Стихотворение как опорный конспект

Разделы: Химия


МЕТАН

Вот плита у вас в квартире,
В ней есть газ "цэ аш четыре".
Он относится к алканам,
Называется метаном.
Газ без цвета и горюч,
Но зато он не вонюч.
Придают ему запах гадкий
Меркаптановые добавки.
Он в воде не растворяется
И достаточно легким является.
Масса у него шестнадцать,
Значит, будет вверх подниматься.
Получают это топливо
Из газа природного.
И из нефти его извлекают,
Для хранения просто сжижают.
А сплавлением ацетата и щелочи
Получают в лаборатории.
О строении молекулы газа
Надо тоже поведать сразу.
Облака электронные углерода
Гибридизуются все немного.
Форма sp-3-гибрида -
Уникальная пирамида.
109 градусов угол валентный,
Это условие непременно.
Ноль сто пятьдесят четыре нанометра -
Длина связей этого объекта.
Он химически малоактивен,
Галогенам, например, не противен.
Вступая в реакции замещения,
Образует галогениды особого назначения.
Конденсацией с водным паром
Он дает водород с угаром.
Смесь, полученная сразу,
Называется синтез-газом.
Из него алкан любой
Получаем мы с тобой.
На этом кончился наш рассказ
Про метан - "парниковый" газ.

Чтобы ученик составил свой опорный конспект, ему можно предложить следующие вопросы, ответы на которые и станут основополагающими:

  1. Составьте молекулярную и структурную формулы метана.
  2. Дайте название класса углеводородов, к которому относится метан.
  3. Изобразите геометрическую форму молекулы метана и укажите тип гибридизации электронных облаков атома углерода.
  4. Изобразите электронное строение молекулы метана.
  5. Перечислите физические свойства этого углеводорода.
  6. Составьте уравнения реакций, в которые вступает метан.
  7. Составьте уравнения реакций, которые лежат в основе лабораторного и промышленного способов получения метана.
  8. Укажите области применения метана.

Как вы успели заметить, среди вопросов есть и такие, ответы на которые не содержатся в стихотворении. Этот факт позволяет вернуть ученика к материалу учебника и какую-то часть взять из него. Таким образом, ребенок адаптируется к новым условиям, а один источник знаний дополняет другой. Кроме того, он учится работать с разными формами повествования и может выбрать наиболее приемлемую для него. А ведь для творчески настроенных детей отход от стандартного изложения темы и возможность самому что-то преобразовать в данном вопросе является тем самым ключиком к повышению мотивации. Помимо этого, желание творить помогает им полнее раскрыться.

Десятилетний опыт преподавания в частной школе позволяет сделать вывод об интересе учащихся к такому виду работы. Многие ребята с удовольствием сами пишут стихи и даже готовят целые презентации пропущенных или понравившихся тем в курсе органической химии.

В заключение хочется сказать, что данное стихотворение я использую в своей работе уже 7 лет, за это время газовые плиты утратили свою актуальность. Похоже, что пора переписывать его первую строчку, например, "Вот труба на Украине..."