Цель: Научить детей украшать элементами башкирского орнамента сапожок, тюбетейку, фартук.
Задачи:
Обучающая:
- Способствовать формированию представления о народном декоративно-прикладном искусстве Башкортостана.
- Познакомить детей с элементами башкирского орнамента.
Развивающая:
- Развивать воображение, мышление, творческие возможности детей.
- Развивать интерес к предмету, познавательный интерес.
- Развивать у детей навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику.
Воспитывающая:
- Воспитывать эстетику и культуру труда, художественный вкус.
- Аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами.
- Воспитывать любовь к культуре Башкортостана, к традициям своего народа, интернациональные чувства к нашей многонациональной Родине.
Форма проведения: КТД (класс разделен на три команды)
Зрительный ряд: Дата, тему урока, портрет известного башкирского писателя Мустая Карима, основные термины, репродукции картин башкирских художников с изображением башкирского быта, пейзажей родного края, башкирского костюма, таблицы с образцами мотивов башкирского орнамента.
Литературный ряд: Сборник стихов Мустая Карима.
Музыкальный ряд: Фрагменты из произведения Рима Хасанова « Туманное утро», Юлдашева «Фантазии».
Оборудование:
- Шаблоны (сапожок, тюбетейка, фартук), формат А4;
- Ножницы;
- Клей;
- Цветная бумага.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться.
- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. Сегодня нам понадобятся:
а) клей;
б) ножницы;
в) цветная бумага;
- Скажите, пожалуйста, как надо правильно организовать своё рабочее место?
(Ответы детей).
2. Новый материал.
а) Вступительное слово учителя. (см. Приложение №1)
Башкирия моя! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай!
Мустай Карим.
- Так воспевал родной край известный башкирский писатель и поэт Мустай Карим.
- А сейчас я предлагаю вам послушать курай. Это самый древний и самобытный инструмент. До сих пор мы можем слышать его звучание даже в современных произведениях башкирских композиторов. Давайте послушаем два небольших музыкальных фрагмента.
(Звучит музыка).
- Не только композиторы воспевали красоту родного края, но и художники Башкортостана.
(Просмотр репродукций с изображением башкирского быта, пейзажей родного края, и т.д.)
(см. Приложение №2)
- Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда, предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством. Оно воплотилось в произведениях ткачества, вышивки, оформлении национального костюма и украшении жилища. Через всё это башкиры выражали отношение и к жизни и к обществу.(см. Приложение №3).
- Одним из самых популярных видов декоративно- прикладного искусства башкир является народный орнамент.
- Что такое орнамент?
(Ответы детей).
- Правильно. Орнамент - в переводе с латинского «орнамент» означает « украшение», «узоры».
- Ярко красочным орнаментом башкиры украшали одежду, обувь, жилище.
(Демонстрация картин с изображением предметов башкирского быта, башкирского костюма, т.д.) (Приложение №4)
- Давайте рассмотрим башкирский орнамент. В нём существует следующие ярко выраженные группы мотивов. (см. Приложение №5).
- Для него характерны геометрические и растительные элементы, а также криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур.
- В украшении жилищ важное место занимает и цвет.
- Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте?
(Белый, красный, желтый, синий, зелёный.)
- Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды.
- Давайте рассмотрим как же можно изготовить такие узоры. (см. Приложение №6)
(Показ учителя).
3. Самостоятельная работа учащихся.
- Ну и, наконец, можно перейти к занятиям по декоративной аппликации. Каждая команда получает свое задание.
1 команда - тюбетейка
2 команда- сапожок
3 команда – фартучек
4.Выставка работ.
5. Анализ работ.
6. Итог занятия.