Практика реализации социальных проектов — это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут вам, как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах.
Работая над социальным проектом, решая социальные проблемы конкретного сообщества, принимая на себя ответственность за будущее своего родного поселка или города, вы тем самым становитесь Личностью, Гражданином, Жителем планеты Земля.
А.С. Прутченков.
Пояснительная записка
В рамках модернизации образования в России необходимо обеспечить реальную (а не показную) продуктивность школьного обучения и всё больше убеждает современных педагогов, что образование может быть переориентировано с трансляции знаний и контроля его формального усвоения учеником на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной учёбы, результаты которой предъявляются в конкретном социально значимом продукте.
Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном и воспитательном процессе. Особое место среди учебных проектов занимают социальные проекты.
Метод социального проектирования, который включает в себя полный цикл выполнения проекта – от замысла до его реализации и оценки – является органичным личностному росту школьника.
Проектный метод не отрицает, а дополняет остальные, особенно информационные методы обучения. В силу своей особой специфики, проживая в собственном творчестве специально организованные образовательные ситуации, ученик развивает при этом свой внутренний мир, свои умственные возможности и способности, обеспечивая, свой личностный, так и общекультурный рост.
Благодаря социальным проектам школьники получают опыт того, каким образом, возможно, разрабатывать и решать конкретные задачи. Полученный школьниками практический опыт проектирования и результативного решения социальных проблем – это само по себе очень важный результат программы.
Участвуя в программе, учащиеся становятся центром социальной активности микрорайона и сообщества и под руководством педагогов могут инициировать и поддерживать социальную активность населения.
Ценность программы состоит в том, что теоретическая часть предназначена для учащихся старших классов (9-11 кл), а в реализации практической части (проекта) могут участвовать учащиеся разных возрастных групп.
Содержание программы предполагает выход за рамки традиционных учебных предметов. Она знакомит школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их применения.
Цель курса: Создание условий по вовлечению обучающихся в реальную практическую деятельность и решению социальных проблем местного сообщества.
Задачи курса:
- Повышение социальной активности старшеклассников, их готовности принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
- Формирование у членов проектных групп навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
- Совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).
Учебно-тематический план
(См. Приложение 6)
Содержание программы
Раздел 1. Введение в социальное проектирование
Тема 1. Понятие, цели задачи социального проектирования
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде: а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений; б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.); в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Тема 2. Формирование группы
Мотивация предполагаемых участников проекта. Создание коллективного портрета человека, обладающего качествами социально ответственной личности, необходимого участникам проектирования. (Приложение 1)
Формирование команды (создать группу единомышленников, оценить возможности и степень участия каждого члена группы). Формирование корпоративной культуры (внутренние правила, обычаи, ритуалы, символика).
Раздел 2. Подготовка проекта
Тема 3. Изучение общественного мнения
Изучить социальную ситуацию в микрорайоне. Провести социальный опрос, анкетирование, изучения материалов печати, телевидения, встреча с местными руководителями, специалистами. {3}. Составить подробный отчет о проведенном исследовании.
Тема 4. Формулировка актуальной социальной проблемы
Сформулировать социальную проблему (или проблемы), в решении которой может принять участие группа. Определить причину её существования. При выборе необходимо учитывать: важность проблемы для микрорайона, масштабность (какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы).
Тема 5. Изучение возможностей участия в проекте
Изучить возможности команды, которая непосредственно будет заниматься реализацией проекта.
Тема 6. Определение цели и задач социального проекта
Определить "аудиторию" проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект. Сформулировать основную цель социального проекта. В соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы.
Тема 7. Составление плана работы
Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта. Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта. Определить ответственных за каждый пункт плана. (Приложение 2)
Тема 8. Составление рабочего графика
Составить график выполнения всех пунктов плана. Оформить график в виде таблицы. (Приложение 3)
Тема 9. Определение обязанностей и их распределение в команде
Составить перечень обязанностей, необходимых для реализации плана. Описать основное содержание каждой обязанности. Распределить обязанности между членами команды.
При распределении обязанностей необходимо использовать принцип добровольности, т.е. учитывать желание участника, а также его индивидуальные особенности, опыт, знания, способности и уровень подготовленности.
