Презентация и план проведения занятия по теме "Международное гуманитарное право" с использованием ИКТ

Разделы: История и обществознание, Информатика, ОБЖ, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • Изучение сущности, источников и основных норм МГП.
  • Формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, делать выводы, интерпретировать материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, извлекать необходимую информацию.
  • Содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству, уважению и соблюдению норм МГП.

Оборудование:

  • компьютер,
  • медиапроектор,
  • экран,
  • раздаточный материал: ксерокопии учебных материалов для учащихся, источники (извлечения из Женевских конвенций),
  • клей,
  • ножницы,
  • бумага для плакатов,
  • иллюстрации с военной тематикой,
  • политическая карта мира.

Основные понятия:

  • международное гуманитарное право;
  • жертвы вооруженного конфликта;
  • международный и немеждународный вооруженные конфликты;
  • лица, непосредственно не участвующие в военных действиях;
  • лица, прекратившие принимать участие в военных действиях.

Структура занятия:

1. Мотивационная беседа. Ознакомление учащихся с целями изучения международного гуманитарного права и с планом уроков.

2. Изучение нового материала и продолжение работы над формированием учебных умений учащихся. Текущий контроль.

З. Рефлексия.

План изучения темы:

1. Жестокое лицо войны.

2. Источники международного гуманитарного права.

З. История ММК

4. Сущность международного гуманитарного права.

5. Нормы международного гуманитарного права:

5. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 этап МОТИВАЦИОННАЯ БЕСЕДА.

КАКОЕ СЛОВО СТРАШНОЕ "ВОЙНА"... ОНО ПОХОЖЕ НА КОСТЛЯВУЮ СТАРУХУ,

КОТОРАЯ НЕСЕТ И БОЛЬ, И СМЕРТЬ, СТРАДАНЬЯ, СЛЕЗЫ И РАЗЛУКУ.

Демонстрация начала видеофильма "Великая Отечественная война"

Приближаются памятные даты для нашего народа и для всего человечества в мае - День Великой Победы в Великой Отечественной войне, Потрясенное последствиями этих войн, в которые было втянуто более 4/5 человечества, международное сообщество прилагает серьезные усилия, чтобы не допустить развязывания новых войн. Однако вооруженные конфликты все еще остаются реальностью нашего времени. За последние 50 лет они разгорелись в Европе, Азии, Африке, Центральной и Южной Америке. Ежегодно в мире их происходит более 30. (Политическая карта мира).

- Приведите примеры конфликтов, известных вам.

Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями этих событий. "Человек" и "война", "жизнь" и "смерть", трудно совместить эти слова...

И все же есть понятия "право" и "война" являются совместимыми в рамках МГП, о котором на уроке пойдет речь.

Презентация.

Познакомить учащихся с целью и планом изучения темы. (Демонстрация - слайд).

2 этап ИСТОЧНИКИ МГП.

Во все исторические эпохи предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооруженными конфликтами. Еще в глубокой древности некоторые военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи со временем оформились, а нормы обычного права, которыми руководствовались противоборствующие стороны. В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако вплоть до второй половины ХIХ века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны. Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам.

Информация о МККК - сообщение учащегося.

На сегодняшний день к основным источникам международного гуманитарного права относятся четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г. (демонстрация - слайд с определением понятия "конвенция").

Конвенция - международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему (подписали, ратифицировали его).

Каждая из четырех Женевских конвенций включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв вооруженных конфликтов:

А) Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. - об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

Б) Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. - об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

В) Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. - об обращении с военнопленными;

Г) Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. - о защите гражданского населения во время войны. (На экране - слайд с названиями конвенций).

Принимая во внимание особенности вооруженных конфликтов, имевших место после 1949 г., содержание Женевских конвенций в 1977 г. было дополнено двумя дополнительными протоколами:

А) дополнительный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1);

Б) дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Протокол II (На экране - слайд с названиями протоколов).

- Как вы считаете, чем отличается международный вооруженный конфликт от немеждународного вооруженного конфликта? Приведите примеры.

На экране - определения:

Под международным вооруженным конфликтом (войной) понимается вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами.

В этом случае вступают в силу с самого начала военных действий нормы МГП четырех Женевских конвенций 1949 г. и дополнительного протокола i 1977 года.

Немеждународный вооруженный конфликт - это вооруженное противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами (повстанцами).

