Урок русского языка в 5-м классе: "Путешествие по городу Синтаксис и Пунктуация"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

  1. повторить основные сведения о синтаксисе и пунктуации;
  2. проверить умения определять структуру сложного предложения, находить обращения в речи;
  3. развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень;
  4. развитие связной речи учащихся;
  5. воспитывать эстетическое чувство.

Ход урока

СЛАЙД 1

1. Вступительное слово.

Здравствуйте, дорогие ребята, гости. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие по городу С. и П.

2. Сообщение целей и задач:

СЛАЙД 2

Совершая экскурсию по городу С. и П., мы с вами побываем на бульваре Теории, где вспомним основные правила, которые изучали в разделе. Далее отправимся на улицу Запятой, посетим проспект Двоеточия и свернем в переулок Тире, где закрепим навыки постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях. А затем мы побываем на площади Творчества.

3. Теоретическое повторение.

СЛАЙД 3

Итак, я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Но ворота города закрыты. А чтобы в него попасть, мы должны ответить на несколько вопросов:

– Что изучает синтаксис?

– Что изучает пунктуация?

Все верно. Вы рассказали мне, что изучают синтаксис и пунктуация. И нас приветствует волшебный город.

СЛАЙД 4

Мы с вами сразу попадаем на бульвар Теории. Этот бульвар непростой. Чтобы по нему пройти, нужно вспомнить несколько терминов.

Итак, открываем тетради и записываем число.

А какое нам предстоит выполнить задание, путешествуя по бульвару?

Вы должны записать термины, определения которых я буду читать.

  1. Как называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета. (Определение)
  2. Как называется главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? (Подлежащее)
  3. Как называются предложения, которые кроме главных членов имеют хотя бы один второстепенный? ( Распространенные)
  4. Как называются предложения, которые имеют две или более грамматических основ? (Сложные)
  5. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет? (Дополнение)
  6. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ ПРЕДМЕТ? ЧТО ТАКОЕ ПРЕДМЕТ? (Сказуемое)

СЛАЙД 5

А теперь выполним взаимопроверку. Для этого поменяемся тетрадями и, опираясь на контрольный листок, проверим работу вашего соседа по парте. (Приложение 1)

Сколько правильных ответов у вас получилось, столько баллов ставите в свой листок контроля.

Молодцы! Вы успешно справились с заданием, и мы смело можем двигаться дальше.

СЛАЙД 6

А теперь мы сворачиваем на улицу Запятой. Что же предстоит выполнить здесь?!

СЛАЙД 7

Сначала давайте вспомним все условия постановки запятой в простом и сложном предложениях.

СЛАЙД 8

Ну что ж, давайте закрепим правила постановки запятой.

Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены). Выпишите номера этих предложений.

  1. Не трещите морозы в заповедном бору.
  2. К утру мороз крепчал.
  3. Вылезайте муравьи после зимней спячки.
  4. Ночью ветер злится и стучит в окно.
  5. Серебристая дорога ты куда зовешь меня?

СЛАЙД 9

(Самопроверка). Ребята проверяют написанное в тетради и сравнивают с контрольным листком. Ставят себе балл.

СЛАЙД 10

Отлично! Следующее задание – схематический диктант. Не записывая предложений, постройте их схемы у себя в тетради.

  1. Метели по лесу полетели, и морозы усилились.
  2. Утром выпал снег, и все побелело.
  3. Зимою окна зачастую замерзали, но дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к замерзшим стеклам.
  4. Мороз трещит, и воет вьюга, и хлопья снега друг на друга ложатся.
  5. Ударили первые морозы, и скоро земля потонула в белой пелене метелей.

Итак, чтобы проверить ваши знания в составлении схем, поменяемся тетрадями со своим соседом и по контрольному листку проверим работы своих одноклассников а, полученные баллы поставим в листок контроля.

СЛАЙД 11

4. «Закодируйте предложение»

Переходим к следующему заданию – «Закодируйте предложение».

Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.

СЛАЙД 13

Пользуясь контрольным листком, вы можете проверить, как вы закодировали предложение. Если у вас нет ошибок, то можете в свой листок поставить 5 баллов, если 1-2 ош. – 4 б., 3-4 ош. – 3 б.

