Тема. Дикие животные
Цели:
- активизировать словарь по теме «Дикие животные»;
- закреплять умение образовывать сравнительную степень прилагательных и наречий;
- правильно употреблять притяжательные прилагательные;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать навыки словоизменения;
- упражнять детей в составлении сложносочинённых предложений с союзом «но»;
- воспитывать у детей чувство любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.
Оборудование. Картинки с изображением диких животных и их детёнышей, картинки со звуками Н, М, зеркала, тетради, карандаши, куклы, наборы для составления схем, разрезные азбуки, мяч.
Контингент. Учащиеся первого класса с общим недоразвитием речи III уровня.
Предполагаемый результат. Обогащение словарного запаса по теме: «Дикие животные». Развитие лексико-грамматических конструкций. Развитие психических процессов.
Ход занятия
I часть - вводная
Организационный момент
Дети стоят в кругу. Логопед изображает руками головы диких животных (медведь, волк, лиса, заяц, мышка) и спрашивает детей.
- Кто это? (Дикие животные)
Покажите вместе со мной этих диких животных.
II часть - основная
1. Логопед задает детям вопросы
- Кого мы изображали руками? (Диких животных)
- Каких животных? (Диких)
- Почему животных называют дикими?
- Давайте уточним.
- У диких животных, как и у человека, есть части тела, но называются они по-другому.
Вариант I
Упражнение «У людей или у зверей».
Пасть (у кого?)
лицо - лапы - ногти - шерсть - живот - |
морда руки - ноги когти волосы брюхо |
Вариант 2
На доске выставлены картинки с изображением волка и человека. Логопед с детьми сравнивают части тела человека и животного.
У волка морда, а у человека – лицо.
У волка когти, а у человека – ногти.
2. Образование притяжательных прилагательных
Вариант 1
Игра «Чьи уши? Чей хвост? Чья морда?»
Логопед показывает картинки с разными частями тела животных и задаёт детям соответствующие вопросы.
Вариант 2
Логопед предлагает детям вспомнить сказку «Лиса и волк».
- Что случилось с волком, когда он сидел в проруби?
Логопед выставляет на одну доску несколько картинок с изображением хвостов и спрашивает:
- Чей хвост? (Лисий, волчий, заячий, медвежий)
- Чей хвост подходит? Как он называется? (Волчий хвост)
3. Физкультминутка
Вариант 1. «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так (наклоны в стороны, рука вперед)
Дружно дерево качали
Вперевалочку ходили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они плясали, (подскоки на месте)
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
Вариант 2. Игра с мячом «Закончи фразу»
Ёж безобидный, а волк ... (злой).
Заяц слабый, а лось ... (сильный).
Белка ловкая, а медведь ... (неуклюжий).
Ёж доверчивый, а лиса ... (хитрая).
4. Образование сравнительной степени прилагательных
У каждого ребенка на столе лежит предметная картинка с изображением животного. На доске, на больших картинках изображения животных. Логопед предлагает детям сравнить животных и закончить предложения.
Волк большой, а медведь еще … (больше).
Заяц легкий, а белка еще ... (легче).
У мышки хвост длинный, а у (лисы, волка) еще … (длиннее).
У белки хвост пушистый, а у лисы еще ... (пушистее).
Лиса бегает быстро, а заяц еще ... (быстрее).
Волк сильный, а лось еще... (сильнее).
5. Составление сложносочиненных предложений с союзом «но» (по карточкам)
Заяц тяжелее ежа, но легче волка.
У волка хвост короче, чем у лисы, но длиннее, чем у белки.
Волк больше белки, но меньше медведи.
Лиса выше зайца, но ниже лося.
III часть - заключительная
Логопед просит детей вспомнить, какую сказку они сегодня обсуждали. Чьи хвосты примеряли?
Рефлексия «Моё настроение»
Каждый ребёнок в течение минуты рисует своё настроение.
Тема «Домашние животные»
Цели:
- активизировать словарь по теме «Домашние животные»;
- учить практическому употреблению притяжательных прилагательных;
- закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
- закреплять умение подбирать однородные глаголы;
- составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что»;
- закреплять умение согласовывать числительные с существительными;
- развивать слуховое внимание, долговременную память, логическое мышление;
Оборудование. Предметные картинки, дом животных, мяч.
Контингент. Учащиеся первого класса с общим недоразвитием речи III уровня.
Предполагаемый результат. Обогащение словарного запаса по теме: «Домашние животные». Развитие лексико-грамматических конструкций. Развитие психических процессов.
Ход занятия
I часть - вводная
Организационный момент
Логопед просит детей послушать слова и назвать только те из них, которые обозначают домашних животных.
Лиса, волк, собака, заяц.
Лошадь, теленок, лось, медведь.
Белка, кошка, петух, корова.
Осёл,косуля, рысь, тигр.
Кролик, выдра, щенок, попугай.
II часть - основная
1. Вспомните слова, которые вы сейчас назвали и выставьте на доску картинки с изображением домашних животных.
