных (2 часа).
Пр. 3. Установление связей между таблицами (1 час).
Пр. 4. Создание и редактирование формы для ввода данных (2 часа).
Пр. 5. Сортировка и фильтрация (1 час).
Пр. 6. Обработка данных с помощью запросов (4 часа).
Пр. 7. Создание и редактирование отчетов (2 часа).
Пр. 8. Учет документов в базе данных (4 часа).
Пр. 9. Слияние полей базы данных с документами Word (2 часа).
Учащийся должен знать:
- Понятие баз данных;
- Виды баз данных;
- Объекты Access;
- Способы сортировки и фильтрации данных.
Учащийся должен уметь:
- Создавать базы данных с помощью Конструктора и Мастера;
- создавать формы и отчеты;
- формировать запросы к базе данных;
- вести учет документов в базе данных.
Литература:
- Н.Макарова, Г. Николайчук, Ю.Титова. Компьютерное делопроизводство. Учебный курс. Изд. Питер, 2002.
- Андреева В.И. Образцы документов по делопроизводству, М., Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
- Васильев Д.В. Делопроизводство на компьютере. М., Стрикс, ПРИОР,1999.
- Кузнецова Т.В. Секретарское дело. М., Бизнес-школа, «Интел-Ситез», 1999.