Норм, применимых к такому конфликту меньше, они излагаются в общей для всех четырех конвенций Женевских конвенций статье З и дополнительном протоколе II.

Еще раз обратить внимание учащихся на то, что международное соглашение только тогда имеет юридическую силу, когда государства присоединились к конвенциям и протоколам. Почти все страны мира являются участниками Женевских конвенций. СССР присоединился к Женевским конвенциям в 1954 г. и к дополнительным протоколам в 1989г. Россия стала правопреемницей СССР в отношении этих договоров. В соответствии с Конституцией РФ (часть 4 статьи 15) нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы.

3 этап СУЩНОСТЬ МГП.

Для выяснения сущности МГП познакомимся с определением. (На слайде-определение) Международное гуманитарное право является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

Задание: Из текста определения постарайтесь найти основные признаки МГП.

1) Является отраслью международного права.

2) Включает в себя совокупность правовых норм.

З) Основано на принципах гуманности.

4) Направлено на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

Вывод: МГП направлено на защиту "субъектов" и "объектов" в условиях вооруженного конфликта.

Что относится к "субъектам"?

А) Военнопленные - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта. (На экране - постепенно появляются определения).

Б) Гражданские лица - лица, не входящие в состав вооруженных сил.

В) Жертвы войны - раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.

Г) Лица, непосредственно не участвующие в военных действиях - гражданское население, медицинский персонал, духовный персонал.

д) Потерпевшие кораблекрушение - военнослужащие и гражданские лица, подвергающиеся опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, в условиях вооруженного конфликта.

К "объектам" вооруженного конфликта относятся:

А) Военный объект - объект, который в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия, и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которого при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество. (На экране - постепенно появл-ся опр.) Приведите примеры военных объектов.

Б) Гражданские объекты - все объекты, не являющиеся военными объектами. Приведите примеры гражданских объектов.

Сущность МГП заключается в том, что оно

1) устанавливает определенные правила поведения сторон, участвующих в вооруженном конфликте

2) ограничивает

3) обеспечивает защиту жертв войны

Учащиеся записывают определение МГП, его сущность в тетрадях.

4 этап НОРМЫ МГП.

Международное гуманитарное право призвано сделать войну более человечной, оградить людей от бессмысленной жестокости и чрезмерных страданий. Нормы МГП - это определенные правила при ведении военных действий. Давайте рассмотрим их.

Работа в группах (4 группы по 5 человек).

Перед каждым правилом, нормой - сюжет на экране, который по необходимости комментирует учитель, затем учащиеся обсуждают увиденное и услышанное, формулируют правило, подтверждают его выдержками из документов (работа с раздаточным материалом), затем проводится беседа:

1. Сформулируйте, пожалуйста, правило, которое у вас получилось.

2. Как это правило звучит в основных источниках? (Название источника - обязательно.)

А) Основные правила поведения сторон в вооруженном конфликте по отношению к жертвам войны

1. (На экране - сюжет). Военные действия могут осуществляться только против сражающегося противника.

2. (На экране - сюжет). С теми, кто прекратил воевать (ранеными, больными, военнопленными и т. д.) нужно обращаться гуманно. (Перед рассмотрением каждого правила - сюжет на экране).

3. Запрещены посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность. (Для учителя: Запрещаются всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, взятие заложников, посягательство на человеческое достоинство, осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения).

4. Милосердие к раненым и больным.

(Для учителя: Сторона в конфликте, во власти которой оказались раненые и больные, должна предоставить им медицинскую помощь, даже если они не принадлежат к стороне противника).

5. Медицинский персонал, санитарные учреждения, санитарный транспорт и оборудование не могут быть объектом нападения, их работе нельзя препятствовать.

б. Воюющие стороны должны уважать эмблемы красного креста и красного полумесяца, их неправильное использование недопустимо. (Использовать "слайд" и с неправильным использованием эмблемы).

Б) Правила ограничений в выборе средств и методов ведения военных действий

1. Запрещены виды оружия, которые причиняют людям чрезмерные страдания и ведут к большим людским потерям. (Для учителя. К запрещенным средствам относятся: пули со смещенным центром тяжести, пластиковые мины, противопехотные мины, яды, бактериологическое и токсинное оружие и т.д.)

2. Запрещено разрушение материальных ценностей, гибель окружающей среды.

З. Запрещено вероломство (например, симулирование сдачи в плен для последующего нападения),не допускаются военные хитрости (маскировка, ложные операции, дезинформация).

