Формирование лексико-грамматических категорий у учащихся-логопатов

Разделы: Начальная школа


Тема. Дикие животные

Цели:

- активизировать словарь по теме «Дикие животные»;
- закреплять умение образовывать сравнительную степень  прилага­тельных и наречий;
- правильно употреблять притяжательные прилагательные;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать навыки словоизменения;
- упражнять детей в составлении сложносочинённых предложений с союзом «но»;
- воспитывать у детей чувство любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.

Оборудование. Картинки с изображением диких животных и их детёнышей, картинки со звуками Н, М, зеркала, тетради, карандаши, куклы, наборы для составления схем, разрезные азбуки, мяч.

Контингент. Учащиеся первого класса с общим недоразвитием речи III уровня.

Предполагаемый результат. Обогащение словарного запаса по теме: «Дикие животные». Развитие лексико-грамматических конструкций. Развитие психических процессов.

Ход занятия

I часть - вводная

Организационный момент

Дети стоят в кругу. Логопед изображает руками головы диких животных (медведь, волк, лиса, заяц, мышка) и спрашивает детей.

- Кто это? (Дикие животные)

Покажите вместе со мной этих диких животных.

II часть - основная

1. Логопед задает детям вопросы

- Кого мы изображали руками? (Диких животных)

- Каких животных? (Диких)

- Почему животных называют дикими?

- Давайте уточним.

- У диких животных, как и у человека, есть части тела, но называются они по-другому.

Вариант I

Упражнение «У людей или у зверей».

Пасть (у кого?)

лицо -

лапы -

ногти -

шерсть -

живот -

морда

руки - ноги

когти

волосы

брюхо

Вариант 2

На доске выставлены картинки с изображением волка и человека. Логопед с детьми сравнивают части тела человека и животного.

У волка морда, а у человека – лицо.

У волка когти, а у человека – ногти.

2. Образование притяжательных прилагательных

Вариант 1

Игра «Чьи уши? Чей хвост? Чья морда?»

Логопед показывает картинки с разными частями тела животных и задаёт детям соответствующие вопросы.

Вариант 2

Логопед предлагает детям вспомнить сказку «Лиса и волк».

- Что случилось с волком, когда он сидел в проруби?

Логопед выставляет на одну доску несколько картинок с изображением хвостов и спрашивает:

- Чей хвост? (Лисий, волчий, заячий, медвежий)

- Чей хвост подходит? Как он называется? (Волчий хвост)

3. Физкультминутка

Вариант 1. «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так (наклоны в стороны, рука вперед)
Дружно дерево качали
Вперевалочку ходили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они плясали, (подскоки на месте)
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.

Вариант 2. Игра с мячом «Закончи фразу»

Ёж безобидный, а волк ... (злой).

Заяц слабый, а лось ...      (сильный).

Белка ловкая, а медведь ... (неуклюжий).

Ёж доверчивый, а лиса ...   (хитрая).

4. Образование сравнительной степени прилагательных

У каждого ребенка на столе лежит предметная картинка с изображением животного. На доске, на больших картинках изображения животных. Логопед предлагает детям сравнить животных и закончить предложения.

Волк большой, а медведь еще … (больше).

Заяц легкий, а белка еще ... (легче).

У мышки хвост длинный, а у (лисы, волка) еще … (длиннее).

У белки хвост пушистый, а у лисы еще ... (пушистее).

Лиса бегает быстро, а заяц еще ... (быстрее).

Волк сильный, а лось еще... (сильнее).

5. Составление сложносочиненных предложений с союзом «но» (по карточкам)

Заяц тяжелее ежа, но легче волка.

У волка хвост короче, чем у лисы, но длиннее, чем у белки.

Волк больше белки, но меньше медведи.

Лиса выше зайца, но ниже лося.

III часть - заключительная

Логопед просит детей вспомнить, какую сказку они сегодня обсуждали. Чьи хвосты примеряли?

Рефлексия «Моё настроение»

Каждый ребёнок в течение минуты рисует своё настроение.

Тема «Домашние животные»

Цели:

- активизировать словарь по теме «Домашние животные»;
- учить практическому употреблению притяжательных прилагательных;
- закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
- закреплять умение подбирать однородные глаголы;
- составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что»;
- закреплять умение согласовывать числительные с суще­ствительными;
- развивать слуховое внимание, долговременную память,  логическое мышление;

Оборудование. Предметные картинки, дом животных, мяч.

Контингент. Учащиеся первого класса с общим недоразвитием речи III уровня.

Предполагаемый результат. Обогащение словарного запаса по теме: «Домашние животные». Развитие лексико-грамматических конструкций. Развитие психических процессов.

Ход занятия

I часть - вводная

Организационный момент

Логопед просит детей послушать слова и назвать только те из них, которые обозначают домашних животных.

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух, корова.

Осёл,косуля, рысь, тигр.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

II часть - основная

1. Вспомните слова, которые вы сейчас назвали и выставьте на доску картинки с изображением домашних животных.
2. Внимательно посмотрите на хвосты домашних животных и скажите они одинаковые или разные?