Молодцы! Вот мы и добрались до проспекта Двоеточия.

СЛАЙД 14

Но, чтобы насладиться красотой этого проспекта, мы с вами должны вспомнить, когда и где ставится двоеточие?

СЛАЙД 15

 А теперь закрепим правила постановки двоеточия. Для этого выполним такое задание – к каждому обобщающему слову или словосочетанию подберите несколько однородных членов.

СЛАЙД 16

  1. В стужу белка кормится осенними припасами: орехами, желудями, грибами.
  2. После летней разлуки прилетают в город галки, вороны и занимают зимние квартиры: карнизы, чердаки, крыши.
  3. Еще спят в своих теплых берлогах звери: медведи, барсуки.
  4. На зиму надо запасать корм для птиц: рябину, калину, зерна.

И с этим заданием вы справились хорошо.

Я думаю, вы немного устали. Чтобы снять напряжение с глаз и рук, мы выполним несложные упражнения.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА,

СЛАЙД 17

Теперь мы можем двигаться дальше. Следующий переулок, по которому мы совершим экскурсию – это переулок Тире. Здесь мы сначала вспомним правила постановки тире, а затем выполним несложные задания.

СЛАЙД 19

Итак, спишите предложения и расставьте недостающие знаки препинания.

  1. Февраль – месяц бескормицы для птиц.
  2. Декабрь – шапка для зимы.
  3. Месяц январь – зимы государь.

СЛАЙД 20

А теперь проверим, как вы выполнили это задание.

Отлично! Не забудьте поставить баллы, полученные за это задание.

СЛАЙД 21

Я надеюсь, вы поняли, как необходимы нам знаки препинания. Очень важно знать и уметь правильно расставлять их в предложениях, чтобы слушающий мог понять тебя, чтобы при общении с другом не было вопросов.

Мы с вами достигли площади творчества, где займемся написанием сочинения.

СЛАЙДЫ 22,23

В течение урока прозвучало столько красивых предложений, связанных с одним из любимых времен года поэтов и писателей. Вы догадались, что все предложения связаны с таким прекрасным временем года, как зима, а значит и мини-сочинение, которое вам предстоит сейчас написать, будет относиться к этому времени года.

Но сначала я хочу вам зачитать небольшой отрывок из рассказа Аксакова, чтобы вы могли увидеть, как писатель рисует картину зимы.

Я всегда удивлялся, как изменяет природу снег. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле. Наступали зимние сумерки, и белый мрак одевал землю.
Небеса рассыпались снежным пухом и наполнили все поразительной тишиной.
Я воротился домой и с наслаждением ходил по белым дорожкам сада. Засветились огоньки в избах, и бледные лучи легли поперек улицы. Предметы смешались и утонули в потемневшем воздухе. Когда высыпались снежные тучи, на землю падали только редкие снежинки.
(По С. Аксакову)

Как красиво описал Аксаков зимний пейзаж! Все сразу представили его перед собой.

А теперь вы, ребята, напишите небольшое сочинение по картине, которую вы видите перед собой. Можете воспользоваться стихотворной строкой. Через несколько минут мы прочитаем некоторые ваши работы.

Зачитывание работ.

Итог урока.

Итак, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

Пришло время оценить знания и выставить себе оценку за урок.

СЛАЙД 24

В конце урока я хотела бы вам задать вопросы.

Но ответы от вас я принимаю не в устной форме. Перед вами лежат веселые рожицы. Обведите ту рожицу, которая соответствует ответу на вопрос. (Приложение 2)

Понравился ли вам урок?

– Каким для вас он сегодня был?

– Как вы себя чувствовали на уроке?

Я думаю, что сегодняшний урок не прошел для вас даром. И вы еще раз убедились в том, как важны в русском языке знаки препинания. Надеюсь, вы не забудете наше путешествие по городу С. и П. и не станете нарушать правила пунктуации.

Для домашнего задания я хочу предложить написать небольшой рассказ на тему «Что будет, если знаки препинания исчезнут?»

Презентация – Приложение 3.