Мониторинг образовательных достижений учащихся 2-х классов по иностранному языку

Разделы: Начальная школа


Раннее обучение иностранным языкам: массовое увлечение или реальный шаг к развитию личности ребенка? Действительно ли младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка? Какие методы и приемы обучения являются наиболее оптимальными? Что влияет на результативность обучения?

Творческая группа педагогов Усть-Кутского района «Психолого-педагогическое сопровождение изучения иностранного языка на первой ступени обучения» старалась найти ответы на эти вопросы в 2007-2008 учебном году. В состав группы вошли учителя иностранного языка, психологи, учителя начальных классов. Руководитель: Кулакова И.Ю., учитель иностранного языка высшей квалификационной категории.

Одной из задач группы является мониторинг и анализ образовательных достижений учащихся. Вашему вниманию представлена контрольная работа для учащихся 2 классов общеобразовательных учреждений по английскому языку, инструкция по проведению, анализ учебных достижений учащихся 2-х классов по иностранному языку в 2007-2008 учебном году (города Усть-Кута и Усть-Кутского района).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Фамилия ___________________ Имя ___________________

Класс ___________________ МОУ СОШ № ___________________

  1. Чтобы позвонить другу, нужно знать номер телефона. Послушай внимательно и запиши цифрами номер телефона английского школьника Тома. Если затрудняешься, поставь прочерк. ___________________
  2. Игра «Согласен или нет?» ___________________
  3. Незнайка перепутал все буквы. Помоги ему найти пару. Соедини стрелкой.
    F C H O W B L
    b w l c h o f
  4. Какое слово спряталось? Найди и подчеркни его.
    SXCATWE, PYRZOOK, LNDOGVBS
  5. Ты знаешь, что имена пишутся с заглавной буквы. Исправь ошибку. Напиши слова с заглавной буквы.
    tom – ___________________
    nick – ___________________
    mary – ___________________
  6. Ты принимаешь участие в конкурсе «Я знаю алфавит!». Впиши недостающие буквы в пропуски.
    Aa B___Cc___d Ee F___ Gg Hh
    I___ Jj ___k Ll M___N____Oo ___p
    Qq R___Ss T___ Uu V___ Ww X___Yy Z___.
  7. * Расшифруй письмо и ты узнаешь, что любит Карлсон. (Цифры соответствуют буквам английского алфавита). Запиши предложение и переведи его на русский язык.
    9 12,9,11,5 3,1,11,5,19. ___________________

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТЫ

1. Раздать бланки с работой каждому ученику. Подписать фамилию, имя, класс, номер школы.

2. Задания 1, 2 проверяют навыки аудирования.

Мотивировка задания и инструкция по выполнению задания 1.

Для учащихся: Чтобы позвонить другу, нужно знать номер телефона. Послушай внимательно и запиши цифрами номер телефона английского школьника Тома. Если затрудняешься, поставь прочерк.

Для учителей: Учитель называет каждую цифру 2 раза, учащиеся прослушивают и записывают в строку. Например, учитель произносит цифру «семь» 2 раза, дети записывают, затем учитель называет следующую цифру и т.д. Ответ дети вносят в бланк, в котором есть такая строка: 1. ___________________

Цифры, которые называет учитель: seven, one, three, nine, five, two.

3. Мотивировка задания и инструкция по выполнению задания 2.

Для учащихся: Давай поиграем в игру «Согласен или нет». Я покажу вам цветные флажки и назову цвет. Если вы согласны поставьте знак «+», нет – знак «-» . Внимание, начинаем игру!

Для учителей: Учитель показывает детям 1 флажок и называет цвет (2 раза), учащиеся прослушивают и записывают ответы в строку. Учитель называет цвет правильно, в соответствии с тем который показывает под № 1, 3, 4. Например, показывает черный флажок и произносит слово «черный».

Учитель называет цвет неверно под № 2, 5. Например, показывает синий флажок и при этом говорит слово «красный».

Ответ дети вносят в бланк, в котором есть такая строка: 2. ___________________

Названия цветов, которые произносит учитель: 1) black; 2) red; 3) yellow; 4) green; 5) blue.

Если в наличии нет цветных флажков, замените материалом, который есть в наличии (шары, мячи, геометрические фигуры и др.)

4. Задания 3-6 – обязательные для выполнения, 7 - дополнительное задание.

Следует объяснить учащимся, что к дополнительному заданию можно приступить только после выполнения всех обязательных заданий.

Задание 7 предназначено для детей, имеющих повышенный интерес к предмету.

Каждая буква в задании № 7 соответствует букве алфавита. Например, 1 – это буква А, 2 – буква В, 3 – С и т.д.

