Дидактические цели: Учить понимать прочитанное, выражать свою мысль, употреблять слова из словаря толерантных слов в речи. Учить культуре поведения. Привить любовь к чтению и книге, художественной литературе.
Воспитательные цели: Воспитывать любовь и уважения к родителям; доброе вежливое отношение к сверстникам; бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: фото витрина «Моя семья», выставка книг по данной теме, карточки с названиями сказок для «оживления», аудио проигрыватель, аудиозаписи с песнями из мультфильмов, воздушные шары для украшения зала, клубок ниток, записки с заданиями, высказывания по данной теме.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители, ученики и гости. Как хорошо, что мы собрались с вами сегодня вместе. У вас несомненно много неотложных дел, забот. Пусть все дела и заботы останутся за дверьми этого зала, мы сегодня вместе с детьми постараемся отдохнуть. Приглашаем всех на семейный праздник «Приходите всей семьёй», организованный совместно с центром «Семья», районной детской библиотекой и учениками 1 «А» класса СОШ №1. (Выступление психолога центра «Семья» о семейном чтении, о роли книги в воспитании детей).
Ведущий: 2008год объявлен в России годом семьи. Семья – основа основ общества. Чем крепче семья, тем крепче общество. А семья будет прочней тогда, когда между взрослыми и детьми возникнут общие интересы и увлечения, духовная близость.
Книга и библиотека – эта та часть духовного мира человека, чтение – вот что способно объединить людей разных поколений.
Участвуют 4 команды, состоящие из детей и взрослых. Ведущий объявляет конкурсы и объясняет правила игры. Каждая команда выбирает себе капитана, название команды. Можно создать команду болельщиков
Открывает праздник песня «В мире много сказок»
Ведущий: Что и говорить, каждый любит уютным вечером посидеть вместе с родителями и почитать книгу, поделиться прочитанным. Пусть сегодня взрослые вспомнят книги, которые читали в детстве, окунутся в атмосферу доброй мечты. Мы сегодня отправляемся в путешествие по Стране Сказок. А кто же нам укажет путь в эту всеми любимую страну? Какая сказочная героиня? Конечно, Баба-Яга. Она сказала, что даст нам вот этот волшебный клубок, который укажет дорогу, если мы назовём сказки, в которых она живёт. Какая команда последней назовёт сказку получит очко. Кто начнёт? (Ведущий бросает клубок. К какой команде подкатит клубок, та команда и начинает. Ответы могут быть такими: русская народная сказка «Баба-Яга», О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга», З. Александрова «Кузька» и другие ).
Ведущий: Вот беда, мой клубок, такой непоседа, выпрыгнул из рук прямо в колодец и сказал, что не вылезет оттуда, пока мы не вспомним и не споём ему песенку из мультфильмов. (Колодец – это стульчики, стоящие спинками друг к другу. А песенки могут быть такие: Ю. Энтин «Чунга-Чанга», С. Козлов «Облака», Н. Носов «Песенка про кузнечика», А. Тимофеевский «Песня Крокодила Гены», М. Пляцковский «Улыбка» и другие).
Ведущий: Дальше мы будем двигаться по Стране Сказок рядышком. Становится немного страшновато. Мы проходим через сказочный лес. Чтобы я чувствовала, что вы рядышком, поиграем в такую игру: я буду вам бросать клубок и задавать вопросы, а вы ловите и дружно отвечайте. Страшный герой перестаёт быть страшным, когда мы все о нём знаем.
- Я вижу Синюю бороду. Как от него избавиться?( Позвать братьев девушки)
- А теперь появилась старуха из сказки «Карлик нос», она нас может заколдовать. Что нужно сделать? (Найти траву).
- Вот Маленький Мук. Как помочь ему стать прежним? (Дать съесть чудесные ягоды).
- Этому кроту, ёжику, зайцу плохо в городе. Что нужно сделать? (Отнести их поближе к лесу, к ручью, к настоящей траве).
Ведущий: Наш клубок запутался, пока я его вам бросала. Он весь в узелках. Надо их развязать, а они такие.
-
Летит птица крылата
Без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьёт. (Стрела)
Из какой она сказки? (Русская народная сказка «Царевна-лягушка») -
Молод конь за морем бывал,
Спереди шильце,
Сзади вильце,
На груди белое полотенце. (Ласточка)
(Из какой сказки? Г. Х. Андерсен «Дюймовочка») -
В новой стене
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь)
Из какой сказки? («По-щучьему велению», «Лисичка-сестричка и серый волк») -
С ушами, да не слышит. (Ушат)
Из какой сказки? Да, из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе». Помните? «Погляди-ка ты в ушат,тараканы там кишат».
Ведущий: Все узелки распутали, пошли дальше. У меня в руках любимые сказки клубка. (На карточках написаны сказки, отдельные эпизоды из которых команды должны «оживить»: «Курочка ряба», «Репа», «Колобок», «Маша и Медведь» и другие). Пока команды готовятся я проведу игру со зрителями «Закончи рифму»:
-
Вместо шапки на ходу
Он надел ... (сковороду). -
Я ль на свете всех милее
Всех румяней и ... (белее). -
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом ... (клякса). -
И пришёл к Айболиту Барбос:
Меня курица клюнула ... (в нос). -
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого ... (петушка). -
Пошла муха на базар
И купила ... (самовар) -
Кот кататься не привык
Опрокинул ... (грузовик) -
И жених сыскался ей
Королевич ... (Елисей) -
Трусы и рубашка лежат на песке,
Никто не плывёт по опасной ... (реке) -
Я нашёл в канаве серого щенка,
Я ему на блюдце налил ... (молока)
После каждого эпизода жюри объявляет итоги, а в конце подсчитывает общее количество очков каждой команде. Победители получают призы.
Дополнительно:
Игра «Перевёртыши»: задания построены на переворачивании выражений с «головы» на «ноги». Меняем все слова на противоположные по значению, например:
Дедушка волка слегка ненавидел (ответ: Бабушка козлика очень любила)
- «Мышка в туфельках» («Кот в сапогах»)
- «Домашние гуси» («Дикие лебеди»)
- «Чёрный беретик» («Красная шапочка»)
- «Дарёная луна» («Краденое солнце»)
Дополнительный литературный «дуэт» по образцу: Айболит – Бармалей, то есть назвать героя того же произведения:
- Малыш (Карлсон)
- Незнайка (Знайка)
- Чебурашка (Крокодил Гена)
- Пьеро (Мальвина)
- Дядя Фёдор (кот Матроскин)
- Чиполлино (сеньор Помидор)
- Герда (Кай)
Буквенная мозаика. Каждой команде предлагается конверт с буквами, из которых необходимо составить имя сказочного героя. Кто быстрее – тот и победил. Составляются слова: Белоснежка,Дюймовочка, Снегурочка, Русалочка и другие.
Музыкальный конкурс:каждой команде предлагается послушать фрагмент из песни,которую исполняют сказочные герои. Задача – отгадать имя героя и сказку. Можно подпевать. (Использованы песни из мультфильмов про Винни Пуха, крокодила Гену, бременских музыкантов, Кота в сапогах и другие)
Воспитание в семье невозможно без участия книги. Она открывает ребёнку мир. Многообразие его становится понятнее, когда разобраться в нём помогают родители.