4. Участники военных действий обязаны следовать нормам МГП, вести войну по правилам.

В). дети и война

Самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети (вспомним трагедию в Белане), МГП предоставляет детям в условиях международного вооруженного конфликта защиту двух видов - общую и особую.

Общая защита детей

Дети как часть гражданского населения имеют право на гуманное обращение.

Запрещено посягательство на жизнь, жестокое обращение, взятие заложников, оскорбительное и унижающее обращение детей.

Особая защита детей:

  • дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны от последствий военных
  • действий и имеют право на заботу медицинскую и иную помощь (получение посылок с
  • продуктами питания, одеждой, обувью). При эвакуации фиксируется вся информация о
  • ребенке, что должно облегчить восстановление связи ребенка с родственниками.
  • детям до 15 лет, осиротевшим или разлученным со своими семьями, обеспечивается содержание, обучение и воспитание в духе тех культурных традиций, которые были в семье ребенка.

Ни гражданская принадлежность, ни гражданский статус ребенка не могут быть изменены оккупирующей стороной.

Не достигшие 18 лет не должны направляться на принудительные работы.

Запрещено зачисление в армию детей-добровольцев, не достигших 15 лет. Запрещено зачислять принудительно детей оккупирующей стороной в военные формирования или организации.

В случае ареста или задержания дети должны содержаться в помещениях, отдельных от помещений для взрослых.

Если ребенок совершил преступление, за которое предусмотрена смертная казнь, то смертный приговор не приводится в исполнение.

5 этап ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МГП.

За нарушение норм международного гуманитарного права наступает ответственность. Личная уголовная ответственность предусматривается за преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, нанесение ущерба здоровью лиц, пользующихся защитой МГП, принуждение служить в вооруженных силах противника, взятие заложников, незаконное перемещение гражданских лиц, вероломное использование эмблемы красного креста и красного полумесяца (когда это явилось причиной смерти, серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью).

То есть речь идет о военных преступлениях.

Примерами такой ответственности являются Нюрнбергский и Токийский процессы над главными военными преступниками. (Иллюстрация на экране).

С ноября 1945 г. по сентябрь 1946 г. в Нюрнберге перед Международным военным трибуналом предстали 24 подсудимых, по приговору 12 обвиняемых были приговорены к смертной казни, 9- к разным срокам заключения, З - оправданы.

В 1946- 1948 гг. состоялся суд Международного трибунала над японскими военными преступниками.

В 90-е гг. были учреждены два международных уголовных трибунала по бывшей Югославии и Руанде. Они уполномочены рассматривать дела о военных преступлениях, совершенных в рамках этих двух конкретных конфликтов.

В 1998 г. на Дипломатической конференции в Риме был принят Статус (устав) Постоянного международного уголовного суда, в компетенцию которого входит преследование и наказание лиц, совершивших военное преступление.

В большинстве случаев привлечение к ответственности лиц, совершивших военные преступления, осуществляют сами государства, подписавшие четыре Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. и взявшие на себя обязательство ввести в действие соответствующее законодательство.

Например, Уголовный кодекс РФ включает статью 356 "Применение запрещенных средств и методов войны", которая устанавливает уголовную ответственность за некоторые нарушения международного гуманитарного права.

Таким образом, МГП обеспечивает не только защиту тех, кто оказался в зоне военных действий, но и определяет меру ответственности виновным за разжигание войны, вооруженных конфликтов. Оно требует быть милосердными, гуманными к жертвам войны.

6 этап РЕФЛЕКСИЯ.

Человек и война... Жизнь и смерть...Надежда и страдание... Почему человек разумный убивает себе подобных?

К сожалению, так устроен наш противоречивый и хрупкий мир. Человечество считает вопрос войны и мира одной из важнейших глобальных проблем современности, а это уже вселяет уверенность в то, что когда-либо разум победит. И на этой оптимистичной ноте мы предлагаем вам выполнить творческую работу: "превратить ужасный лик войны в прекрасный образ мира", т.е. создать плакат "Миру - да! Нет - войне!". (Подсобный материал приготовлен заранее для каждой группы).

В конце урока - благодарность всем за участие, подведение итогов.

Ресурсы.

[1] СD-диск "От Кремля до Рейхстага" из серии Познавательная коллекция

[2] Сборник "Международное гуманитарное право"