«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
Д.С.Лихачев
Приобщая детей к общечеловеческим ценностям, мы пришли к выводу о необходимости воспитания в наших детях духовности на основе традиций русского народа.
Целью работы является формирование национальной памяти через знакомство со старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.
Задачи:
- Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа.
- Познакомить с культурным наследием предков.
- Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине, посеять семена патриотизма через духовное самоопределение.
- Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику и речь.
- Развивать нравственные качества личности дошкольника.
- Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.
Основные направления работы:
1. Создание атмосферы национального быта.
Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.).
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы считаем, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
4. Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.
5. Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил нас ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
С 1994 года в нашем дошкольном учреждении ведется работа по приобщению детей с русскими традициями, быту и культуре. Начали мы с создания развивающей среды, что вылилось в оформление уголков народного быта в каждой возрастной группе. Накапливался обширный материал, происходили взаимопосещения, но все это не создавало атмосферы введения детей в особый самобытный мир русской народной культуры. Поэтому мы и создали у себя музей «Русского быта» в одном из помещений детского сада. Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. Согласно народным традициям при входе в «избу» стоит русская печь с лежанкой. В Красном углу весят иконы с лампадкой. Вдоль стен стоят лавки, стол, кровать, на стенах полки с домашней утварью. В нашей избе есть самовар, чугунки, кадки, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, прялка, рукомойник, ступа, гребень, веретено, рубель, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода (Приложение 1).
В помещении комнаты русского быта размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», «Народных инстру-ментов», представлены образцы национальной вышивки, вязания, плетения, резьбы по дереву, образцы изделий народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец», «Скопенская Керамика», «Палех».
При создании нашего музея мы использовали помимо натуральных предметов, некоторые предметы, имитирующие реальные, созданные руками наших воспитателей (из теста мука-соль и папье-маше).
В русской «избе» проводим тематические интегрированные заня-тия по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа, а также читаем и рассказываем детям русские народные сказки, потешки, пословицы, поговорки, приметы. проходят чтения русской литературы, сказок, знакомство с народным фольклором. В обстановке русского быта ребенок быстрее запоминает сказки, потешки и пестушки, пословицы и поговорки, загадки народные приметы.
В «избе» у нас проходят народные и обрядовые праздники, посиделки, вечера развлечения, театрализованные представления, родительские собрания.
Экспонаты музея активизируют творческий потенциал детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству и в свободной художественной деятельности.
Нерегламентированная деятельность в нашем музее приносит детям огромное удовольствие. Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх используют предметы народного быта, играют в дидактические народные игры, обрядовые и сюжетно-ролевые, рассматривают иллюстрации, музицируют на народных музыкальных инструментах, рисуют, лепят, вышивают, занимаются различными видами народно-прикладного искусства.
Педагогическая деятельность воспитателей осуществляется в разных формах, среди которых особое место занимает занятие – основная организационная единица процесса развития детей в ДОУ.
Требования при проведении занятий:
- широко использовать дидактические игры, а также игровые приемы и дидактический материал;
- занятия должны носить развивающий характер, обеспечивать максимальную активность и самостоятельность процесса познания;
- на занятии не должны применяться школьные технологии;
- занятия следует проводить в определенной системе и связывать их с повседневной жизнью детей;
- необходимо смелее включать в образовательный процесс интегрированные занятия. Интеграция содержания различных областей знаний позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и более эффективным. Интегрированные занятия мы строим таким образом, что бы развивать все психические процессы, творческую фантазию, социальную активность, формировать нравственно-этические представления детей.
При построении занятий мы использовали следующие методические приемы:
- создание игровых ситуаций;
- обследование предметов, материалов;
- самостоятельная поисково-исследовательская деятельность;
- народные игры;
- театрализация;
- принятие определенных социальных ролей;
- моделирование;
- дидактические игры и игровые задания, развивающие восприятие, мышление, воображение, память, речь и мелкую моторику.
При отборе материала форм и методов работы максимально учитываем возрастные и индивидуальные возможности детей. Например, на познавательных занятиях в 1 младшей группе мы знакомим детей с конкретными предметами: народными игрушками (свистульки и матрешки), предметами быта (сундучок, колыбелька). В этой группе приобщение к фольклору ограничивается знакомством детей со сказками, потешками, пестушками, песенками.
В старшем дошкольном возрасте мы стараемся раскрыть перед детьми целостную и гармоничную картину русского быта: знакомим детей с народными праздниками, традициями, обрядами, всеми видами фольклора, декоративно-прикладным искусством, народными играми. Например, знакомство с земледельческим календарем включает связь с сезонными изменениями в природе, трудовыми процессами крестьян, орудиями труда, праздниками, фольклором.
Нами разработано перспективное планирование занятий по знакомству с русской народной культурой для всех возрастных групп.
Для примера представим тематическое планирование занятий в средней группе.