На доске выставляются картинки с хвостами.

Давайте подберем слова - определения к каждому из хвостов.

лошадиный - пышный, длинный

кроличий - маленький, пушистый

собачий - длинный, мохнатый

кошачий - длинный, пушистый

козий - короткий, торчащий

свиной - маленький, гладкий

3. На доске выставлены картинки: корова, собака, кошка.

Вариант 1

- Что делают эти животные? (пьют, едят, бегают, прыгают, холят, лежат, охотятся)

- А теперь скажите, что делает только корова? (мычит, дает молоко)

- Что делает только кошка? (мяукает, лакает, мурлычет, царапается)

-Что делает только собака? (лает, рычит, сторожит, грызет)

Вариант 2

Логопед называет 3 слова и просит назвать детей одно, которое относится только к данному животному.

Кошка (бегает, мяукает, лакает)

Собака (рычит, охотится, прыгает)

Корова (ходит, пасётся, мычит)

Вариант 3

Логопед называет слово и спрашивает, к какому животному относится данное слово: мяукает, лает, мычит, хрюкает, блеет, ржет и т.д.

4. Физкультминутка «Черный кот»

Вот идет черный кот (шаги с высоким подниманием колен)
Притаился, мышку ждёт (полуприсяд, удержаться в позе
Мышка норку обойдёт (поворот вокруг себя)
И к коту не попадёт! (На носочках)

Вариант. Игра с мячом «Кто как голос подаёт»

5. Игра «Подбери слово по смыслу»

Логопед называет 2 пары слов, в одной из пар слово пропущено. Дети должны догадаться и на­звать слово, подходящее по смыслу.

1) кошка - молоко
лошадь - ? (сено)

3) коза - козленок
овца -? (ягненок)

5) овца - овечка
баран -? (барашек)

2) собака - конура
корова - ? (хлев)

4) баран - овца
конь - ? (лошадь)

6) собака - лает
свинья -? (хрюкает)

6. На доске выставляются картинки

- Со сколькими котятами кошка?

- Кошка с двумя котятами.

- Со сколькими щенятами собака?

- Собака с двумя щенятами.

- Со сколькими поросятами свинья?

- Свинья с тремя поросятами.

- Со сколькими телятами корова?

- Корова с двумя телятами.

- Со сколькими козлятами коза?

- Коза с двумя козлятами.

III часть - заключительная

- Скажите ребята, хвост какого домашнего животного вам нравится и почему?

а) Мне нравится кошачий хвост, потому что он пушистый.
б) Мне нравится поросячий хвост, потому что он смешной.

Рефлексия «Солнышко»

Моё настроение похоже на:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией.

Тема. Дикие животные Севера

Цели:

- активизировать словарь по теме «Дикие животные Севера»;
- упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных;
- закреплять умение согласовывать числительные с существительными в роде и падеже;
- дифференцировать предлоги «из-за» и«из-под» и уметь правильно их употреблять;
- развивать логическое мышление.

Оборудование. Картинки с изображением диких животных Севера. Таблица со словом «хвост».

Контингент. Учащиеся первого класса с общим недоразвитием речи III уровня.

Предполагаемый результат. Обогащение словарного запаса по теме: «Дикие животные Севера». Развитие лексико-грамматических конструкций. Развитие психических процессов.

Ход занятия

I часть - вводная

1. Введение в тему

а) Игра «4-й лишний»

Логопед называет четырех диких животных Севера и предлагает детям выделить лишнего:

- заяц, лиса, морж, волк.

- кабан, тюлень, лось, рысь.

- белый медведь, бобёр, выдра, белка.

- полевая пышь, бурый медведь, бурундук, песец.

- олень, ёж, лиса, лось.

б) Логопед:

- Перечислите лишних животных. (Морж, тюлень, белый медведь, песец, олень)

- Где живут эти животные? Как можно назвать этих животных? (Дикие животные Севера)

II часть - основная

1. Активизация словаря, развитие логического мышления

Логопед:

- Да. Это дикие животные Севера.

На доску выставляется картинка с изображением моржа.

Логопед:

- Хлопните в ладоши, если слово подходит к этому животному: плавает, ловит рыбу, ест ягель, клыки, долбит лед, рога, хвост. Таким же образом проводится игра с картинкой олень.

- копыта, усы, бегает, упряжка,  ласты, возит людей, ягель, рога.

2. Образование притяжательных прилагательных

На доске таблица со словом «хвост». Дети читают слово, а затем говорят про хвосты животных Севера: тюлений, олений, медвежий...

3. Согласование числительных с существительными

У детей на столах цифры. На доске картинка с изображением животного, живущего на Се­вере. Логопед просит детей, сказать про животного с данной им цифрой. Например: два моржа, пять белых медведей, восемь оленей, три тюленя и т.п.

4. Физкультминутка «Оленьи упряжки»

Вариант 1

Дети парами (тройками -  «упряжки» - встают по кругу, руки подняты вверх и скрещены - «рога». Под музыку песни «Увезу тебя я в тундру» дети бегут по кругу, высоко поднимая, ноги в коленях.

