Повторительно-обобщающий в 7-м классе по теме: "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Разделы: Физика


Тип урока: урок обобщения и повторения.

Цели урока:

1. Образовательная:

  • повторить и систематизировать знания по данной теме, расширить кругозор учащихся.

2. Развивающая:

  • создать условия для активизации познавательной деятельности;
  • развивать способности учащихся грамотно выражать свои мысли.

3. Воспитательная:

  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • воспитывать навыки коммуникативного общения.

Задачи урока:

  • формирование умения наблюдать, высказывать гипотезы;
  • развитие умения «видеть» физику в окружающем мире;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • расширение кругозора учащихся.

Методы обучения:

  • репродуктивный;
  • наглядно-иллюстративный;
  • исследовательский.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Ход урока

1. Организационный момент.

Задача: создать благоприятный психологический настрой на урок.

Учитель зачитывает эпиграф урока. (Слайд 1)

Все известно вокруг,
Тем не менее
На Земле еще много того,
Что достойно порой удивления
И твоего и моего.
Удивляйся росе,
Удивляйся цветам,
Удивляйся упругости стали,
Удивляйся тому,
Чему люди порой
Удивляться совсем перестали

(Демонстрирует мыльные пузыри.)

Ребята, скажите, вы удивляетесь этой картине? (Да.)

Я тоже. Сегодня мы еще поговорим о мыльных пузырях, а сейчас я хочу обратиться к вам: думаю, что физика это наука, которая чаще других заставляет удивляться. При этом постоянно можно услышать, что физика – сложный предмет. Полюбите этот предмет, тогда вы будете его понимать.

Физика – это жизнь, она объясняет все природные явления.

Сегодня мы будем говорить о физической величине – давлении.

Тема нашего урока: «Давление твердых тел, жидкостей и газов». (Слайд 2)

(Предлагает записать тему урока на рабочем листе.)

Ребята,
Давление, как трение
Имеет пользу и вред.
Пусть оно сегодня
Не принесет нам бед.
Пусть никто и ничто
Не надавит на вас,
Работайте, показывайте класс!

2. Воспроизведение опорных знаний.

А) Аукцион.

Начинается аукцион.

Ребята, что такое аукцион?

Предполагаемый ответ: распродажа за большую плату.

Ваша плата – знания.

Объясняет условия аукциона. При необходимости сам задает вопросы классу.

1 лот: формула р = F/S (Слайд 3)

Предполагаемые ответы:

  • Формула для расчёта давления твёрдых тел.
  • р зависит от силы.
  • р зависит от S.
  • Чем > S, тем < р
  • Чем < S, тем > р.
  • F измеряется в ньютонах.
  • S измеряется в м2.
  • р измеряется в Па.

(Победитель получает медаль, на которой написана формула и запоминалка.)

2 лот: портрет Блеза Паскаля. (Слайд 4)

Учащиеся рассказывают всё, что знают о Паскале.

(Победитель получает портрет Блеза Паскаля, со стихотворением о его законе). (Слайд 5-6)

Благодаря аукциону мы повторили теорию, ничего не объясняя.

Кто ничего не объясняет,
Тот ничего не понимает.
Кто ничего не понимает,
Тот вено хнычет и скучает.

(Слайд 7)

(Учитель вновь демонстрирует мыльные пузыри.)

Б) Решение качественных задач.

Вопрос 1. Почему мыльные пузыри приобретают форму шара?

В руках учителя два яйца, одно сырое, другое варёное. В одном из них отверстие.

Предполагаемые ответы: согласно закону Паскаля, давление жидкостей и газов передаётся по всем направлениям одинаково.

Вопрос 2:

А) Какое яйцо сырое, а какое варёное?

Б) Почему вареное яйцо не разбилось вдребезги?

Предполагаемые ответы:

А) При выстреле в яйце образуется отверстие, т. к. давление пули в этом яйце передаётся лишь по направлению её движения.

В) Сырое яйцо разбивается вдребезги, т.к. давление пули в жидкости, согласно закону Паскаля, передаётся одинаково по всем направлениям.

(Демонстрирует подобный опыт: при падении сырое яйцо разбивается, а варёное, лишь чуть потрескивается.)

3. Практическая работа в группах.