Тематическое планирование занятий в средней группе
Тема |
Количество занятий |
|
Знакомство детей |
Знакомство детей с предметами быта |
9 |
Трудовая жизнь русского крестьянства |
8 |
|
Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях |
2 |
|
Знакомство детей с народными календарно-обрядовыми праздниками |
4 |
|
Знакомство детей с русским народным искусством |
4 |
|
Знакомство детей с народным костюмом |
2 |
|
Знакомство детей с русской народной игрушкой |
4 |
|
Народная песня. Муз инструменты |
3 |
|
Итого занятий |
36 |
На всех занятиях у детей развиваются не только психические процессы (воображение, мышление память и т.д. ) но и формируется русский характер с присущими ему нравственными ценностями, представлениями каждом о добре, красоте, храбрости, правде, трудолюбии, верности. На каждом занятии мы широко используем народный фольклор во всех его проявлениях потешки, песенки, поговорки, пословицы, народные приметы, хороводы, народные игры.
Результативность опыта работы. (Приложение 2)
Интегрированное занятие в средней группе «Матренин день»
Цель:
- познакомить детей с технологией вязаного изделия.
- Учить составлять технологические карты
- Закреплять умение детей составлять описательный рассказ по схеме-модели.
- Продолжать знакомить детей с народным календарем.
- Развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, воображение.
- Формировать трудовые навыки работы с шерстью (наматывать, посыпать, вязать).
- Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда, к старинным русским традициям, обычаям, крестьянским работам.
Обогащение словаря:
- Волна, кудель, вилка, катушка, технологическая карта, заготовки, пряжа, крючок, чёстка.
Активизация словаря:
- Пословицы и поговорки о труде: «Не умеешь шить золотом, так бей молотом», «Труд кормит, а лень портит» и т.д.;
- правильное название вязаных изделий (жилет, свитер и т.п.);
- прялка, спицы.
Место проведения:
- комната русского быта МДОУ «Детский сад №20»
Оборудование:
- выставка образцов вязаной детской одежды и сшитой из ткани,
- магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки;
- угощение для детей: пироги и чай;
- демонстрационный материал: рисунки домашних животных: овцы, барана, козы; овечьи ножницы, волна (овечья шерсть), свернутая в кудель овечья шерсть, чёстка, прялка, пряжа, спицы, начатое вязаное изделие на спицах.
- раздаточный материал: образцы волны, многоуровневой сложности заготовки технологической карты изготовления вязаного изделия, многоуровневой сложности материал для игры «Подбери заплатку»,
- заготовки работ для ручного труда:
- клубок пряжи, заготовка шарфа;
- заготовка варежек, резаная пряжа, клей;
- заготовки носков, маркеры.
Предварительная работа
- Чтение русских народных сказок;
- слушание русской народной музыки;
- экскурсии в русскую избу;
- знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа;
- заучивание потешек, поговорок;
- знакомство с домашними животными.
Ход занятия
Дети входят в русскую избу, их встречает хозяйка.
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие.
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге – хозяйке радость.
Для них и место готово.
Красному гостю – красное место.
Хозяйка: Я вас очень ждала на праздник «Матренин день», в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна пирогами», поэтому я тесто замесила и пироги в печь поставила, чтобы вас угостить и чаем напоить, только воды не успела принести.
Раздается стук в дверь. Входит Емеля.
Емеля: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка: Здравствуй, Емелюшка! Ты как раз вовремя пришел! Хотела всех чаем угостить, да воды нет; вот, видишь, ведра мои расписные, они у меня пустые. Может, ты сходишь?
Емеля: С удовольствием схожу, и воды вам принесу. Ой! Ой! Но только беда у меня случилась, все мои носки прохудились, а на улице холодно, вы мне не поможете заплатку залатать?
Дети: Да! Поможем!
Емеля раздает носки, дети подбирают нужную заплатку.
Игра «Подбери заплатку» (Приложение 3, Приложение 8)
Хозяйка проверяет выполнение задания.
Вопросы к детям: «Почему ты эту заплатку залатал?»
Ответы: «Эта заплатка такого же цвета, как и носок» или «Заплатка такой же формы, как и дырка» и т.д.
Хозяйка: Ну что, Емеля, тебе понравилось, как дети залатали носки?
Емеля хвалит детей.
Хозяйка: Емеля, какой ты не бережливый, столько носок у тебя протертых.
Емеля: Да ничего страшного. Вот на ярмарку поеду и новые куплю: зимние, теплые, связанные из пряжи.
Хозяйка: Да ты знаешь, сколько труда и терпения нужно, чтобы связать теплые, шерстяные носки. Не зря в народе говорят, что терпение и труд все перетрут. Давайте, ребятки, напомним Емеле пословицы о труде.
Пословицы о труде (Приложение 4)
Хозяйка: А теперь, Емелюшка, садись и послушай рассказ о том, откуда появляются шерстяные носки и другие вязаные изделия, а дети мне помогут: что знают, то и скажут. Еще давным-давно люди заметили, что шерсть домашних животных очень теплая. Дети, вспомните и назовите мне этих животных.
Ответы детей (коза, овца, баран).
