Цели:
- Обобщить все знания, полученные в изучении темы «Кровь и кровообращение».
- Выделить особое место повторению терминов по данной теме, закрепить умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказанием первой медицинской помощи при различных видах кровотечения, значению сердца нашего организма, данных кардиологии, влиянию вредных веществ на сердечно-сосудистую систему.
Задачи:
- Продолжить формировать у учащихся умение анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации
Оборудование: муляжи сердца, таблицы по теме, микроскоп, карточки с биологическими заданиями, бинт, жгут, вата, перекись водорода, рисунок сердца.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
В течение нескольких уроков мы изучали строение органов кровообращения, их функции, знакомились с некоторыми заболеваниями, с гигиеническими навыками , учились грамотно оказывать первую медицинскую помощь. На сегодняшнем уроке мы проведем обобщение полученных знаний по теме «Кровь и кровообращение».
Урок проходит в виде урока – состязания.
Класс делится на 4 команды.
Задание 1. Разминка
(назвать термины, исходя из определений соответствующих понятий.)
Команда, ответившая правильно и раньше всех, зарабатывает очки в копилку команды.
- Основная транспортная система организма из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов.
- Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка.
- Форменные элементы крови, имеющие ядро, не содержащие гемоглобин.
- Плазма крови, лишенная фибриногена.
- Препарат готовых антител, образовавшихся в крови животного, которое раньше специально заражалось этим возбудителем.
- Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением качественного состава.
- Наследственный фактор (антиген), находящийся в эритроцитах. Впервые обнаружен у макак.
- Форменные элементы крови, необходимые для поддержания целостности сосудистой стенки.
- Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания, другие ткани или органы для пересадки.
- По каким кровеносным сосуда кровь течет из сердца.
- Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из нее форменных элементов.
- Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин.
- Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ.
- Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и их чужеродных тел.
- Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека.
- Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечению в результате не свертывания крови.
- Орган, где деформируются клетки крови.
- Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или органы для пересадки.
- Заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами, которые передаются от зараженного человека или животного- здоровому.
- По каким кровеносным сосудам кровь течет к сердцу.
Задание 2 . «А знаешь ли ты?»
Задания выдаются каждой команде.
- И.П.Павлов сказал «В организме имеется «чрезвычайная реакция» при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». О чем идет речь?
- Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –«одетые в белые халаты санитары нашего организма». Почему лейкоцитам дали такое название?
- Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.
- Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?
- В норме у человека сердце располагается чаще всего слева. Но иногда оно занимает правостороннее положение. Как это отражается на его работе?
- У человека общая протяженность всех сосудов около 100 тыс. километров. 7-10 литров крови для их заполнения явно недостаточно. Как организм обеспечивает снабжение кровью всех органов и тканей?
- В одной книге по физиологии было сказано: « В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание». О чем идет речь?
- Можно ли вводить в кровь больного не все, а только те или иные необходимые ему составные части крови.
Задание 3. «Отгадай»
- В сосуде водица, ею нельзя напиться. (Кровь)
- В какую сеть нельзя поймать рыбу? (Капиллярную)
- Оно много меньше нас, а работает всяк час. (Сердце)
- Кто целый век в клетке? (Сердце)
Задания исследовательского характера 4. «Круг знаний».
Работа для команды 1
Тема: Микроскопическое строение крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
Цель: Дать представление о строении клеточных элементов крови у человека и лягушки.
Ход работы:
- Изучить при большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найти эритроциты, обратить внимание на их окраску, форму, строение.
- Изучить микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на размер и форму эритроцитов.
Объяснить, почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки.
Работа для команды 2.
Тема: Первая помощь при кровотечениях.
Цель: Умение оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.
Ход работы:
Остановка артериального кровотечения.
- Назвать характерные признаки артериального кровотечения.
- Обозначить на кисти «пострадавшего» мелком место условного повреждения и кровотечения. Вскрыть индивидуальный перевязочный пакет. Не прикасаясь к внутренней части марлевой повязки, приложить ее к раненой поверхности и наложить давящую повязку.
Работа для команды 3.
Тема: Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.
Цель: Научиться посчитывать пульс, доказать, что его частота зависит от положение тела и нагрузки на организм.
Ход работы:
- Ответить: Что такое пульс, где его можно обнаружить?
- Отыскать пульс на лучевой артерии.
- Подсчитать число ударов пульса за 1 минуту.
а) В положении сидя
б) В положении стоя
в) После 10 приседаний
Сравнить результаты, сделать вывод о работе сердца в покое и при нагрузке.
Работа для команды 4.
Тема: Первая помощь при кровотечениях.
Цель: Умение оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.
Ход работы:
Остановка артериального кровотечения (из лучевой артерии)
- Назвать характерные признаки артериального течения.
- Обозначить место условного ранения предплечья с повреждением лучевой артерии (передняя поверхность предплечья со стороны большого пальца). Освободить предплечья от одежды. Выше места условного ранения положить мягкую ткань, а поверх его резиновый жгут. Завязать жгут узлом и стянуть деревянной палочкой-закруткой, к которой прикрепить листок бумаги с указанием времени наложения жгута. На раненую поверхность положить стерильную марлевую повязку и забинтовать.
Задание 5. «Гонка за лидером»
- Где кроме сердца есть полулунные клапаны? (В венах)
- Кто сказал сердце можно лечить только сердцем? (Русский художник И.И. Левитан)
- Почему белеют отмороженные уши и нос? (При охлаждении кровеносные сосуды сжимаются)
- Каким ученым было впервые предложено, что сердце – двигатель крови и система кровообращения замкнутая? (Английский ученый Гарвей Уильям)
- Почему опасно повреждение крупных вен?
- Внутренняя среда организма состоит из…
- Какие функции выполняет кровь?
- Какую группу крови будут иметь дети родителей, у которых первая группа крови?
- Какая фамилия ученого, открывшего явление фагоцитоза?
Подведение итогов урока
Учет проверки знаний учащихся групп.
№ команды |
Задания |
Общая сумма баллов |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Литература.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975.
- Мортазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1989.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972.
- Захлебный А.Н. Человек и природная среда. Книга для чтения учащихся. -М.: Просвещение, 1994.
- Драгомилов А.Г. Биология. Человек. - М.: Вента-Граф,2006.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.- М.: Просвещение, 1991.
- Зверев И.Д. Развитие интересов учащихся к изучению организма человека. - М.: Просвещение, 1991.
- Каменский А.А. Биология. 1000 вопросов и ответов. - М., Книжный дом. Университет, 1999.