Урок физики в 8-м классе. Тема: "Электрическое поле"

Разделы: Физика


Тип урока: проблемно-развивающий

Цель урока: Создавать условия для:

  • формирование представлений об электрическом поле и его действии на тело; электрической силе и ее зависимости от расстояния между телами.
  • развития коммуникативной компетентности через умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • воспитания толерантности и сознательного отношения к учению.

Оборудование:

  • линейка деревянная,
  • стеклянная и эбонитовая палочка,
  • электростатические гильзы,
  • портреты Д. Максвелла, О. Кулона.

Технология урока: диалог.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах.

Методы обучения: словесные, практические.

Ход урок

1. Организационный момент (1 мин.)

Опыт: ложится на спинку стула линейка так, чтобы была в равновесии. Берется эбонитовая заряженная палочка и поносится к линейке, не прикасаясь ее. Линейка выходит из состояния покоя.

2. Актуализация знаний.

  • Как вы можете объяснить результаты опыта?
  • Почему линейка движется?

При изучении механики мы узнали, что действия одного тела на другое происходит непосредственно при взаимодействии тел, а в данном опыте не наблюдаем контакта, но наблюдаем движение.

  • Как же объяснить в этом случае взаимодействие тел?

Записываем опорные слова на доске сила, взаимодействие.

  • Можно предположить о существовании вокруг заряженного тела пространство с особыми свойствами. Возникла проблема, которую нужно решить.

Запись на доске слева (знак?).

Обозначим цели нашего урока (учащиеся формулируют цель урока, а учитель конкретизирует). Для разрешения проблемы показывается опыт. К спокойно висящей гильзе приближается заряженное тело эбонитовая палочка, а затем стеклянная при этом меняется расстояние между гильзой и заряженным телом. Результаты опыта анализируют учащиеся.

Запись на доске:

  • Отталкивание.
  • Притяжение.
  • От чего зависит сила, с которой электрические тела взаимодействуют?

Запись на доске. От расстояния.

  • Как взаимодействуют? (учащиеся делают вывод: чем ближе расстояние между телами, тем сильнее силы взаимодействия и наоборот).

Посмотрев и проанализировав опыты мы изучили, как происходит взаимодействие заряженных тел, а посредством чего это взаимодействие происходит, мы пока еще не знаем.

Учитель: изучением взаимодействия заряженных тел занимались многие ученые, но особый вклад внесли М. Фарадей и Д.Максвелл, О. Кулон. В результате чего было установлено, что всякое заряженное тело окружено особым свойством материи, которое называется электрическим полем.

Так что же это за пространство с особыми свойствами, посредствам которого осуществляется взаимодействие между заряженными телами?

Запись на доске. Электрическое поле.

 На доске появляется опорный конспект.

Работа с учебником, со справочной литературой (учащиеся дают определение электрического поля, особенности электрического поля).

3. Систематизация знаний.

Учитель: сегодня на уроке мы познакомились с особым видом материи, которая существует независимо от нас и наших знаний о нем. И это называется электрическим полем, которое существует вокруг заряженного тела и поле одного заряда действует на поле другого заряда с некоторой силой и эту силу называют электрической силой (работа с опорным конспектом).

Работа в группах, за одну минуту вы должны найти решение задачи, которое вам будет предложена.

  • К-1. Как, используя электрическое поле около заряженной палочки, заставить кусочек ваты парить в воздухе? Показать опыт и дать ему объяснение.
  • К-2. Показать действие электрического поля с помощью подручного материала и дать объяснение.
  • К-3. Во время проведения генеральной уборки в доме полированные поверхности, стекла, мы протираем сухой тряпкой из синтетической ткани, а окрашенные масляной краской - сырой? Почему мы по разному "относимся" к уборке?

А далее вам нужно оценить вашу работу на уроке. Предлагаются листки проверки знаний. Где вы должны ответить на вопросы. Затем вы дадите проверить ваши ответы товарищу по парте, где он уже выставит вам оценку.

4. Стадия рефлексии.

Лист для проверки знаний по теме: Электрическое поле

Фамилия, имя ученика:

Задания Ответ
1. Какие виды электрического заряда существуют?  
2. Электризация тел происходит при  
3. Источником электрического поля является:

а) только положительный электрический заряд;

б) только отрицательный электрический заряд;

в) всякое заряженное тело.

 
4. Силы, которые возникают между одноименными зарядами, называются силами  
5. Силы притяжения - это силы, которые возникают между  
6. Оценка  
7. Оценка учителю  

Лист проверил: ___________

Домашнее задание. Параграф 28. Задачи № 1208, 1209, 1210 из сборника задач по физике В.И. Лукашик.