5. Оценка успешности выполненной работы:

Максимальное количество баллов – 36

За каждый правильный ответ – 1 балл (задание 1 – 6 баллов, 2 – 5 баллов, 3 – 6, 4 – 3, 5 – 3, 6 – 13 баллов). Дополнительное задание не влияет на оценку за работу (оцениваются баллами задания 1-6 включительно, кроме задания 7). Если задание 7 выполнено правильно, следует поставить ребенку отдельную оценку за это задание и похвалить его.

Нормы оценок:

  • 0-10 баллов – «2» (неудовлетворительно)
  • 11-25 баллов – «3» (удовлетворительно)
  • 25-33 баллов – «4» (хорошо)
  • 34-36 баллов – «5» (отлично)

6. Проведите анализ работы. (Бланк для анализа выполненных работ прилагается). 

МОНИТОРИНГ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Дата проведения ___________________

МОУ СОШ № ___________________

Количество 2-х классов ___________________

Количество учащихся по списку, изучающих английский язык ___________________

Количество учащихся выполнявших работу (английский язык) ___________________

% выполнения работы (английский язык) :___________________

% качества (английский язык): ___________________

% выполнения дополнительного задания (английский язык): ___________________

ФИО учителя Количество учащихся % выполнения % качества Примечание
           
           

Укажите типичные ошибки.

Задание 1 ___________________

Задание 2 ___________________

Задание 3 ___________________

Задание 4 ___________________

Задание 5 ___________________

Задание 6 ___________________

Задание 7 ___________________

Просим Вас предоставить несколько работ учащихся разного уровня выполнения.

Директор ОУ ______________________ (Ф.И.О., подпись)

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 2007-2008 УЧЕБНЫЙ ГОД 

Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на развитие личности маленького ученика и его способностей к общению, познанию, творчеству.

Прежде чем начинать обучать ребенка иностранному языку, следует выяснить, готов ли он психологически к усвоению этого предмета. В свое время Л.Н.Толстой писал: "Учите детей только тогда, когда их психика готова к обучению". Поэтому точно определить возраст, с которого всех детей можно начинать обучать иностранному языку, не представляется возможным, так как психологические предпосылки для его усвоения у разных детей формируются по-разному. Говорить о готовности ребенка к усвоению иностранного языка можно тогда, когда у него сформировано сознательное восприятие, устойчивое внимание, память, основы логического мышления, навыки самоконтроля. Сюда же можно отнести навыки коммуникации: умение внимательно слушать и слышать, понимать и принимать учебную задачу, отвечать на вопросы по ходу учебной работы.

В 2007-2008 учебном году в начальной школе введен учебный предмет «иностранный язык». Новый базисный учебный план предусматривает обязательное изучение иностранного языка со 2 по 4 класс при 2-х часах в неделю.

Успешное начало обучения иностранному языку способствует высокой мотивации учения. Любовь к предмету у детей младшего школьного возраста тесно связана с ощущением радости, психологического комфорта, потребности и готовности к общению, которое создает учитель на уроке. Процесс обучения иностранному языку в начальной школе осуществляют 22 педагога города и района. Все учителя имеют педагогическое образование: высшее – 18 человек, средне-специальное – 4. По уровню квалификации: высшую квалификационную категорию имеют 3 человека, первую – 12, вторую – 7 учителей.

16.03.2008 г. была проведена контрольная работа по английскому языку во 2-х классах образовательных учреждений.

Цель контрольной работы состояла в определении уровня образовательных достижений учащихся 2-х классов по иностранным языкам. В настоящее время под образовательными достижениями понимается:

  • Освоение предметных знаний и умений;
  • Умение применять эти знания на практике;
  • Сформированность общеучебных умений;
  • Овладение междисциплинарными умениями:
    коммуникативными умениями (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать прочитанный текст);
    умениями работать с информацией, представленной в различном виде;
  • Сформированность познавательных интересов;
  • Умение использовать свои знания в нестандартной ситуации;
  • Овладение информационными технологиями.
  • Умения сотрудничать и работать в группах.
  • Умение решать творческие задачи и др.

В соответствии с минимальными требованиями к уровню подготовки выпускников начальной школы по иностранному языку, обозначенными в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по иностранным языкам в области аудирования, чтения и письма, в ходе мониторинга 2007-2008 учебного года проверялись следующие умения:

  • уметь понимать на слух названия цветов, числительных первого десятка с опорой и без опоры на зрительную наглядность;
  • уметь читать и понимать простые слова и предложения, доступные по содержанию и языковому материалу;
  • уметь писать буквы алфавита без опоры на образец.

Содержание контрольной работы определялось следующими документами:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования по иностранному языку // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы / Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ. Астрель, 2004.
  2. Примерные программы по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы / Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ. Астрель, 2004.

