Дискуссионный клуб старшеклассников "Ровесник", как форма развития социально-образовательных компетенций обучающихся

Разделы: Внеклассная работа


Жизнь современной России проходит в условиях различных экономических и социальных перемен.

Сложившаяся ситуация в социуме диктует свои требования к жизнедеятельности современных школьников.

Чтобы соответствовать новой жизни, в российском образовании произошло смещение акцентов в подходе к образованию: со знаниевого на компетентностное.

Компетентностный подход наиболее полно отражает суть модернизации в сфере образования. Перед педагогами стоит непростая задача: достижение нового качества подготовки обучающихся за счёт развития их общих компетенций.

С одной стороны, компетенции – это цель образования. С другой стороны, компетенции-деятельностная составляющая полученного образования. Обучающиеся, каким-либо способом деятельности получают опыт интеграции различных результатов образования в социум : знаний, умений, навыков, ценностей, готовности использовать значения в незнакомой ситуации. Кстати, осваиваемые способы деятельности должны быть востребованы заказчиком, т. е. социумом.

Под компетенцией можно понимать и общую способность, и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на её успешное включение в трудовую деятельность.

Если в целом представить ядро общих компетенций, то оно состоит из адаптации, социализации, интеграции в социум, самореализации личности.

В ситуации динамичного социально – экономического развития страны, в анализе запросов местного сообщества, запросов обучающихся и изменившегося заказа государства появляются новые потребности в новых результатах образования. Эти потребности через идею развития компетенций обучающихся можно реализовать не только в учебном процессе на уроках, но и во внеурочное время, во внеклассной работе с обучающимися.

На мой взгляд, в клубной работе с детьми можно формировать и развивать их компетенции. Свое мнение я основываю на личном опыте, т.к. в течение нескольких лет являюсь руководителем дискуссионного клуба старшеклассников «Ровесник» в МОУ гимназии №4 Волгограда.

Почему мы выбирали именно клубную форму деятельности? Наверное, потому что мои старшеклассники «выросли» из кружковой работы, захотелось чего-то нового. Кроме того, клуб – это добровольное объединение детей, имеющих общие интересы, с целью общения, получения новых знаний, умений и навыков.

Главные принципы организации деятельности клуба такие же, как и у многих других. Например:

  • интересы и добровольность;
  • единство цели;
  • самоуправление;
  • совместная деятельность;
  • сочетание различных видов деятельности (познавательной, информационной, коммуникативной, рекреационной, практической, игровой);
  • личный комфорт и доброжелательность;
  • открытость системы деятельности.

Единственное условие для всех участников клуба – соблюдать принципы, правила, записанные в уставе клуба.

Работой клуба руководит совет, избранный на организационном собрании.

В совет клуба входят:

  1. президент – Филинов Андрей (11 А кл.);
  2. вице-президент – Шкинёв Павел (10 В кл.);
  3. ответственный секретарь – Шолохова Юлия (11 А кл.);
  4. руководители секций:
    • Бабкин Ярослав (11 В кл.);
    • Реймер Екатерина (11 А кл.);
    • Литвиненко Евгений (10 В кл.);
    • Мединцева Мария (11 В кл.);
    • Красюкова Юлия (11 Г кл.);
    • Брусенцова Анастасия (11В кл.).

Наш клуб имеет свою эмблему, которую разработал член творческой секции Волосовец Александр (11 Г кл.).

Девиз клуба : “Мыслю, следовательно, существую” (Рене Декарт). Из многих вариантов девиза, предложенных членами клуба, выбрали этот, так как, по мнению детей, именно он отражает цель работы клуба.

Разработана программа, в соответствии с которой клуб осуществляет свою деятельность. Самое активное участие в разработке программы принимали дети. В выборе тем, форм и способов реализации программы учитывались интересы ,желания всех участников. Мне только осталось свести всё воедино с учетом требований, предъявляемых к программам дополнительного образования .

Цель программы: формирование компетентной личности и ее самореализация в обществе.

Содержание программы направлено на решение основной задачи: формирование и развитие социально-образовательных компетенций обучающихся.

В программе пять разделов:

  • Россия и мировое сообщество.
  • Правовая культура молодежи.
  • Культура и спорт.
  • Религия, ее роль в современном мире.
  • Быть нужным людям (гражданская позиция молодежи)

Реализация программы рассчитана на три года.

Сложность в работе клуба заключается в том, что необходимо постоянно поддерживать интерес членов клуба.