Тема 10. Определение ресурсов и источников их получения
Составить перечень необходимых ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных). Определить необходимый объем ресурсов. Составить список источников получения ресурсов.
Тема 11. Составление бюджета
Определить источники поступления денежных средств и их объем. Составить список предстоящих расходов. Определить разницу между доходами и расходами.
Все денежные поступления и расходы должны быть обязательно документально зафиксированы и оприходованы. Для этого заводится отдельная бухгалтерская книга. Все израсходованные суммы должны быть подтверждены документально: чеками, актами и другими документами.
Тема 12. Обучение членов команды
Разъяснить обязанности каждого участника проекта. Обучить членов команды, работающих над реализацией проекта. Создание (обсуждение) памятки участника проекта. (Приложение 4)
Тема 13. Оформление проекта
Оформление проекта в виде словесного описания предполагаемых действий, подбор наглядного материала, построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем. Отбор и размещение фотографий, составление каталога публикаций по проблеме, числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления проекта. Составление слайд-презентации, создание видеоролика и др.
Тема 14. Формирование общественного мнения
Познакомить общественность с основными целями, идеями и содержанием социального проекта. Методы: оформление плакатов, листовок, фото- и видеоматериалов, встречи и беседы с местными жителями, привлечение средств массовой информации, специалистов, экспертов, работников государственных учреждений и организаций. Презентация проекта на выставках, конкурсах, фестивалях.
Раздел 3. Реализация проекта
Тема 15. Поиск партнеров по реализации проекта
Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта. Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах. Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров.
Возможные деловые партнеры: органы власти, общественные объединения, предприятия, связанные с решаемой проблемой, образовательные учреждения, благотворители, спонсоры и грантодатели.
Тема 16. Проведение официальных переговоров
Составить план предстоящей встречи, определить предмет договора, подбор аргументов, убеждающих партнёра в важности проекта.
Встреча с деловыми партнёрами. Определение долевого участия каждого партнера в реализации проекта.
Заключить устный или письменный договор о сотрудничестве.
Тема 17. Получение необходимых ресурсов
Своевременно получить необходимые ресурсы. Организовать учет ресурсов.
Тема 18. Проведение плановых мероприятий
Реализация намеченной программы действий.
Тема 19. Оценка и контроль выполнения плана
Отчёт участников группы о ходе реализации проекта.
Тема 20. Корректировка хода реализации проекта
Изменить план по итогам оценки и контроля плановых мероприятий.
Раздел 4. Итоги работы над проектом
Тема 21. Анализ результатов работы над проектом
Подвести итоги выполнения поставленных задач. Соотнести результаты с поставленной целью, оценить степень ее достижения (в процентах). (Приложение 5) Отметить вклад каждого участника проекта в его реализацию. Составить отчет команды о работе над социальной проблемой.
Тема 22. Информирование общественности о результатах работы
Проинформировать с помощью прессы общественность и государственные органы о результатах реализации проекта. Собрать материалы для средств массовой информации, посвященные проекту (репортаж, письма-отзывы, мнение специалистов и др.) Распространение официального пресс-релиза, посвященного проекту.
Тема 23. Закрытие проекта
Предоставление финансовой отчетности благотворителям, спонсорам и грантодателям, а также (если потребуется) государственным органам. Прекращение действия договоров.
Литература
- Антонюк Г.А. Социальное проектирование (некоторые методологические аспекты). Минск, 1978.
- Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1996.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников: (педагогическая наука - реформе школы). - М., 1988.
- Новикова С. Методика составления социологической анкеты. - М.: МПА, 1993. - 58
- Организация профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Авторы-составители С.В. Кривых, Г.Н.Шорникова. В.М. Жураковская. Часть 2. - Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004. - 213с.
- Прутченков А. С. Шаг за шагом, или технология подготовки и реализации социального проекта. «Граждановедение» № 41, 1999 г., №№ 4, 5, 6, 49, 2000 г., № 6, 7, 2001.
- Симоненко В.Д., Жураковская В.М. Творческие проекты старшеклассников.- г. Брянск: Издательство БГПУ, 1998. - 232 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. - М.: Изд-во Самарский университет, 1995. - 239 с.