Пояснительная записка
Математика возникла из практических потребностей человека, из опыта и все её понятия, как и понятия других наук, отражают, отображают определённые свойства, состояние, связи и т. д. Математическая наука используется сейчас во всех сферах человеческой деятельности, поэтому, преподавая математику, учитель не должен забывать, что ученик должен видеть за вычислениями и формальными преобразованиями, а также за геометрическими образами и математическими понятиями не только абстрактные символы, но и серьёзное реальное содержание, пусть даже в самой простой форме.
Актуальность. Для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьёзная общеобразовательная подготовка, включающая в качестве непременного компонента активные знания по математике. Наличие знаний не означает, что они являются активным запасом, что ученики способны применять их в различных конкретных ситуациях. Такая способность не появляется стихийно. Она формируется в процессе целесообразного педагогического воздействия. Подобный уровень математической подготовки достигается в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связи математики с окружающим миром, с современным производством. Процесс трудового обучения и воспитания учащихся в современных условиях немыслим без опоры на математические знания.
Современная математика склонна к идеалистическому направлению в обучении, а практическое направление остаётся в тени: отсутствует этап составления математических моделей. Обучение математическому языку, его основным диалектам – важнейшая цель математического образования.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4
Цель:
- Показать учащимся тесную связь математики с общественной практикой, с жизнью, их личным опытом.
- Создание у учащихся положительного образа математики.
- Закрепление и углубление знаний, умение применять их в различных ситуациях.
- Расширение кругозора учащихся, в том числе рассмотрены вопросы межпредметных связей.
Задачи:
- Важнейшей задачей является формирование математического аппарата для решения практических задач (моделей), смежных предметов окружающей реальности.
- Получение школьниками конкретных знаний для описания исследования разнообразных процессов, например, выбор оптимального варианта.
- Формирование у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Способы реализации. Возможность реализации поставленных целей и задач курса обусловлена тем, что:
- многочисленные математические закономерности, изучаемые в школе широко используются в конкретных производственных процессах;
- умения и навыки по математики, предусмотренные школьной программой, находят непосредственное применение в производительном труде.
Я из множества заданий выбрала небольшую часть задач по темам: задачи сельскохозяйственного производства, задачи на оптимизацию прокладки дорог, строительства, задачи на вычисление площадей, бухгалтерский учёт, расчёт калорийности питания, составление чтения диаграмм, задачи на проценты.
Занятия по данному курсу проводились на протяжении 2 лет, содержание немного менялось, дорабатывалось с учётом пожеланий учащихся, “нахождением” интересных практических задач. Данный курс возник не случайно: ко мне, как учителю математики, не раз обращались за помощью решить различные практические задачи. Например: разбить цветник в виде 6 лепестков в форме многоугольников вокруг памятника; рассчитать необходимое количество пиломатериала для ремонта пола в спортивном зале, вычислить количество бензина в резервуаре при сломанном счётчике и т. д. По отзывам учащихся, занятие на курсе им интересно, полезно и даёт возможность по- новому относиться к урокам математики.
Методы и формы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, постановка проблемы, исследовательский метод, метод математического моделирования. Применяемые формы групповой и индивидуальной работы с учащимися.
Ожидаемые результаты. Учащиеся могут применять приобретённые знания практической деятельности в повседневной жизни, понимать значимость изучаемого предмета в современном мире, понимать в какой степени необходимы математика в их будущей профессии. Учащиеся должны уметь применять математические знания на практике, как в бытовой жизни, так и в будущей своей профессии, иметь навыки исследования, написания отчёта по своей работе.
Учащиеся должны научиться работать в группе, уметь считаться с мнениями других, работать самостоятельно.
Критерии оценки, самооценки. Работа каждого ученика оценивается по баллам каждого занятия, при этом учитывается насколько заинтересовался ученик данной учебной деятельностью, его личностный рост, оценка при работе в группах другими учащимися, содержание и форма представленной творческой работы, уровень публичной защиты творческой работы. По окончании курса учащиеся получают удостоверение (см. Приложение 4).
Основная форма обучения – практическая деятельность учащихся, выполнение самостоятельных работ. Основная форма проведения – урок, практические занятия на земельном участке.