С этой целью я стараюсь разнообразить формы и методы работы, чередуя теоретические занятия с практической деятельностью(работой индивидуально и в группах)

Частыми гостями на занятиях бывают специалисты разных сфер деятельности, имеющих богатый опыт(Гусева Т.В. – кандидат экономических наук. Никитин Ф.С. – кандидат юридических наук. Благославов Б. Н. – депутат Городской думы. Сеидов Андрей – актер молодежного театра и др.). Организую экскурсии, посещение выставок художников, прикладного искусства, спортивных соревнований; просмотр кино и видеофильмов, с дальнейшим их обсуждением.

Каждое занятие клуба несет в себе формирование и развитие компетенций обучающихся.

Перечень ключевых социально-образовательных компетенций определяется темой занятий, а также формами и методами его проведения.

С этих позиций компетенциями могут быть

  • ценностно-смысловая;
  • технологическая;
  • готовность к разрешению проблем;
  • учебно-познавательная;
  • общекультурная;
  • готовность к использованию информационных ресурсов;
  • коммуникативная;
  • готовность к социальному взаимодействию;
  • личностная (самосовершенствование)и другие.

Еще раз хочу акцентировать внимание на том, что совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в определенной области есть компетентность.

Компетентность обучающихся в области определенной компетенции определяются уровнем их достижений в этой области. Каким же образом на занятиях клуба я формирую и развиваю компетенции обучающихся? Приведу пример занятия клуба по теме: «Современная Россия и молодежь». Это был круглый стол, в котором участвовали члены клуба и гости из городов Черняховская и Калининграда, участники 24 Всероссийского форума интернационалистов.

В ходе дискуссии обсуждались вопросы, волнующие всех:

  • Современная Россия, какая она? Страна больших возможностей и надежд? Что думаете вы?
  • Каковы на ваш взгляд проблемы современной России?
  • Молодежь-основное население России. Представление о стране в большинстве случаев формируется, исходя из представлений о молодежи. Что вы скажете, каков ваш взгляд на данную проблему?
  • Какая она, современная молодежь? Что её волнует, каковы её интересы, стремления, проблемы? Поделитесь своими взглядами.
  • Ваш взгляд на будущее Росси и роль молодёжи в её развитии.

Тон в дискуссии задавали, разумеется члены клуба, но и гости не пасовали.

Это занятие показало готовность детей видеть проблему, обсуждать и решать её. В диалоге со сверстниками проявлялась коммуникативная компетенция , т.е. готовность получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге, публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям. Данное занятие способствовало также развитию учебно-познавательной компетенции. Это проявлялось в поиске и подборке интересных и мудрых высказываний о молодёжи, нравственности, смысле жизни, ценностях жизни, чести и достоинстве, добре и зле, долге; умении оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности и самосовершенствования.

Хочется привести ещё один пример. 11 декабря 2008 г. исполнилось бы 90 лет со дня рождения А. И. Солженицына. Творчеству этого интересного человека, писателя и публициста было посвящено занятие клуба. Тема занятия: Что дороже всего в мире? «Оказывается: сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильнее тебя, они были и будут, но пусть – не через тебя». А .И. Солженицын

Проводилось занятие в форме интеллектуальной игры «Дебаты».

Интеллектуальной игре предшествовала большая подготовительная работа: всего коллектива клуба, в малых группах, индивидуальная. В качестве гостей, а также участников дебатов были приглашены обучающиеся 9»Г» класса. Все дети подробно изучили творчество

А. И. Солженицына, просмотрели видеофильм «А. И. Солженицын», выпустили газету «Этот замечательный человек.»

Дискуссию провели по одному из произведений А. И. Солженицына «Матренин двор.» Участники дискуссии разделились на четыре группы:

  • «Матрена».
  • «Соседи и родственники».
  • «Кира и ее муж».
  • «Автор, Игнатич».

Каждая группа выступала от имени героев данного произведения. В качестве судей были приглашены работники библиотеки, учителя русского языка и литературы. Присутствовал также независимый эксперт.

Тайм-кипером была Семёнова Ольга (11 А кл) член клуба. Это занятие настолько увлекло всех участников,что приглашённые гости-ученики 9 Г класса выразили желание стать членами клуба.

При подготовке и проведении дискуссии я воочию убедилась в том, как от занятия к занятию совершенствуются мои клубники, приобретают новые знания, умения, навыки, а вместе с ними свои компетенции. Дети становятся более смелыми и уверенными в себе; развивают навыки критического мышления, анализа событий и действий, оценивают их последствия.

Неподдельный интерес и большую активность клубников вызвала работа по проблеме наркомании. Этой проблеме было посвящено несколько занятий как теоретических , так и практических. На первом занятии, которое проводилось в форме учебной лекции с элементами беседы, была обозначена проблема, её актуальность.

