Цели: Показать детям многообразие русского языка. Воспитание любви к родному языку, прививать интерес к его изучению.
Оборудование: Лозунг «Люби, цени и знай русский язык». Картинки со словами: замок, замок, кружки, кружки. Шарики из цветной бумаги с буквами и др. демонстрационный материал.
Ход занятия
Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о словах русского языка, о том, какую роль играют слова в нашей жизни. Ребята, а вы знаете, какие бывают слова? Слова бывают разные, весёлые и грустные, маленькие и большие. Словом можно обидеть или похвалить.
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
Слова бывают разные-
То дельные, то праздные.
То честные, правдивые,
То льстивые, фальшивые.
Учитель: А есть вежливые слова. Назовите их.
Дети: Спасибо, здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, извините.
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным-
«С добрым утром!»
«Добрый вечер!»
«Доброй ночи!»- говорим
И живётся вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
Учитель: Сколько разных звуков в русском языке! В устной речи как вы знаете, складываются из звуков, которые на письме передаются особыми знаками. Как они называются?
Чёрные, кривые,
Встанут в ряд,
Заговорят! Кто такие?
Дети: Буквы!
Учитель: А вот ещё загадка:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
Дети: Алфавит.
Учитель: Почему в загадке говорится о 33 богатырях?
Дети: Потому, что в алфавите 33 буквы.
Учитель: Без букв вы не сможете написать или прочитать ни одного слова. Зная буквы, вы легко сможете общаться со своими друзьями, даже если они будут далеко от вас.
Давайте поиграем. Вот шарики. На каждом из них написана буква. Здесь и гласные и согласные.(а, о, е, т, ы, л, м, н, п, р, м)
Составьте из этих букв разные слова. (Село, сало, смена, сера, пора, нора, роса, пена, рота, сено, масло, море, лето, рано, темно, тепло, тесно, носы, леса, росла, мыло, мыла.)
Учитель: Какие волшебные буквы! Их только одиннадцать, а сколько разных слов из них получилось. Но волшебниками вы стали потому, что дружите с русским языком. А если не учиться, ничего не получится.
Вы хорошо составляли слова. Но вот Восклицательный Знак принёс мне странное письмо. Это письмо от Русского Языка. На карточках какие-то странные знаки. (карточки с условным обозначением букв) Прочитайте эти слова.
ПРИВ‘ЭТ! ЙА ВАС Л‘УБЛ‘У.
Учитель: Ребята! Мне попалось одно небольшое стихотворение. Помогите разобраться в нём.
Бросил шапку кверху Мишка:
Падай в шапку с ели шишка!
Шишка хлоп по голове-
Сразу шишек стало две!
Подумайте и скажите, почему шишек стало две? О каких шишках идёт речь?
Физкультминутка:
Руки в сторону поставим, (стоя ноги врозь, руки в стороны)
Правой - левую достанем, (поворот влево, хлопок ладонями)
А потом наоборот, (поворот вправо, хлопок ладонями)
Раз-хлопок, два - хлопок!
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре, (повороты с хлопками ладонями)
Плечи выше, руки шире! (поочерёдно в каждую сторону)
Опускаем плечи вниз,
И за парты все садись!
Учитель: А теперь слушайте следующее задание.
Ударный слог! Ударный слог!
Он назван так недаром…
Эй, невидимка – молоток,
Отметь его одним ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит!
Картинки со словами: замок, замок, кружки, кружки
Игра «Четвёртый лишний»
1) АЧУИ
2) ЩШЕЦ
3) ЛНТР
Игра «Узнай звук».
Назови слова, в которых первый звук мягкий.
мал -мял |
|
вёл -вол |
вёз -воз |
|
бил -был |
рад –ряд |
|
люк –лук |
Стихотворение: «Буква заблудилась»
Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться…
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме.
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами!(жук)Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном! (капель)Не известно, как случилось,
Только буква заблудилась…
На виду у детворы
Красят крысу маляры! (крышу)Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)
Игра «Озорные буквы»
Не давали буквам дела.
Им безделье надоело!
Надоело им скучать
И пошли озорничать!
«К» в карман
К монтёру-
Прыг!
А в кармане –
Ролики!
Из кармана в тот же миг
Выскочили ….(кролики)Как-то вздумали
Газели с буквой «Т»
Затеять игры,
И за это
Чуть не съели
Их безжалостные…(тигры)
Задания:
- Найдите ошибки и назовите правильные слова.
Фамолёт, маразин, варильки, мозлята. (самолёт, магазин, васильки, козлята) - Исключите из слова по одному звуку, что бы образовалось новое слово:
крот, плуг, гроза, шарф, корка. (рот, луг, роза, шар, кора) - А теперь добавьте к словам один звук, чтобы получилось новое слово:
точка (уточка), стол (столб), утки (сутки), лещ (клещ), лень (олень) - Похлопайте столько раз, сколько гласных звуков в слове:
барабан камыши
курица учительница
букварь класс
Молодцы, ребята! Вы проучились всего 4 месяца, но уже много узнали и многому научились. А впереди у вас ещё 10 лет учёбы. И всё это время вы будете изучать родной язык, потому что русский язык богат, многообразен и очень интересен!
Послушайте, как о словах написал поэт А. Шибаев.
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных - нету!
И всё, что может видеть глаз-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно - давно привычно нам,
Другое - незнакомо….
Язык и стар и вечно нов!
И это так прекрасно!
В огромном море- море слов-
Купаться ежечасно!