Задача: применить полученные знания на практике.

Сообщает учащимся, что работа на данном этапе будет происходить в группах.

Как будем работать в группах?

Предлагает расшифровать слово. (Слайд 8)

И –

Д –

Е –

А –

Л –

Возможен вариант:

И – итересно (Слайд 9)

Д – дружно

Е – едино

А – активно

Л – легко

А) Расчет давления.

Объясняет задание:

1. На столах лежат по три бруска. Необходимо расположить бруски так, чтобы они оказывали наименьшее р, наибольшее р.

2. Раздаёт деревянные бруски, просит рассмотреть их, найти ту грань, на которой написана формула. Необходимо поставить брусок на стол этой гранью.

Ребята, давайте сделаем предположение: давление какого бруска будет больше, меньше? (Выдвигают гипотезу.)

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных одним воображением».
М.В.Ломоносов.

(Слайд 10)

Проверим ваше предположение, рассчитайте давление бруска на стол. (Масса дана).

Учащиеся рассчитывают давление, записи оформляют на рабочем листе.

Группы, справившиеся с работой, получают дополнительное задание. Сообщают результаты. Делают выводы.

Физкультурная пауза.

1. Сообщает учащимся девиз урока:

«Через руки, через чувства, через разум».

(Слайд11)

Предлагает встать, повторить слова и движения за ним.

2. Обращается с просьбой продемонстрировать способ увеличения давления своего тела на пол ...

- Встают на одну ногу.
- Берут что-либо в руки.

А как можно уменьшить давление? (Лечь.)

Сегодня уже говорилось о том, что физика – это жизнь, разбираясь в ней, можно объяснить многие вопросы.

Б) Разрешение жизненных ситуаций.

Давайте попробуем разобраться в таких ситуациях:

1. Начинающий факир составил для себя следующий план подготовки к лежанию на гвоздях: сначала привыкнуть лежать на 200 гвоздях, затем на 300 гвоздях и.т.д., постепенно доводя число гвоздей до 2000. Каков недостаток этого плана? (Всё нужно было делать наоборот.)

2. Капитан Врунгель вернувшись из очередного кругосветного путешествия, рассказывает:

«У нас в кают-компании на стене висит ружьё. Старинное охотничье ружьё. Так вот, это самое ружьё непременно раз в год стреляет. И в этом году – как бабахнет! Мы как раз стояли у острова. Я врываюсь в кают-компанию и что же вижу? Ружьё раскачивается на стене, как маятник в шторм, а пуля пробила насквозь аквариум с моими золотыми рыбками…
Вода выливается через дыры, а бедные рыбки подпрыгивают, бьются о дно… Пришлось мне заткнуть дыры и вызвать своих помощников».

Какая деталь в рассказе капитана Врунгеля противоречит закону физики? (Пуля, попавшая в сосуд с водой, разбивает его вдребезги, так как давление передаётся водой одинаково по всем направлениям, по закону Паскаля. А если бы пуля попала в пустой аквариум, то она бы не разбила его вдребезги.)

Отвечали, объясняли,
Вычисляли, рассуждали,
На одной ноге стояли…

В настоящее время, на уроке приходится работать с тестами, такой вид деятельности всё чаще предлагается на экзаменах, при поступлении в ВУЗы.

4. Систематизация знаний (работа с тестом).

Раздаёт учащимся тест (3 вопроса). (Слайд 12-14)

Учащиеся на рабочих листах отмечают «+» правильные варианты ответа. По окончании работы сдают рабочие листы.

5. Домашнее задание.

Раздает листы с домашним заданием. Объясняет домашнее задание.

Получают д/з. Запись в дневник не требуется.

6. Рефлексия.

Подводит итог работы на уроке.

Сделать открытие сложно,
Но потрудившись можно.
На то и дан итоговый урок,
Чтоб каждый обобщить
Все знания по теме мог.
Чтоб стали они
Не бутоном, а цветком,
И уж тем более не лепестком.

Предлагает учащимся, уходя с урока, закрепить самоклеящиеся листочки в соответствующую часть букета.

Уходя с урока, учащиеся закрепляют листочки на нарисованные цветы.

Оцените уровень полученных знаний по теме.

Благодарит за работу на уроке. (Слайд 15)

Приложение