Затем, началась большая коллективная и индивидуальная работа обучающихся. Одни участвовали в сборе материалов по данной проблеме, другие проводили мониторинги в классах гимназии и среди жителей, проживающих на микроучастки гимназии, третьи собирали детские рисунки, выполненные обучающимися гимназии и самими клубниками. На одном из занятий просмотрели видеофильмы о наркотиках, наркомании; провели обсуждение увиденного. Определились с тем, какие беседы провести по вопросу профилактики наркомании. С беседами вышли в классы, затем подвели итоги проделанной работы. В рекреации третьего этажа оформили тематическую выставку рисунков.

Заключительным этапом в работе по данной проблеме стало занятие по теме:

«Наркомания – наша боль и беда». Занятие – дискуссия получилось очень бурным. На занятие были приглашены работники реабилитационного центра Ворошиловского района Волгограда. С ними пришли волонтеры. Это были молодые люди, прошедшие, по их мнению, «муки ада», а теперь сами активно участвующие в пропаганде здорового образа жизни. В работе клуба участвовали психолог, врач- нарколог, педагоги гимназии, представитель детской комнаты милиции.

Всех волновала проблема:

  • Наркомания – это боль или беда?
  • Наркомания – наша боль и беда?
  • Профилактика наркомании.

Сторонних наблюдателей, пассивных на занятии не было. Дети высказывали свой взгляд на проблему. Взрослые поддерживали мысли детей, говорили о практической стороне решения данной проблемы. Большой интерес вызвали выступления волонтеров. На своем примере они рассказывали о том, как пристрастились к наркотикам и как трудно было избавиться от них. Благодарили людей, которые помогли им в трудный момент, поверим в них. Очень убедительно звучали их слова, обращённые к детям: «Никогда не повторяйте наших ошибок, не испытывайте судьбу. Здоровый образ жизни – это главное в жизни. Не поддавайтесь на соблазны. Будьте сильными».

Вывод, сделанный в результате дискуссий: наркомания – это наша боль и беда. Завершилось занятие принятием обращения к гимназистам школы, текст которого был вывешен на доске объявлений.

Это занятие дало возможность совершенствованию умений и навыков, творческих возможностей обучающихся.

Не могу промолчать ещё об одном занятии клуба, на котором рассматривалась тема: «Стань красивой». И вновь, итоговому занятию предшествовала большая индивидуальная и групповая работа. Дети готовили рекламные ролики, презентации салонов красоты, фитнес - клубов, спортивных центров.

На занятие были приглашены модельер, парикмахер, участница конкурса «Мисс Волгограда» Новосёлова Татьяна (обучающаяся 11 «а» класса). Живо обсуждались рекламные ролики. С интересом просмотрели презентации салона красоты «Золушка», «Гламурный зайчик». В выступлении модельера был сделан акцент на молодёжную моду, что модно в 2009 году.

Ну, а парикмахер, выполнил свое дело: постриг одного мальчика и сделал модную прическу девочке. Восторгу присутствующих не было предела. Подводя итоги занятия, все были единогласны в том, что каждый должен быть красивым.

Это занятие способствовало развитию творчества, общекультурной компетенции обучающихся.

Нравится клубникам и такая форма работы, как подготовка и проведение бесед, интеллектуальных марафонов, конкурсов, викторин в младших классах гимназии.

Члены клуба по желанию выбирают темы для проведения практической работы с младшими школьникам. Например:

  • День единства.
  • Твои права. Кто тебя защищает.
  • Если хочешь быть здоров.
  • Наш любимый город.
  • Экологическое право в действии.
  • Как не любить нам эту землю.

Выход на аудиторию с просветительской целью даёт возможность членам клуба почувствовать себя «взрослыми»; приобрести первые навыки практической деятельности; показать свои знания, умения и навыки. Именно здесь проявляются такие компетенции как инициативность, готовность брать на себя ответственность, коммуникабельность.

На занятиях клуба я большое внимание уделяю развитию творческих способностей детей. Развитие творческих способностей происходит постепенно. Перед обучающимися просто возникает необходимость выступить перед аудиторией, высказать своё мнение по поставленной проблеме, осознать важность оценки ситуации, выступить от имени героя. Это требует ораторских, актерских, литературных, художественных способностей,. Естественно, что все члены клуба обладают этими способностями в разной степени, а некоторые считают, что подобные способности у них отсутствуют; поэтому возникающая мотивация способствует формированию творческих способностей обучающихся и их развитию в практической деятельности.

Каждое занятие – это так же работа, направленная на воспитание толерантности обучающихся.

Таким образом, все выше изложенное, на мой взгляд, несомненно способствует формированию и развитию социально- образовательных компетенций обучающихся в системе внеклассной работы.