(Воспитатель выставляет рисунки животных)
Хозяйка: Для того, чтобы шерсть была хорошего качества, животное в начале мыли, сушили, затем уже стригли. Дети, как вы думаете, чем стригли овечку?
Ответы детей (ножницами).
Готовую шерсть люди назвали волной. Давайте все вместе повторим это слово. Чтобы волна была ровной и гладкой, ее чесали вот такой честкой. Я сейчас раздам клочки чесанной волны, пощупайте, потрогайте, помните, понюхайте и назовите мне свойства волны.
Дети: мягкая, пушистая, теплая, шелковистая, нежная, ласковая.
Хозяйка: Вот из этой волны получилась нитка, давайте и мы попробуем сделать нить: потяните, покрутите ниточку пальчиками. Трудно! Не получается! Для того, чтобы работа спорилась, помогало старинное орудие труда – прялка и еще было веретено. Бабушка садилась за эту прялку, клала волну или по-другому «кудель», в вилочку и пряла, ниточка тянулась на катушку и получался клубок пряжи. Дети, что делали из этой пряжи?
Ответы детей: Вязали носки, шарфы и т.д.
Хозяйка: А чем они вязали?
Ответы: Вязали спицами, крючком.
Хозяйка: У вас, наверно, дома тоже есть вязаные вещи?
Ответы: 2-3 рассказа о вязаных вещах, которые есть дома. Пример: У меня дома есть вязаный шарф. Его связала бабушка. Он теплый, зеленого цвета, как моя шапка. Мне нравится в нем гулять
Хозяйка: А теперь давайте отдохнем.
Психогимнастика «Перчатки из шерсти барашка» (Приложение 5)
Хозяйка: Я вам предлагаю составить технологическую карту изготовления шерстяного изделия. Возьмите заготовки технологической карты и соедините изображения в нужной последовательности. (Приложение 6)
Правильное соединение: овца → ножницы → волна → честка → прялка → клубок → спицы → варежки.
Хозяйка: Расскажи, Катюша, как ты составила технологическую карта?
Ответы 3-4 детей: рассказы по плану: технологической карте.
Хозяйка: Емеля, ты запомнил процесс изготовления вязаного изделия? Сейчас мы посмотрим. Я приготовила выставку разных изделий, нужно выбрать только те, которые связаны из ниток.
Игра «Узнай вязаную вещь»: дети находят на выставке вязаные изделия.
Хозяйка: Расскажи, Егорушка, почему выбрал эту вещь? (Рассказы 2-3 детей)
Хозяйка: Дети, а вы хотите подарить Емеле вязаные вещи, сделанные своими руками? Тогда подумайте, как мы могли бы сделать «вязаную» вещь и приступайте к работе.
Ручной труд «Подарок для Емели» (посыпание, обматывание, рисование) (Приложение 7)
Хозяйка: Сережа! Что ты подаришь Емеле?
Ответ: Я подарю варежки.
Хозяйка: Каким способом ты выполнил свою работу?
Ответ: Я посыпал варежку резаной шерстяной пряжей или «Я обматывал шарф шерстяной ниткой» и т.д.
Хозяйка: Теперь пусть работы подсохнут, чтобы Емеля смог их забрать с собой. Ну что, Емеля, хорошие изделия получились? Видишь, сколько времени и труда необходимо для этого. В старину наши бабушки и прабабушки собирались в русской избе, как и мы сегодня с вами собрались и длинными, осенними вечерами, когда заканчивались работы в поле и на огороде, занимались рукоделием: кто шил, вязал, ткал, прял, кружева плел. Вот этому и был посвящен праздник Матренин день. Да разве это была работа, это была радость, одно удовольствие для них. А вы сегодня, мои хорошие, получили удовольствие? Что вам понравилось и запомнилось на наших посиделках?
(Анализ занятия. Дети рассказывают и показывают карточки: красная – понравилось, синяя – не понравилось. Спросить, что понравилось или не понравилось.)
Хозяйка: И вы мне сегодня понравились, были активными, составляли интересные рассказы, сделали прекрасные поделки. Ну а после хорошей работы можно повеселиться: песни попеть, хороводы поводить и чаю с пирогами попить. Ой! А про пироги-то я и забыла. Они уже готовы, только чая нет.
Емеля: Да есть чай! За ваши подарки, за ваше доброе гостеприимное отношение, я вспомнил волшебные слова и попросил помочь самовар вскипеть; он уже готов.
Дети моют руки и пьют чай с пирогами.
Литература
- Знакомство детей с русским народным творчеством/ Авт.-сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А Маркеева, О. Н. Корепанова и др.—3-е изд., перераб. и дополн.— СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа — СПб: АКЦИДЕНТ, 1997.
- Народный календарь — основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа. / Николаева СР., Катышева И.В., Комбарова Г.Н. и др.- СПб- «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Российский Этнографический музей — детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О. А., Зязева ЛК, Прокофьева С. А. и др. — СПб: «АЕТСТВО-ПРЕСО>, 2001.