Башкирский орнамент. Украшение одежды башкирским орнаментом. Урок по технологии

Разделы: Технология, Начальная школа


Цель: Научить детей украшать элементами башкирского орнамента сапожок, тюбетейку, фартук.

Задачи:

Обучающая:

  • Способствовать формированию представления о народном декоративно-прикладном искусстве Башкортостана.
  • Познакомить детей с элементами башкирского орнамента.

Развивающая:

  • Развивать воображение, мышление, творческие возможности детей.
  • Развивать интерес к предмету, познавательный интерес.
  • Развивать у детей навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику.

Воспитывающая:

  • Воспитывать эстетику и культуру труда, художественный вкус.
  • Аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами.
  • Воспитывать любовь к культуре Башкортостана, к традициям своего народа, интернациональные чувства к нашей многонациональной Родине.

Форма проведения: КТД (класс разделен на три команды)

Зрительный ряд: Дата, тему урока, портрет известного башкирского писателя Мустая Карима, основные термины, репродукции картин башкирских художников с изображением башкирского быта, пейзажей родного края, башкирского костюма, таблицы с образцами мотивов башкирского орнамента.

Литературный ряд: Сборник стихов Мустая Карима.

Музыкальный ряд: Фрагменты из произведения Рима Хасанова « Туманное утро», Юлдашева «Фантазии».

Оборудование:

  • Шаблоны (сапожок, тюбетейка, фартук), формат А4;
  • Ножницы;
  • Клей;
  • Цветная бумага.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться.

- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. Сегодня нам понадобятся:

а) клей;

б) ножницы;

в) цветная бумага;

- Скажите, пожалуйста, как надо правильно организовать своё рабочее место?

(Ответы детей).

2. Новый материал.

а) Вступительное слово учителя. (см. Приложение №1)

Башкирия моя! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай!
Мустай Карим.

- Так воспевал родной край известный башкирский писатель и поэт Мустай Карим.

- А сейчас я предлагаю вам послушать курай. Это самый древний и самобытный инструмент. До сих пор мы можем слышать его звучание даже в современных произведениях башкирских композиторов. Давайте послушаем два небольших музыкальных фрагмента.

(Звучит музыка).

- Не только композиторы воспевали красоту родного края, но и художники Башкортостана.

(Просмотр репродукций с изображением башкирского быта, пейзажей родного края, и т.д.)

(см. Приложение №2)

- Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда, предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством. Оно воплотилось в произведениях ткачества, вышивки, оформлении национального костюма и украшении жилища. Через всё это башкиры выражали отношение и к жизни и к обществу.(см. Приложение №3).

- Одним из самых популярных видов декоративно- прикладного искусства башкир является народный орнамент.

- Что такое орнамент?

(Ответы детей).

- Правильно. Орнамент - в переводе с латинского «орнамент» означает « украшение», «узоры».

- Ярко красочным орнаментом башкиры украшали одежду, обувь, жилище.

(Демонстрация картин с изображением предметов башкирского быта, башкирского костюма, т.д.) (Приложение №4)

- Давайте рассмотрим башкирский орнамент. В нём существует следующие ярко выраженные группы мотивов. (см. Приложение №5).

- Для него характерны геометрические и растительные элементы, а также криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур.

- В украшении жилищ важное место занимает и цвет.

- Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте?

(Белый, красный, желтый, синий, зелёный.)

- Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды.

- Давайте рассмотрим как же можно изготовить такие узоры. (см. Приложение №6)

(Показ учителя).

3. Самостоятельная работа учащихся.

- Ну и, наконец, можно перейти к занятиям по декоративной аппликации. Каждая команда получает свое задание.

1 команда - тюбетейка

2 команда- сапожок

3 команда – фартучек

4.Выставка работ.

5. Анализ работ.

6. Итог занятия.