Цели и задачи:
- повторить основные сведения о синтаксисе и пунктуации;
- проверить умения определять структуру сложного предложения, находить обращения в речи;
- развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень;
- развитие связной речи учащихся;
- воспитывать эстетическое чувство.
Ход урока
СЛАЙД 1
1. Вступительное слово.
Здравствуйте, дорогие ребята, гости. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие по городу С. и П.
2. Сообщение целей и задач:
СЛАЙД 2
Совершая экскурсию по городу С. и П., мы с вами побываем на бульваре Теории, где вспомним основные правила, которые изучали в разделе. Далее отправимся на улицу Запятой, посетим проспект Двоеточия и свернем в переулок Тире, где закрепим навыки постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях. А затем мы побываем на площади Творчества.
3. Теоретическое повторение.
СЛАЙД 3
Итак, я приглашаю вас в увлекательное путешествие. Но ворота города закрыты. А чтобы в него попасть, мы должны ответить на несколько вопросов:
– Что изучает синтаксис?
– Что изучает пунктуация?
Все верно. Вы рассказали мне, что изучают синтаксис и пунктуация. И нас приветствует волшебный город.
СЛАЙД 4
Мы с вами сразу попадаем на бульвар Теории. Этот бульвар непростой. Чтобы по нему пройти, нужно вспомнить несколько терминов.
Итак, открываем тетради и записываем число.
А какое нам предстоит выполнить задание, путешествуя по бульвару?
Вы должны записать термины, определения которых я буду читать.
- Как называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета. (Определение)
- Как называется главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? (Подлежащее)
- Как называются предложения, которые кроме главных членов имеют хотя бы один второстепенный? ( Распространенные)
- Как называются предложения, которые имеют две или более грамматических основ? (Сложные)
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет? (Дополнение)
- Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ ПРЕДМЕТ? ЧТО ТАКОЕ ПРЕДМЕТ? (Сказуемое)
СЛАЙД 5
А теперь выполним взаимопроверку. Для этого поменяемся тетрадями и, опираясь на контрольный листок, проверим работу вашего соседа по парте. (Приложение 1)
Сколько правильных ответов у вас получилось, столько баллов ставите в свой листок контроля.
Молодцы! Вы успешно справились с заданием, и мы смело можем двигаться дальше.
СЛАЙД 6
А теперь мы сворачиваем на улицу Запятой. Что же предстоит выполнить здесь?!
СЛАЙД 7
Сначала давайте вспомним все условия постановки запятой в простом и сложном предложениях.
СЛАЙД 8
Ну что ж, давайте закрепим правила постановки запятой.
Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены). Выпишите номера этих предложений.
- Не трещите морозы в заповедном бору.
- К утру мороз крепчал.
- Вылезайте муравьи после зимней спячки.
- Ночью ветер злится и стучит в окно.
- Серебристая дорога ты куда зовешь меня?
СЛАЙД 9
(Самопроверка). Ребята проверяют написанное в тетради и сравнивают с контрольным листком. Ставят себе балл.
СЛАЙД 10
Отлично! Следующее задание – схематический диктант. Не записывая предложений, постройте их схемы у себя в тетради.
- Метели по лесу полетели, и морозы усилились.
- Утром выпал снег, и все побелело.
- Зимою окна зачастую замерзали, но дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к замерзшим стеклам.
- Мороз трещит, и воет вьюга, и хлопья снега друг на друга ложатся.
- Ударили первые морозы, и скоро земля потонула в белой пелене метелей.
Итак, чтобы проверить ваши знания в составлении схем, поменяемся тетрадями со своим соседом и по контрольному листку проверим работы своих одноклассников а, полученные баллы поставим в листок контроля.
СЛАЙД 11
4. «Закодируйте предложение»
Переходим к следующему заданию – «Закодируйте предложение».
Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.
СЛАЙД 13
Пользуясь контрольным листком, вы можете проверить, как вы закодировали предложение. Если у вас нет ошибок, то можете в свой листок поставить 5 баллов, если 1-2 ош. – 4 б., 3-4 ош. – 3 б.