При составлении работы учитывалось также, что в обучении второклассников использовались следующие предложенные Министерством Образования Российской Федерации УМК:

  1. УМК для 2-4 классов “Enjoy English” (авторы: М.З. Биболетова и др.);
  2. УМК для 2 класса по английскому языку “Milli” (авторы: С.И. Азарова и др.);
  3. УМК для 2 класса по английскому языку “Enjoy English” (авторы: И.Н. Верещагина и др.)

На выполнение контрольной работы, включая организационную часть, отводится 40 минут. Каждый ученик получает текст контрольной работы, в котором отмечает или записывает свои ответы на задания. Для учителя и ученика разработана подробная инструкция по проведению и выполнению работы.

Перед началом работы учитель знакомит учащихся с инструкцией по выполнению контрольной работы. Сначала учащиеся слушают задания и выполняют «Аудирование». Тексты для аудирования предъявляются дважды в исполнении преподавателя. Данный раздел общий для всех учащихся. Затем школьники работают в индивидуальном темпе над проверочной работой.

Максимальное количество баллов за выполнение заданий проверочной работы – 36.

В 2007-2008 учебном году в мониторинге образовательных достижений учащихся 2 классов по иностранным языкам принимали участие 13 образовательных учреждений г. Усть-Кута и Усть-Кутского района. Не приняли участие МОУ СОШ №3, п. Подымахино из-за перегрузки учителя-совместителя; и п. Ния по причине болезни учителя.

503 обучающихся выполняли работу. Уровень обученности составляет – 99.8%, качество – 93.3 %.

Исходя из критериев оценки работы и определения уровня достижений учащихся, выявлено, что

  • 0.4% учащихся имеют недопустимый уровень обученности.
  • 6.3% учащихся – низкий уровень, что требует значительной и серьезной работы со стороны педагогов для устранения пробелов в знаниях учащихся.
  • 93.3% по итогам работы имеют оптимальный уровень достижений.

Безусловно, субъективный характер проверки сказался на полученных результатах. Например, в 3 задании максимальный балл - 6 баллов, в ряде работ данное задание педагог оценил в 7 баллов. В задании №6 «Я знаю алфавит» (английский язык) дети записали ошибочно вместо строчной буквы i заглавную букву L, и учитель не засчитал ошибку, несмотря на то, что буквы следуют в алфавитном порядке. В работах детей допущены множественные исправления.

Думается, что в будущем при проверке заданий учителя должны более объективно оценивать выполненные заданий. Следует выполнять работы только ручкой, недопустимо выполнение карандашом.

Поскольку каждый ребенок усваивает содержание образования на своем уровне, зависящем от его индивидуального развития, то и уровни учебных достижений учащихся различны. В работе детям предлагалось дополнительное задание, которое оценивалось отдельно. 27% учащихся (141 человек) справились с ним. Данное задание было направлено на выявление учащихся с более высоким уровнем достижений по предмету.

В целом, можно отметить, что школьники, успешно выполнившие данную работу, продемонстрировали хорошие знания умения в области навыков аудирования, чтения и письма. Вместе с тем, обнаружены следующие типичные ошибки:

  • Учащиеся путают цифры 3, 5, 7, 8, 9;
  • Путают названия цветов «зеленый – серый», «синий – желтый»,
  • Неверно пишут буквы, сходные по внешнему виду и звучанию, такие как t – f; b – d и другие;
  • Недостаточно знают написание строчных букв;
  • Не могут вычленить знакомое слово из ряда букв.

Исходя из трудностей, возникших при выполнении заданий контрольной работы и допущенных ошибок, учителям рекомендуется:

  • продолжить работу по формированию общеучебного умения внимательно читать инструкцию к заданиям, подчеркивая, что инструкция помогает учащимся понять технологию выполнения задания (провести линию или подчеркнуть букву, слово);
  • продолжить работу по формированию умения понимать на слух речь учителя, одноклассников, использовать звуковое сопровождение к используемым УМК;
  • выполнять с учащимися достаточное количество тренировочных заданий на правильное написание букв алфавита, словосочетаний и простых предложений; овладение наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа; техникой чтения вслух.

Принимая во внимание все вышеизложенное, необходимо отметить, что анализ результатов проверочной работы учеников 2-х классов выявил определенные образовательные достижения школьников по английскому языку в аудировании, чтении и письме, в то же время вскрыл недоработки, которые необходимо устранить с целью повышения уровня развития элементарных коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности.

В 2008-2009 учебном году будет проведен мониторинг образовательных достижений учащихся 2-х и 3-х классов. Контроль уровня обученности будет направлен только на выявление достижений учащихся. Результаты проверки должны повышать мотивацию учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, развивать стремление демонстрировать свои способности.