Вариант 2

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда становится в колонну. На некотором расстоянии от колонн стоит по кегле. По сигналу первые бегут к кегле, обегают ее, возвращаются к своей колонне, берут за руку второго, обегают кеглю уже вдвоем, возвращаются к своей колонне второй берет за руку третьего, обегают кеглю уже втроем и т.д. пока вся колонна не становиться «оленьей упряж­кой». Чья команда быстрее «запряжёт всех оленей в упряжку?»

5. Работа с предложением. Употребление предлогов «из-за», «из-под»

Логопед предлагает детям вставить в предложение пропущенное «маленькое слово» «из-за» или «из-под».

- Белый медведь выглянул … сугроба.

- Тюлень вынырнул ... льдины.

- Оленьи рога видны ... чума.

- Песец выбежал ... куста.

Дети находят нужный предлог, повторяют предложение.

III часть - заключительная

Логопед:

- Сегодня мы говорили о диких животных Севера. Сейчас проверим, кто на занятии был внимательным.

Поиграем в игру «Добавь слово».

Белый медведь - рыба
Олень - ….   (ягель)         

Тюлень - ласты
Медведь - ...  (лапы)

Песец - бегает
Морж - ... (плавает)

Белый медведь - медвежата
Тюлень - ... (тюленята)

Рефлексия «Состояние моей души»

Ребёнок берёт изображение человечка и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

Тема. Дикие животные жарких стран

Цели:

- активизировать и расширять словарь по теме «Дикие животные жарких стран»;
- подбирать определения к существительным;
- согласовывать числительные с существительными в роде и числе;
- развивать образность речи однородных определений;
- образовывать сложные слова;
- развивать логическое мышление и воображение.

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных.

Контингент. Учащиеся первого класса с общим недоразвитием речи III уровня.

Предполагаемый результат. Обогащение словарного запаса по теме: «Дикие животные жарких стран». Развитие лексико-грамматических конструкций. Развитие психических процессов.

Ход занятия

I часть - вводная

1. Введение в тему

Логопед предлагает детям отгадать загадки, отгадки-картинки выставляет на доску.

Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей.
И питается он листьями –
Листьями с деревьев.
(Жираф)

Этот зверь усатый.
Грозный, полосатый.
Он похож немножко
На большую кошку.
(Тигр)

Очень иного силы в нем,
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
(Слон)

Кто из всех зверей на свете,
Так заботится о детях.
Носит в сумке детвору!
(Кенгуру)

Уж очень вид у них чудной:
У папы-локоны волной.
А мама ходит стриженой,
За что она обижена?
(Львы)

Живёт спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
(Черепаха)

Удивляется народ:
По реке бревно плывет.
(Крокодил)

С визгом прыгают по веткам
И резвятся, словно детки.
(Обезьяны)

Кто одни имеет рог?
(Носорог)

Логопед:

- Где живут эти дикие животные? Сегодня мы поговорим о диких животных жарких стран.

II часть - основная

1. Подбор определений

Логопед.

- Расскажите о понравившемся вам животном. Какое оно? Например:

- Огромный, сильный, медлительный, добрый слон.

- Двугорбый, волосатый, важный, выносливый верблюд. 

- Усатый, полосатый, ловкий, опасный тигр.

- Тяжелый, неповоротливый, толстокожий, однорогий носорог.

- Красивый, опасный, быстрый, хищный лев.

2. Согласование числительных с существительными

Логопед:

- Эти звери живут кто в саванне, кто в пустыне, кто в тропической лесу. Живут они группами. Сейчас я буду говорить про одного животного, а вы про нескольких таких же животных.

На доску выставляется картинка с изображением одного животного, а рядом ставится карточка с цифрой.

Логопед:

- Это один длинношеий жираф. А как сказать про пять таких жирафов? (Пять длинношеих жирафов)

- Это один двугорбый верблюд, а это..? (Два двугорбых верблюда)

- Это один толстокожий бегемот, а это..? (Семь толстокожих бегемотов)

- Это один однорогий носорог, а это..? (Девять однорогих носорогов)

3. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Кого мы видим?»

Логопед: «Представьте, что мы отправились в жаркую Африку и увидели там много разных животных. А теперь нам надо рассказать, кого мы видели.

Мы видели много: львов, верблюдов, тигров, леопардов, носорогов, крокодилов, слонов, кенгуру, обезьян, жирафов, зебр.

4. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Назови семью» (с опорой на картинки)

Папа – лев, мама – львица, детёныш – львёнок, детёныши – львята.

(Тигр, тигрица, тигрёнок, тигрята. Слон, слониха, слонёнок, слонята. Верблюд, верблюдица, верблюжонок, верблюжата)

III часть – з аклю ч ительная .

У кого мы сегодня побывали в гостях? Кто живёт в жаркой Африке? Какие задания вам понравились больше всего? Что было трудно, а что легко?

Рефлексия «Цветик-многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собираются в общий цветок.