В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6-7 – летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными, из-за отсутствия, у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, у образовательных учреждений, у общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. На сегодняшний день в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни.
Цель нашей работы:
Помочь мальчикам и девочкам дошкольного возраста выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Это возможно при создании определенных условий: через погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми.
Для этого необходимо активизировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.
На начальном этапе работы нами был проведен углубленный анализ состояния здоровья девочек и мальчиков.
Распределение дошкольников по группам здоровья
Таблица 1
Группы здоровья |
дети |
мальчики |
девочки |
I |
4 % |
0% |
7,1 % |
II |
76 % |
81,8% |
71,5 % |
III |
20 % |
18,2 % |
21,4 % |
Хронические заболевания зафиксированы у 52% дошкольников, из них у мальчиков хронические заболевания встречаются в 1,5 раза больше, чем у девочек (мальчики - 63.6%, девочки – 42,8%). Чаще всего встречаются такие заболевания, как, хронический тонзиллит, ЧДБ, аллергия, мышечная дистания, бронхиальная астма.
Анализ организации двигательного режима детей дома, по анкетным данным, показал, что лишь 12,5% родителей постоянно занимаются физическим воспитанием своих детей, не систематическим - 62,5% и вообще не занимаются - 25%. Родители зачастую не могут оказать помощь ребёнку в овладении соответствующими возрасту двигательными навыками, так как 46,9% из них не знают возрастных требований к навыкам. Лишь 12,5% родителей постоянно занимаются закаливанием детей в домашних условиях, не систематически - 46,9%, а вообще не закаливают своих детей 40,6% опрошенных родителей. Анализ результатов анкетирования родителей позволил отметить, что, хотя большинство родителей имеет высшее образование, уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок.
Это обусловлено тем, что основная масса родителей не понимает самой сущности "здоровья", рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления детского организма видит лишь в лечебных и закаляющих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязи всех составляющих здоровья - физического, психического и социального. Поэтому необходимо знакомить родителей с ежедневной работой, которая проводится в детском саду по формированию здорового образа жизни у детей.
Вывод:
Всем известно, что самая большая ценность – это здоровье, но по статистике все меньше детей рождаются абсолютно здоровыми и чаще приобретают хронические заболевания в раннем возрасте. Возможно эта вина в ухудшении экологии, возможно в наследственности, а иногда родители зачастую бывают просто не компетентны в вопросах сохранении и укреплении здоровья ребенка и наша основная задача, помочь им в этом.
Нами были созданы оптимальные условия пребывания детей в детском саду, учитывая индивидуальные особенности детей разного пола, характер их заболеваний.
Работа по формированию у детей ориентации на здоровый образ жизни ведется по следующим направлениям: с детьми, родителями и специалистами.
Работа с детьми по данной теме многогранна, но основной формой является построение системы занятий познавательного цикла, через проектную деятельность. Ее особенностью является интеграция и взаимопроникновение разных разделов программы: физического и музыкального развития; театральной, игровой и изобразительной деятельности. Это позволяет осуществить сотрудничество специалистов при решении задачи по формированию здорового образа жизни у детей.
Цель занятий:
Формирование убеждений и привычек здорового образа жизни у детей разного пола в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Данная цель реализуется посредством следующих задач:
- Сформировать у детей общее представление о здоровье, как о ценности, расширять представления о состоянии собственного здоровья, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.
- Помочь детям в формировании привычек здорового образа, привитию стойких культурно - гигиенических навыков.
- Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, взаимосвязи здоровья и питания.
- Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья.
Для того, что бы определить влияние циклов познавательных занятий на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью, нами использовались опросы детей до и после проведения занятий.
Практика показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Полученные детьми на занятиях знания должны непременно подкрепляться в повседневной жизни. Немаловажен также положительный пример взрослых, окружающих детей и, в первую очередь родителей. Особое значение в пропаганде здорового образа жизни в дошкольных образовательных учреждениях придается наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывая семье практическую помощь. Важно ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектами, создавая радостную атмосферу совместного творчества.
Реализуя данную систему работы, нами получены следующие результаты:
При анализе детских анкет можно отметить, что 86% дошкольников считают себя абсолютно здоровыми. 6% детей ответили на данный вопрос отрицательно, так как знают свои хронические заболевания (аллергия, бронхиальная астма и др.), 8% - детских ответов имели ситуативный характер: «сегодня кашляю», «у меня сегодня насморк», «вчера болел живот». Все 100% детей хотят быть здоровыми, для того чтобы ходить в детский сад, гулять на улице, быть красивыми и веселыми, играть с другими детьми, посещать праздники и отмечать дни рождения. Ответы детей подтверждают достаточно устойчивые знания о пользе витаминов, витаминных чаев и продуктов питания для организма, занятия утренней гимнастикой, физкультурой и спортом, о профилактике заболеваний ушей, глаз, полости рта, носа. 100% детей отмечают, что болеть очень плохо, потому что при этом необходимо пить таблетки, лекарства, ходить по больницам, не ходить в детский сад.
Анализ анкетирования родителей показал следующее: 100% родителей на вопрос: «Стал ли ваш ребенок говорить о ценности своего здоровья» ответили положительно. На вопрос: «Беседуете ли вы со своим ребенком о пользе утренней гимнастики и закаливания, о соблюдении режима дня, о необходимости разнообразно питаться, об основных витаминах в продуктах питания, о средствах личной гигиены» только 73% родителей ответили «да», 27% -ответили «иногда». На вопрос: «Как часто рассказывает ваш ребенок дома о строении своего организма, о правилах ухода за зубами, ушами, носом; о профилактике травматизма и простудных заболеваниях 30% ответили «каждый день», 23% -«от случая к случаю», 47% - «1 раз в неделю». Все 100% родителей дали положительную оценку мероприятиям, проводимым в группе в рамках работы по формированию у детей ориентации на здоровый образ жизни.
Таким образом, специально организованная планомерная работа по данному направлению, способствует ориентации детей на здоровый образ жизни.
Приложение №1. Перспективный план по воспитанию сознательной установки на здоровый образ жизни и укреплению здоровья детей в старшей группе.
Приложение №2. Фотографии с праздников и мероприятий.