Курс рассчитан на 15 часов, состоит из 7 глав.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Лекция | Практика | ||||
1. | Учёт сельскохозяйственной продукции | 2 | 0,5 | 1,5 | групповая самостоятельная работа | расчёт посевной площади, необходимого кол-ва семян, базисной жирности молока |
2. | Необходимые строительные работы | 3 | 0,5 | 2,5 | групповая, индивидуальная работа | расчёт необходимого строительного материала, составление сметы |
3. | Что такое “правильное питание” | 1 | 0,2 | 0,8 | исследовательская работа | учится рассчитывать калорийность пищи, делать выводы о питание своей семьи |
4. | Измерительные работы на местности | 1 | - | 1 | практическая работа | учащиеся производят измерительные работы на местности, учатся чертить план участка |
5. | Простые и сложные банковские расчёты | 3 | 1 | 2 | практическая, самостоятельная работа | учатся вычислять по формулам простого и сложного расчёта |
6. | Задачи на сплавы и смеси | 2 | 0,5 | 1,5 | лабораторная работа | вычисление концентрации растворов и смесей |
7. | Семейная экономика | 2 | 0, 3 | 1,7 | исследовательская работа | составление и анализ бюджета семьи |
8. | Итоговый урок “Урок одной задачи” | 1 | - | - | конференция | выступление с творческими, зачётными уроками |
Содержание программы
- Учёт сельскохозяйственной продукции. Познакомить учащихся с расчётами необходимого посадочного материала на данную площадь. Что значит процент жирности молока и что такое базисная жирность. Учащиеся в группе рассчитывают необходимый урожай со школьного участка и с огорода для своей семьи.
- Строительные работы. Сформировать у учащихся понятие о смете. Учащиеся должны уметь составлять смету при строительных работах, уметь рассчитывать необходимое количество материала при строительстве, при ремонтных работах, иметь представление о профессии строителя.
- Что такое “правильное питание”. Познакомить учащихся с понятием “рацион питания”, калорийность питания, калорийность продуктов. Познакомить с профессией диетолога. Учащиеся должны уметь рассчитывать калорийность меню и правильно составлять меню с учётом затраченных калорий.
- Измерительные работы на местности. Познакомить с приборами: экер, астролябия, теодолит их назначениями. Научить учащихся пользоваться этими приборами. Сформировать понятие о профессии землеустроителя. Учащиеся должны уметь разбить участок любой формы: квадрат, прямоугольник, окружность, многоугольник. Уметь составит план участка.
- Простые и сложные “банковские расчёты. Познакомить учащихся с формулами расчета: простой и сложной. Сформировать понятие о процентной ставке. Учащиеся должны уметь вычислять процентные начисления. Учащиеся должны иметь представление о работе оператора-кассира.
- Задачи на сплавы и смеси. Познакомить учащихся с вычислениями концентрации растворов по формуле: , со старинным способом вычисления. Учащиеся должны уметь вычислять процентное содержание веществ в растворе по данным формулам.
- Семейная экономика. Сформировать у учащихся понятие о семейном бюджете, источники дохода, что такое МРОТ, социальная помощь, потребительская корзина. Познакомить с профессией социального работника.
- Учащиеся должны научиться планировать семейный бюджет
Итоговое занятие
Учащиеся должны подготовить выступление по интересной для него теме и уметь выступить с данной темой, уметь защитить своё решение.
Примерные задания по курсу представлены в приложении 1–4.
Список литературы для учителя
- Абаляев Р.Н. Сборник задач по арифметике с практическим содержанием. – М.: Учпедгиз, 1960. – 107с.
- Алимов А.Г. Алгебра 7-9. – М.: Просвещение, 2002. – 200с.
- Атанасян А.В. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 1998. – 335с.
- Барабанов О.О. Задачи на проценты кА кпроблема нормы словоупотребления. // Математика в школе – 2003. – №5. – С. 50–60.
- Дорофеев В.И. Математика – 6. – М.: Просвещение, 2000. – 280с.
- Журова Т., Зотова В. Расчеты на каждый день. // Математика – 2007. – №10. – С. 19–20.
- Кулакова В. От денег и процентов к себестоимости и прибыли. // Математика – 2007. – № 20. – С. 9–11.
- Преподавание математики в сельской школе // Колячин А.М.
- Программа математического образования. Н.О.№ 9, 2005.
- Петров В.А. Математические задачи из сельскохозяйственной практики. – М.: Просвещение, 1980. – 63с.
- Петров В.А. Преподавание математики в сельской школе. – М.: Просвещение, 1984. – 143с.
- Соломатин О.Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси. // Математика в школе – 1997. – № 1. – С. 12–14.
- Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики.