Цели и задачи:
- дать краткую энциклопедическую справку имён учащихся и родных;
- формировать начальные навыки исследовательской работы у младших школьников;
- развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям;
- воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.
Оборудование: компьютерное обеспечение, проектор, проекты учащихся.
Использованная литература:
- Кубановедение: Учебник для 3-4 классов/МирукМ.В., Ерёменко Е.Н. и др. – Краснодар, 2008.
- Кубановедение: Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям.3 класс – Краснодар, 2006.
- Сайт Интернета: Тайна имени – значение имени человека. names.neolove.ru
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Слайд 1
– У нас сегодня с вами, ребята необычный урок – урок-исследование. Исследование, которое провёл каждый из вас по-отдельности по изучении имён и группа ребят по изучению имён ребят нашей школы.
– Как вы думаете,может ли человек жить без иимени? Этот вопрос вызовет у вас только улыбку! А как же тогда различать людей? Как к ним обращаться? У многих народов, в том числе у русских, данное в детстве имя сохраняется за человеком всю жизнь. У каждого имени есть своя история происхождения.
Слайд 2
Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет не смысла, не значения?
Конечно, нет. И в именах есть тайны,
И таинство есть имянареченье.
И вот мы сами, силами своими
Осознаем в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
– Славянские имена самые старые из тех, что дошли до нас. И сейчас в ходу имена Святослав, Ярослав, Владимир, Людмила. Что они означают? На этот вопрос мы найдем ответ, вслушиваясь в звучание слова: Святослав – святая слава, Владимир – владеющий миром, Людмила – людям милая.
Во времена Древней и Московской Руси многие имена были прозвищами. Родился мальчик с черными волосами – назвали его Чернышем. Белокурую девочку – Беляной. Часто имя было связано с ростом и внешностью человека, его характером. (Мал, Глазко, Крик, Бессон, Молчан).
Иногда давали имена по названиям животных, растений: Волк, Заяц, Медведь, Трава, Ветка. Ученые предполагают, что они связаны с древними верованиями наших предков, которые обожествляли природу.
После принятия христианства на Руси стали давать имена из перечня святых, помещенных в церковном календаре.
II. Толкование имен.
Слайд 3
– А знаете ли вы почему ваши родители дали вам такое имя? Знаете ли его толкование?
Слайды 4-28
- Высказывания детей о том, почему их так назвали родители и повлияли ли знания значения имени на выбор имени?
- Выступление группы детей собиравших информацию о значении мужских и женских имен.
III. Пословицы.
Народная мудрость, пословицы и поговорки, не обошли стороной эту тему, не остались «безымянными».
– Какие пословицы и поговорки с именами знаете? (дети вспоминают пословицы и поговорки)
- Каждая Аленка хвалит свою буренку.
- Наш Андрей никому не злодей.
- На всякого Егорку есть поговорка.
- Проснулась Ульяна не поздно, не рано - все с работы идут, а она тут как тут.
IV. Стихи.
– Многие поэты посвящали стихи своим детям, в своих стихотворениях для детей рифмовали имена.
Слово представляется группе учащихся, которые сделали подборку стихотворений.(по ходу стихов идёт слайд)
АНАСТАСИЯ – воскресшая, возрожденная к жизни - древнегреческое; женская форма мужского имени Анастас.
Настенька, голубушка!
Выгляни в окно.
Там на небе солнышко
Вышло уж давно.
Там на небе пташечки
Малые поют.
Там на небе облачки
Синие плывут.
Там на небе радуга
Выгнулась дугой.
Настенька, голубушка!
Ты окно открой.
МИХАИЛ.
Мишенька-сыночек,
Словно огонечек,
Светлый и веселый,
Радует семью.
Утром просыпается –
Смехом заливается,
Вечером баюкает
Сестреночку свою.
АРТЕМИЙ – посвященный Артемиде, богине охоты и луны – древнегреческое.
Артемий скачет на коне,
Артемий скачет при луне,
В колчане – лук и стрелы,
Несется всадник смелый -
Такой приснился Теме сон…
Но в чем-то правдою был он!
НАТАЛЬЯ – рождество (родная) – латинское.
Праздник, праздник, Рождество!
Пусть случится волшебство,
Пусть сияет все огнями,
Пусть на елке со свечами
Засияет новый год,
Пусть он радость принесет!
Возле елки детвора
Скачет с самого утра.
Любят дети праздники -
Тихони и проказники.
Только кто там громче всех,
Чей такой веселый смех?
Это девочка Наташа,
Хохотушка наша!
Имя у Наташи значит
Рождество,
Значит, у Наташи
Двойное торжество!
СЕРГЕЙ – родовое римское имя.
Быстры-быстры ноженьки
У нашего Сереженьки.
Бежит он по дорожке,
Уже устал немножко,
А все ж бежит, старается,
И, в общем, получается!
Наш мальчик замечательный,
Очень примечательный –
Здоровый он и сильный,
И очень он спортивный!
ТАТЬЯНА – "устроительница", "учредительница" от имени легендарного сабинского царя Tatius – древнегреческое.
Таня, Танечка, Танюша
Любит про себя послушать.
Мы расскажем нашей Тане,
В честь кого ее назвали:
В честь сабинского царя
Называют все тебя!
Станешь ты у нас царицей –
Будем мы тобой гордиться!
ПОМОЩНИЦА.
У Танюши дел не мало,
У Танюши много дел –
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей,
Отворила двери кошке,
Помогла мяукать ей.
Вот у Тани сколько дела!
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
– Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу.
Я вам завтра помогу!
V. Исследование.
Слайд 29
– Инициативная группа ребят нашего класса провела исследование. Вот его результаты(выступают дети):
В нашей школе всего 517 детей, имен женских – 58, мужских 64.
Слайд 30
Самые редкие, т.е. с такими именами учатся по одному ребенку в школе:
Женские имена:
Марика | Карина | Алиса |
Моника | Лариса | Эльмира |
Вера | Элла | Сабина |
Жанна | Лиана | Сафина |
Мадина | Лина | Элеонора |
Слайд 31
Мужские имена:
Богдан | Малик | Матвей |
Григорий | Карен | Архип |
Святослав | Анатолий | Егор |
Тимофей | Георгий | Яков |
Альберт | Даниил | Эдуард |
Слайд 32
Самые популярные имена:
Женские | Мужские | ||
Имя | Количество детей | Имя | Количество детей |
Александра | 10 | Денис | 10 |
Ирина | 12 | Максим | 11 |
Мария | 12 | Алексей | 12 |
Екатерина | 15 | Иван | 14 |
Юлия | 16 | Дмитрий | 15 |
Елена | 17 | Сергей | 18 |
Дарья | 18 | Александр | 18 |
VI. Знаете ли вы, что…
Слайд 33
– Другая инициативная группа детей провела своё исследование и сегодня представляет вашему вниманию, ребята, интересные сведения, связанные с именами.
На Руси всех детей до крещения называли Богданами.
Полное имя Пабло Пикассо звучит так: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомукено Криспин Криспиано ла Сантисима Тринидат Руис Пикассо.
Кристины дочери Артура Пеппера, владельца одной из ливерпульских прачечных, продолжались ровно полдня, т.к. только инициалы девочки составили почти весь латинский алфавит. Ее назвали: Анна Берта Цицилия Диана Эмилия Фанни Гертруда Ипатия Инесса Жанна Катерина Луиза Мод Нора Офелия Пруденс Ребекка Сара Тереза Уиллис Венера Уинфрид Зена Пеппер. Для краткости девочку обычно зовут алфавит Пеппер.
В одной из школ Гонолулу училась дочь владельца местного ресторана, имя которой не помещалось в классном журнале. Оно состояло из 102 букв и звучало по- гавайски примерно так: Напуамахалаонаонаанекавехивехионакуахивеаненававакехоонка к ехаалекесаонанайнананиакекеоао гавайиикаванао, что значит: Многочисленные прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину и в ширину своим благоуханием.
Слайд 34
В некоторых районах Индии существует обычай особый, разрешения спора между родителями об имени новорождённого. Если отец предлагает одно имя, а мать- другое, то они зажигают две лампы. Чья лампа будет гореть дольше, тот и даст ребёнку имя.
У Вольтера было около 200 литературных псевдонимов и среди них псевдорусские имена Иван Альтов и Жан Плаков.
Двух одинаковых имён в племени Качанов (Северная Бирма) не бывает. Но когда рождаются близнецы, возникают трудности, так как по качинским поверьям близнецы – это один человек в двух лицах. Тогда в силу вступает специальный обряд: по достижении 9 лет близнецам предлагают три раза по очереди засунуть руку в кувшин с рисом. Одна из рисунок окрашена в красный цвет. Тот, кто достанет её, и будет носить имя. Другой же отныне будут звать просто «Второй».
VII. Итог работы.
Слайд 35
- Что узнали нового?
- Чему научились?
VIII. Домашнее задание.
Работа с текстом учебника «Кубановедение» – с. 48-49, сделать запись в альбом «моя родословная» о происхождении своего имени.
Презентация – Приложение 1.