Молодцы! Вот мы и добрались до проспекта Двоеточия.
СЛАЙД 14
Но, чтобы насладиться красотой этого проспекта, мы с вами должны вспомнить, когда и где ставится двоеточие?
СЛАЙД 15
А теперь закрепим правила постановки двоеточия. Для этого выполним такое задание – к каждому обобщающему слову или словосочетанию подберите несколько однородных членов.
СЛАЙД 16
- В стужу белка кормится осенними припасами: орехами, желудями, грибами.
- После летней разлуки прилетают в город галки, вороны и занимают зимние квартиры: карнизы, чердаки, крыши.
- Еще спят в своих теплых берлогах звери: медведи, барсуки.
- На зиму надо запасать корм для птиц: рябину, калину, зерна.
И с этим заданием вы справились хорошо.
Я думаю, вы немного устали. Чтобы снять напряжение с глаз и рук, мы выполним несложные упражнения.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА,
СЛАЙД 17
Теперь мы можем двигаться дальше. Следующий переулок, по которому мы совершим экскурсию – это переулок Тире. Здесь мы сначала вспомним правила постановки тире, а затем выполним несложные задания.
СЛАЙД 19
Итак, спишите предложения и расставьте недостающие знаки препинания.
- Февраль – месяц бескормицы для птиц.
- Декабрь – шапка для зимы.
- Месяц январь – зимы государь.
СЛАЙД 20
А теперь проверим, как вы выполнили это задание.
Отлично! Не забудьте поставить баллы, полученные за это задание.
СЛАЙД 21
Я надеюсь, вы поняли, как необходимы нам знаки препинания. Очень важно знать и уметь правильно расставлять их в предложениях, чтобы слушающий мог понять тебя, чтобы при общении с другом не было вопросов.
Мы с вами достигли площади творчества, где займемся написанием сочинения.
СЛАЙДЫ 22,23
В течение урока прозвучало столько красивых предложений, связанных с одним из любимых времен года поэтов и писателей. Вы догадались, что все предложения связаны с таким прекрасным временем года, как зима, а значит и мини-сочинение, которое вам предстоит сейчас написать, будет относиться к этому времени года.
Но сначала я хочу вам зачитать небольшой отрывок из рассказа Аксакова, чтобы вы могли увидеть, как писатель рисует картину зимы.
Я всегда удивлялся, как изменяет природу снег. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле. Наступали зимние сумерки, и белый мрак одевал землю.
Небеса рассыпались снежным пухом и наполнили все поразительной тишиной.
Я воротился домой и с наслаждением ходил по белым дорожкам сада. Засветились огоньки в избах, и бледные лучи легли поперек улицы. Предметы смешались и утонули в потемневшем воздухе. Когда высыпались снежные тучи, на землю падали только редкие снежинки.
(По С. Аксакову)
Как красиво описал Аксаков зимний пейзаж! Все сразу представили его перед собой.
А теперь вы, ребята, напишите небольшое сочинение по картине, которую вы видите перед собой. Можете воспользоваться стихотворной строкой. Через несколько минут мы прочитаем некоторые ваши работы.
Зачитывание работ.
Итог урока.
Итак, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке?
Пришло время оценить знания и выставить себе оценку за урок.
СЛАЙД 24
В конце урока я хотела бы вам задать вопросы.
Но ответы от вас я принимаю не в устной форме. Перед вами лежат веселые рожицы. Обведите ту рожицу, которая соответствует ответу на вопрос. (Приложение 2)
– Понравился ли вам урок?
– Каким для вас он сегодня был?
– Как вы себя чувствовали на уроке?
Я думаю, что сегодняшний урок не прошел для вас даром. И вы еще раз убедились в том, как важны в русском языке знаки препинания. Надеюсь, вы не забудете наше путешествие по городу С. и П. и не станете нарушать правила пунктуации.
Для домашнего задания я хочу предложить написать небольшой рассказ на тему «Что будет, если знаки препинания исчезнут?»
Презентация – Приложение 3.