Цели:
1. Дидактические:
-
проверить уровень освоенности учащимися темы «Смежные и вертикальные углы».
2. Воспитательные:
- способствовать приобретению учащимися навыков общения при совместной работе;
- активизировать их творческое мышление;
- продолжить формирование мотивации обучающихся к изучению предмета.
3. Развивающие:
- формировать личностные качества, направленные на доброжелательное, толерантное отношение к природе, людям, жизни;
- способствовать развитию инициативы и самостоятельности в деятельности.
Тип урока: интегрированный урок – обобщения и систематизации ЗУН.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор, экран;
- магнитная доска;
- раздаточный материал.
Подготовительный этап.
За две недели до проведения смотра на стенде в кабинете были вывешены вопросы, и задания аналогичные которым будут на смотре.
Вопросы:
- Какие углы называются смежными?
- Чему равна сумма смежных углов?
- Докажите теорему о сумме смежных углов.
- Какой угол называется прямым (острым, тупым)?
- Верно ли, что угол смежный с тупым углом, – тупой; угол смежный с прямым углом, – прямой?
- Какие углы называются вертикальными?
- Расскажите теорему о вертикальных углах.
- Докажите теорему о вертикальных углах.
- Докажите, что если при пересечении двух прямых один из углов прямой, то остальные три угла тоже прямые.
- Может ли при пересечении двух прямых образоваться четыре острых угла?
Оформление доски.
Плакаты:
- «Геометрия есть познание всего сущего», (Платон);
- «В огромном саду геометрии каждый найдет букет себе по вкусу», (Д. Гильберт).
Заготовлен экран смотра знаний (по каждому виду работ). Экран вывешивается на видном месте. Один из членов жюри в течение смотра выставляет оценки за каждый вид работ. В конце урока выставляется итоговая оценка.
Ход общественного смотра знаний
Вступительное слово учителя. (Объявляет тему, ставит цель, проводит инструктаж хода смотра.)
План смотра.
I этап (работа по вариантам).
1 вариант работает фронтально по заданным вопросам.
2 вариант – решает задачи по карточкам.
II этап (работа по вариантам).
1 вариант самостоятельно решает задачи по карточкам.
2 вариант – работает фронтально по заданным вопросам.
III этап (работает весь класс).
Работа по геометрическим рисункам.
IV этап (работает весь класс).
Геометрический диктант.
V этап.
Аукцион одной задачи (найти как можно больше смежных углов, тот, кто назвал последний, получает приз).
VI этап.
Подведение итогов смотра. Разгадывают кроссворд (работа в парах).
Работа по вариантам (одна группа работает устно, вторая по карточкам).
Вариант 1 (работает устно).
- Какие углы называются смежными?
- Чему равна сумма смежных углов?
- Докажите теорему о сумме смежных углов.
- Какой угол называется прямым (острым, тупым)?
- Верно ли, что угол смежный с тупым углом, – тупой; угол смежный с прямым углом, – прямой?
- Какие углы называются вертикальными?
- Расскажите теорему о вертикальных углах.
- Докажите теорему о вертикальных углах.
- Докажите, что если при пересечении двух прямых один из углов прямой, то остальные три угла тоже прямые.
- Может ли при пересечении двух прямых образоваться четыре острых угла?
(Во время устной работы группы один ученик готовит (доказывает) у доски доказательство теоремы о сумме смежных углов.)
Вариант 2 (решает задачи).
Карточка №1.
- Найдите смежные углы, если один из них в 4 раза больше другого.
- Один из углов, которые получаются при пересечении двух прямых на 20° меньше другого. Найдите эти углы.
(Одна группа работает по карточкам, вторая устно.)
Вариант 1 (решает задачи).
Карточка №1.
- Найдите смежные углы, если один из них в 5 раза меньше другого.
- Один из углов, которые получаются при пересечении двух прямых на 40° больше другого. Найдите эти углы.
Вариант 2 (работает устно).
- Какие углы называются смежными?
- Чему равна сумма смежных углов?
- Докажите теорему о сумме смежных углов.
- Какой угол называется прямым (острым, тупым)?
- Верно ли, что угол смежный с тупым углом, – тупой; угол смежный с прямым углом, – прямой?
- Какие углы называются вертикальными?
- Расскажите теорему о вертикальных углах.
- Докажите теорему о вертикальных углах.
- Докажите, что если при пересечении двух прямых один из углов прямой, то остальные три угла тоже прямые.
- Может ли при пересечении двух прямых образоваться четыре острых угла?
(Во время устной работы группы один ученик готовит (доказывает) у доски доказательство теоремы о вертикальных углах.)
Работа по готовым геометрическим рисункам.
Вычисли углы:
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
Рисунок 3 | Рисунок 4 |
Геометрический диктант (оба варианта пишут одновременно).
- Выполните рисунок по описанию. Прямая а пересекает прямую в.
- Обозначьте получившиеся углы.
- Выпишите пары вертикальных углов.
- Выпишите пары смежных углов.
- Продолжи предложение:
- если два угла равны, то смежные с ними углы …;
- если угол не развернутый, то его градусная мера …
- Нарисуй углы: прямой, тупой, острый.
Аукцион одной задачи.
Найди как можно больше смежных углов (рисунок 5). Тот, кто назвал последний, получает приз.
Рисунок 5
Пока комиссия подводит итоги, учащиеся разгадывают кроссворд.
Кроссворд.
- Углы, стороны которых являются дополнительными полупрямыми.
- Прямые, которые лежат в плоскости и не пересекаются.
- Утверждение о свойствах фигур, которые необходимо доказывать.
- Геометрическая фигура из двух лучей с общим началом.
- Четырехугольник, у которого все углы – прямые.
- Угол, равный 90°.
- Части, на которые точка делит любую прямую.
- Строгое логическое рассуждение.
- Углы, имеющие общую сторону, а другие стороны – дополнительные полупрямые.
- Инструмент для измерения углов.
- Утверждение о свойствах фигур, которые принимают без доказательств.
Задачи по теме «Вертикальные и смежные углы».
- Найдите углы смежные с углами 35°, 90°.
- Найдите смежные углы, если один из них на 40° меньше другого.
- Найдите смежные углы, если один из них в 3 раза больше другого.
- Найдите смежные углы, если их градусные меры относятся как 2:4.
- Один из углов, которые получаются при пересечении двух прямых, равен 50°. Найдите эти углы.
- Чему равен угол, если два смежных с ним угла составляют в сумме 200°.
- Один из углов, которые получаются при пересечении двух прямых в 5 раз больше другого. Найдите эти углы.
Литература:
- М. Е. Козина, О. М. Фадеева. Нетрадиционные уроки. Математика. 5-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
- А.С. Белкин. Ситуация успеха. Как ее создать. – М.: «Просвещение», 1991.
- А. В. Погорелов. «Геометрия. 7 – 9».
- А. П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Алгебра. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы для 7 класса. – М.: «Илекса», 2007.