2. Внимательно посмотрите на хвосты домашних животных и скажите они одинаковые или разные?
На доске выставляются картинки с хвостами.
Давайте подберем слова - определения к каждому из хвостов.
лошадиный - пышный, длинный
кроличий - маленький, пушистый
собачий - длинный, мохнатый
кошачий - длинный, пушистый
козий - короткий, торчащий
свиной - маленький, гладкий
3. На доске выставлены картинки: корова, собака, кошка.
Вариант 1
- Что делают эти животные? (пьют, едят, бегают, прыгают, холят, лежат, охотятся)
- А теперь скажите, что делает только корова? (мычит, дает молоко)
- Что делает только кошка? (мяукает, лакает, мурлычет, царапается)
-Что делает только собака? (лает, рычит, сторожит, грызет)
Вариант 2
Логопед называет 3 слова и просит назвать детей одно, которое относится только к данному животному.
Кошка (бегает, мяукает, лакает)
Собака (рычит, охотится, прыгает)
Корова (ходит, пасётся, мычит)
Вариант 3
Логопед называет слово и спрашивает, к какому животному относится данное слово: мяукает, лает, мычит, хрюкает, блеет, ржет и т.д.
4. Физкультминутка «Черный кот»
Вот идет черный кот (шаги с высоким подниманием колен)
Притаился, мышку ждёт (полуприсяд, удержаться в позе
Мышка норку обойдёт (поворот вокруг себя)
И к коту не попадёт! (На носочках)
Вариант. Игра с мячом «Кто как голос подаёт»
5. Игра «Подбери слово по смыслу»
Логопед называет 2 пары слов, в одной из пар слово пропущено. Дети должны догадаться и назвать слово, подходящее по смыслу.
1) кошка - молоко 3) коза - козленок 5) овца - овечка |
2) собака - конура 4) баран - овца 6) собака - лает |
6. На доске выставляются картинки
- Со сколькими котятами кошка?
- Кошка с двумя котятами.
- Со сколькими щенятами собака?
- Собака с двумя щенятами.
- Со сколькими поросятами свинья?
- Свинья с тремя поросятами.
- Со сколькими телятами корова?
- Корова с двумя телятами.
- Со сколькими козлятами коза?
- Коза с двумя козлятами.
III часть - заключительная
- Скажите ребята, хвост какого домашнего животного вам нравится и почему?
а) Мне нравится кошачий хвост, потому что он пушистый.
б) Мне нравится поросячий хвост, потому что он смешной.
Рефлексия «Солнышко»
Моё настроение похоже на:
- солнышко;
- солнышко с тучкой;
- тучку;
- тучку с дождиком;
- тучку с молнией.
Тема. Дикие животные Севера
Цели:
- активизировать словарь по теме «Дикие животные Севера»;
- упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных;
- закреплять умение согласовывать числительные с существительными в роде и падеже;
- дифференцировать предлоги «из-за» и«из-под» и уметь правильно их употреблять;
-
развивать логическое мышление.
Оборудование. Картинки с изображением диких животных Севера. Таблица со словом «хвост».
Контингент. Учащиеся первого класса с общим недоразвитием речи III уровня.
Предполагаемый результат. Обогащение словарного запаса по теме: «Дикие животные Севера». Развитие лексико-грамматических конструкций. Развитие психических процессов.
Ход занятия
I часть - вводная
1. Введение в тему
а) Игра «4-й лишний»
Логопед называет четырех диких животных Севера и предлагает детям выделить лишнего:
- заяц, лиса, морж, волк.
- кабан, тюлень, лось, рысь.
- белый медведь, бобёр, выдра, белка.
- полевая пышь, бурый медведь, бурундук, песец.
- олень, ёж, лиса, лось.
б) Логопед:
- Перечислите лишних животных. (Морж, тюлень, белый медведь, песец, олень)
- Где живут эти животные? Как можно назвать этих животных? (Дикие животные Севера)
II часть - основная
1. Активизация словаря, развитие логического мышления
Логопед:
- Да. Это дикие животные Севера.
На доску выставляется картинка с изображением моржа.
Логопед:
- Хлопните в ладоши, если слово подходит к этому животному: плавает, ловит рыбу, ест ягель, клыки, долбит лед, рога, хвост. Таким же образом проводится игра с картинкой олень.
- копыта, усы, бегает, упряжка, ласты, возит людей, ягель, рога.
2. Образование притяжательных прилагательных
На доске таблица со словом «хвост». Дети читают слово, а затем говорят про хвосты животных Севера: тюлений, олений, медвежий...
3. Согласование числительных с существительными
У детей на столах цифры. На доске картинка с изображением животного, живущего на Севере. Логопед просит детей, сказать про животного с данной им цифрой. Например: два моржа, пять белых медведей, восемь оленей, три тюленя и т.п.
4. Физкультминутка «Оленьи упряжки»
Вариант 1
Дети парами (тройками - «упряжки» - встают по кругу, руки подняты вверх и скрещены - «рога». Под музыку песни «Увезу тебя я в тундру» дети бегут по кругу, высоко поднимая, ноги в коленях.
Вариант 2
Дети делятся на 2 команды. Каждая команда становится в колонну. На некотором расстоянии от колонн стоит по кегле. По сигналу первые бегут к кегле, обегают ее, возвращаются к своей колонне, берут за руку второго, обегают кеглю уже вдвоем, возвращаются к своей колонне второй берет за руку третьего, обегают кеглю уже втроем и т.д. пока вся колонна не становиться «оленьей упряжкой». Чья команда быстрее «запряжёт всех оленей в упряжку?»
5. Работа с предложением. Употребление предлогов «из-за», «из-под»
Логопед предлагает детям вставить в предложение пропущенное «маленькое слово» «из-за» или «из-под».
- Белый медведь выглянул … сугроба.
- Тюлень вынырнул ... льдины.
- Оленьи рога видны ... чума.
- Песец выбежал ... куста.
Дети находят нужный предлог, повторяют предложение.
III часть - заключительная
Логопед:
- Сегодня мы говорили о диких животных Севера. Сейчас проверим, кто на занятии был внимательным.
Поиграем в игру «Добавь слово».
Белый медведь - рыба
Олень - …. (ягель)
Тюлень - ласты
Медведь - ... (лапы)
Песец - бегает
Морж - ... (плавает)
Белый медведь - медвежата
Тюлень - ... (тюленята)
Рефлексия «Состояние моей души»
Ребёнок берёт изображение человечка и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
Тема. Дикие животные жарких стран
Цели:
- активизировать и расширять словарь по теме «Дикие животные жарких стран»;
- подбирать определения к существительным;
- согласовывать числительные с существительными в роде и числе;
- развивать образность речи однородных определений;
- образовывать сложные слова;
- развивать логическое мышление и воображение.
Оборудование. Предметные картинки с изображением животных.
Контингент. Учащиеся первого класса с общим недоразвитием речи III уровня.
Предполагаемый результат. Обогащение словарного запаса по теме: «Дикие животные жарких стран». Развитие лексико-грамматических конструкций. Развитие психических процессов.
Ход занятия
I часть - вводная
1. Введение в тему
Логопед предлагает детям отгадать загадки, отгадки-картинки выставляет на доску.
Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей.
И питается он листьями –
Листьями с деревьев.
(Жираф)Этот зверь усатый.
Грозный, полосатый.
Он похож немножко
На большую кошку.
(Тигр)Очень иного силы в нем,
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
(Слон)Кто из всех зверей на свете,
Так заботится о детях.
Носит в сумке детвору!
(Кенгуру)Уж очень вид у них чудной:
У папы-локоны волной.
А мама ходит стриженой,
За что она обижена?
(Львы)Живёт спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
(Черепаха)Удивляется народ:
По реке бревно плывет.
(Крокодил)С визгом прыгают по веткам
И резвятся, словно детки.
(Обезьяны)Кто одни имеет рог?
(Носорог)
Логопед:
- Где живут эти дикие животные? Сегодня мы поговорим о диких животных жарких стран.
II часть - основная
1. Подбор определений
Логопед.
- Расскажите о понравившемся вам животном. Какое оно? Например:
- Огромный, сильный, медлительный, добрый слон.
- Двугорбый, волосатый, важный, выносливый верблюд.
- Усатый, полосатый, ловкий, опасный тигр.
- Тяжелый, неповоротливый, толстокожий, однорогий носорог.
- Красивый, опасный, быстрый, хищный лев.
2. Согласование числительных с существительными
Логопед:
- Эти звери живут кто в саванне, кто в пустыне, кто в тропической лесу. Живут они группами. Сейчас я буду говорить про одного животного, а вы про нескольких таких же животных.
На доску выставляется картинка с изображением одного животного, а рядом ставится карточка с цифрой.
Логопед:
- Это один длинношеий жираф. А как сказать про пять таких жирафов? (Пять длинношеих жирафов)
- Это один двугорбый верблюд, а это..? (Два двугорбых верблюда)
- Это один толстокожий бегемот, а это..? (Семь толстокожих бегемотов)
- Это один однорогий носорог, а это..? (Девять однорогих носорогов)
3. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Кого мы видим?»
Логопед: «Представьте, что мы отправились в жаркую Африку и увидели там много разных животных. А теперь нам надо рассказать, кого мы видели.
Мы видели много: львов, верблюдов, тигров, леопардов, носорогов, крокодилов, слонов, кенгуру, обезьян, жирафов, зебр.
4. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Назови семью» (с опорой на картинки)
Папа – лев, мама – львица, детёныш – львёнок, детёныши – львята.
(Тигр, тигрица, тигрёнок, тигрята. Слон, слониха, слонёнок, слонята. Верблюд, верблюдица, верблюжонок, верблюжата)
III часть – з аклю ч ительная .
У кого мы сегодня побывали в гостях? Кто живёт в жаркой Африке? Какие задания вам понравились больше всего? Что было трудно, а что легко?
Рефлексия «Цветик-многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собираются в общий цветок.